Содержание
- 1 Лидеры автомобильной промышленности
- 2 Политическая точка зрения
- 3 Затраты производителя
- 4 SMMT требует большего
- 5 Продажи в Великобритании выросли
- 6 Возможность из Китая
- 7 Отношения Великобритании и ЕС остаются напряженными
- 8 Опасения ZEV сохраняются
- 9 Великобритании нужны стимулы
- 10 Вопросы, которые ждут производителей автомобилей класса люкс впереди
После публикации новой промышленной стратегии Великобритании на Международном автомобильном саммите SMMT обсудили ее влияние на автопроизводителей. Специальный редактор Autovista24 Фил Карри обобщает ключевые моменты обсуждения.
В предыдущие годы на Международном автомобильном саммите SMMT основное внимание уделялось обсуждению одной большой проблемы. В этом году на мероприятии обсуждались сразу несколько вопросов. Это касалось новой промышленной стратегии, международной торговли и транспортных средств с нулевым уровнем выбросов (ZEVS).
Автомобильная промышленность Великобритании находится под влиянием геополитических факторов. Сделка с США предусматривает более выгодные тарифные условия по сравнению с другими рынками. Между тем, страна остается более открытой для китайских автопроизводителей, некоторые из которых уже прочно обосновались на рынке.
Также существует стремление к повышению экологичности. Это касается не только выхлопных труб, но и компонентов и методов производства, используемых в автомобилестроении. Между тем, мандат ZEV и запрет на продажу новых автомобилей на бензине и дизельном топливе с 2030 года могут создать проблемы для британских автопроизводителей.
Однако за несколько дней до саммита правительство Великобритании объявило о новой промышленной стратегии, направленной на поддержку автомобильной промышленности. Это стало главной темой обсуждения на мероприятии. Был признан вклад этого сектора в экономику страны, и SMMT приветствовала его подход.
Лидеры автомобильной промышленности
Великобритания столкнулась с длительным периодом политической неопределенности. После референдума по Brexit в 2016 году в стране наблюдалась заметная нестабильность. Это включало в себя смену премьер-министров и политики. Неопределенность не была редкостью. Однако после прошлогодних всеобщих выборов политический ландшафт страны, похоже, выровнялся.
Майк Хоуз, исполнительный директор SMMT
«Если смотреть шире, то в Великобритании, несомненно, восстановилась политическая стабильность, что дает нам преимущество. Я имею в виду, что в течение многих-многих лет у нас была политическая нестабильность, из-за которой Великобритании было намного сложнее попасть на инвестиционные карты», — сказал на конференции исполнительный директор SMMT Майк Хоуз.
Тем не менее, несмотря на этот позитив, страна сталкивается с некоторыми внутренними проблемами.
‘На данный момент затраты на электроэнергию остаются самыми высокими в мире», — сказал он. «На международном уровне мы находимся в худшем положении по тарифам для бизнеса и в числе худших по бремени государственного регулирования капитальных вложений.
‘Учитывая, что международные условия создают проблемы, которые нам неподвластны, имеет смысл облегчить бремя, которое мы контролируем. Это означает, что государство должно применять комплексный подход к повышению конкурентоспособности», — продолжил Хейз.
Учитывая это, промышленная стратегия правительства была одобрена отраслевым сообществом: «Вы увидите, что в ней основное внимание уделяется передовому производству как одному из растущих секторов, а автомобилестроение упоминается повсюду, подчеркивая нашу важность для экономического роста, создания высокооплачиваемых рабочих мест и благосостояния», — сказал он.
Стратегия подчеркивает потенциал роста автомобильного сектора, что означает, что ему будет уделено приоритетное внимание как отрасли обрабатывающей промышленности. В то же время правительство намерено снизить затраты на электроэнергию для тех, кто использует больше всего энергии, включая производство автомобилей.
Также существует план по укреплению цепочек поставок и стимулированию инноваций. В рамках инициативы Drive35 будет выделено 2,5 миллиарда фунтов стерлингов (2,93 миллиарда евро) на финансирование капитальных вложений и исследований и разработок (R&D).
Политическая точка зрения
‘Эта промышленная стратегия представляет собой амбициозный 10-летний план, призванный положить начало эпохе экономического процветания», — заявил Джонатон Рейнольдс, член парламента, государственный секретарь Великобритании по делам бизнеса и торговли.
‘Но эта стратегия также является признаком того, что мы меняем правила игры», — сказал он. «Нам нужен подход, при котором Великобритания сможет соответствовать требованиям следующего десятилетия, а не пытаться догонять конкурентов’.
Джонатон Рейнольдс, член парламента, государственный секретарь Великобритании по делам бизнеса и торговли
«Наш план развития производственного сектора определяет, как Великобритания укрепит свои позиции в качестве лучшего места в мире для создания, роста и инвестирования в передовое производство. На практике это означает стремление почти удвоить ежегодные инвестиции в отрасль к 2035 году. А в автомобильном секторе это означает увеличение объема производства до более чем 1,3 миллиона автомобилей к 2035 году’.
Затраты производителя
Рейнольдс также рассказал о затратах, с которыми в настоящее время сталкиваются производители. «С 2027 года новая британская программа повышения конкурентоспособности промышленности позволит снизить затраты на электроэнергию до 40 фунтов стерлингов за мегаватт-час для более чем 7000 предприятий, использующих электроэнергию в производстве, многие из которых относятся к нашему автомобильному сектору.
‘Мы сделаем это без какого-либо увеличения счетов для любого другого бизнеса или домохозяйств, а также без повышения налогов на их оплату», — сказал он.
Однако некоторые скептически отнеслись к вопросу о стоимости энергии. ‘Затраты на энергоносители — это вопрос конкурентоспособности номер один для многих в нашем профсоюзе. Новость о планах на 2027 год приветствуется, но пользы от этого будет немного», — прокомментировал Стив Тернер, помощник генерального секретаря Unite the Union по производству.
‘В зависимости от объемов, это позволит сэкономить от 15 до 20 евро на транспортном средстве. Изменения в системе национального страхования, внесенные ранее нынешним правительством, добавили 250 евро на транспортное средство. Таким образом, вы должны что-то сделать с ценами на энергоносители.
‘Если мы хотим быть конкурентоспособными, особенно в области новых технологий, таких как разработка аккумуляторов, нам нужно больше. Кто бы инвестировал в Великобританию, если бы затраты на электроэнергию были непропорционально высокими?’ Задался вопросом Тернер.
SMMT требует большего
Недавно SMMT опубликовала новый отчет, в котором изложены ее амбиции в отношении автомобильной промышленности Великобритании. Они включают в себя возвращение Великобритании в число 15 крупнейших мировых производителей автомобилей, введение льгот на покупку автомобилей ZEVS и обязательное предоставление инфраструктуры для зарядки и заправки общественного транспорта.
В нем также говорилось о желании создать рынок новых автомобилей объемом более 2,2 млн единиц. Такого объема не достигалось со времен, предшествовавших пандемии COVID-19.
‘Наше стремление перейти на мобильность с нулевым уровнем выбросов, которое мы разделяем с правительством, приведет к тому, что к 2035 году автомобили и фургоны будут все больше обезуглероживаться, а затем и большегрузные транспортные средства», — написал Хоуз во введении к отчету.
‘Но путь к достижению этой цели вымощен препятствиями. Тарифы и торговый протекционизм коренным образом изменили глобальную торговую среду, экономическая неопределенность сдерживает экономический рост и доступность для потребителей, и, таким образом, спрос ограничен.
‘Тем не менее, роль UK automotive как ключевого фактора достижения чистого нуля и экономического успеха остается неизменной. Наш сектор напрямую приносит экономике более 25 миллиардов фунтов стерлингов дохода и экспортирует более 44 миллиардов фунтов стерлингов в год, при этом в нем занято около 800 000 человек», — отметил Хоуз.
‘Мы вдохновляем на инновации, располагая 23 научно-исследовательскими и девятью дизайн-центрами, которые осваивают технологии будущего.
‘Мы движемся по пути перехода к нулевому уровню выбросов, выпустив на дороги более миллиона автомобилей с нулевым уровнем выбросов за последние пять лет, несмотря на сдержанный рынок», — добавил Хейз.
Продажи в Великобритании выросли
Ранее в этом году США ввели пошлины на многие товары, ввозимые в страну, включая транспортные средства. Затем, в начале мая, Великобритания согласовала условия снижения тарифов на 10% на экспорт в США. Это приводит к тому, что в других европейских странах действуют более высокие ставки, что ставит Великобританию в более выгодное положение.
‘Великобритания была первой и пока единственной страной, заключившей сделку, и автомобилестроение находится в авангарде этой сделки. Как мы знаем из опыта Дональда Трампа, автомобилестроение — чувствительный сектор. Таким образом, мы не недооцениваем, насколько сложными и успешными были переговоры в этом отношении», — заявил Хейз.
«Эти переговоры позволили нам отказаться от наихудших тарифов. Для этого требуется снизить тариф с 27,5% до 10%, что, по-видимому, становится новой нормой при нынешней администрации. Мы надеемся, что все эти сделки — это фундамент, а не потолок», — добавил он.
Возможность из Китая
Китай также открывает новые возможности для Великобритании. В последние годы на рынок вышли несколько китайских автопроизводителей, в том числе BYD, Chery, SAIC и Xpeng. Это расширяет возможности для локальных инвестиций.
‘Если вы посмотрите на историю автомобилестроения, то увидите, что за последние два-три года появились китайские бренды, и их становится все больше. Локализация — это то, чем мы должны заниматься, и именно поэтому я всегда говорю, что это открытая тема», — сказал аудитории Виктор Чжан, региональный директор Omoda и Jaecoo UK в Великобритании.
‘Мы вели переговоры с соответствующими сторонами, поэтому я думаю, что другие китайские компании также рассматривают этот вариант. Я думаю, что это только вопрос времени, когда мы услышим больше новостей о росте производства в Китае’.
Слева направо: Джонатан Смарт из Shoosmiths, Джастин Уэбб из BBC Americast, сэр Шерард Каупер-Коулз из CBBC, Салли Джонс из Департамента бизнеса и торговли и Ананд Менон из Великобритании в меняющейся Европе.
Сэр Шерард Каупер-Коулз, председатель Китайско-британского делового совета (CBBC), также рассказал о торговых отношениях между двумя странами.
‘Азия — это место, где наблюдается экономический рост, не только с точки зрения экспорта, но и с точки зрения инвестиций», — сказал он.» Британия ведет такую же торговлю с Гонконгом, как и мы с Японией. Мы получаем в четыре с половиной раза больше инвестиций из Китая через Гонконг, чем из ЕС, поэтому мы должны участвовать.
«В Китае насчитывается 40 заводов-гигафабрик по производству аккумуляторов, и только один в Великобритании. Благодаря CBBC мы знаем, что китайские инвесторы, отчасти из-за политики США, отчасти потому, что им нравится Великобритания, ищут здесь партнеров», — добавил Каупер-Коулз.
Отношения Великобритании и ЕС остаются напряженными
В то время как отношения Великобритании с США и Китаем выглядят лучше, ситуация с ЕС не выглядит столь позитивной.
«Я подозреваю, что будет очень трудно добиться прогресса в отношениях с Европейским союзом в будущем», — прокомментировал Ананд Менон, директор по Великобритании в меняющейся Европе.
‘Несмотря на благие намерения, высказанные на недавнем саммите Великобритания-ЕС, и теплое отношение к премьер-министру Киру Стармеру, факт остается фактом: для многих в Европейском союзе Великобритания не является приоритетом. Многие также не особенно хотят, чтобы Brexit удался».
‘Итак, для меня остается открытым вопрос, стал ли саммит строительным блоком для чего-то большего в будущем. Или саммит привел нас к чему-то близкому к равновесию, когда речь заходит об экономике. Это может означать, что мы не собираемся далеко отходить от этой позиции в будущем», — добавил он.
Опасения ZEV сохраняются
По словам Хейза, автопроизводители предложили ZEV льготы на сумму более 6,5 млрд фунтов стерлингов с момента введения мандата в начале 2024 года.
«Такой уровень скидок является неприемлемым. Правительство действовало в соответствии с мандатом ZEV, внеся в него изменения, чтобы частично снизить нагрузку на отрасль. Но доверия потребителей к этим новым технологиям по-прежнему нет. Мы хотели бы получить от правительства еще больше стимулов для частных потребителей. Но то, что мы получаем, — это сдерживающие факторы», — заявил Хейз.
В последние месяцы владельцы электромобилей с аккумуляторными батареями (BEV) были обязаны ежегодно уплачивать акциз на транспортные средства. Теперь они также имеют право на получение надбавки к налогу на дорогие автомобили, которая увеличивает налог, если автомобиль продается более чем за 40 000 фунтов стерлингов.
Великобритании нужны стимулы
Тем не менее, BEV становятся все более доступными, а водителям доступны более дешевые варианты. ‘Например, в апреле электромобиль Skoda Elroq стал лидером продаж в Европе и Великобритании по цене около 31 000 фунтов стерлингов», — прокомментировал Дэмиен О’Салливан, управляющий директор Volkswagen Group в Великобритании.
— Итак, сейчас у вас есть автомобили, которые становятся все более доступными, но по-прежнему существует большой разрыв в доступе розничных покупателей к электромобилям’.
‘Мы видим рост в большей степени в автопарке, чем в розничной торговле, поэтому нам крайне необходимы стимулы для розничных покупателей, чтобы они приходили и покупали электромобили (EV). Если вы посмотрите, например, на Норвегию, которая является лидером по внедрению электромобилей, то в этой стране действуют льготы в виде гораздо более низких налоговых ставок и полного исключения ставок НДС.
‘В состоянии ли правительство Великобритании зайти так далеко в текущей экономической ситуации, остается под вопросом, но, безусловно, оно предлагает клиентам стимулы для внесения изменений. Им также необходимо рассмотреть вопрос о стимулировании инфраструктуры зарядки, чтобы было доступно больше очков.
‘Альтернатива — это то, что мы видим прямо сейчас. Водители вообще откладывают смену транспортного средства. Таким образом, у нас на дорогах парк старых автомобилей, а не более свежих электромобилей», — прокомментировал О’Салливан.
Вопросы, которые ждут производителей автомобилей класса люкс впереди
Запрет на продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей к 2030 году также может создать проблемы, особенно для люксовых брендов.
Джастин Уэбб и Адриан Холлмарк, генеральный директор Aston Martin
‘Я очень надеюсь, что мандат ZEV и планируемый запрет не изменятся. Если мы будем знать, что происходит, мы сможем планировать. На разработку автомобиля уходит пять лет, и если изменения будут внедрены через два года, вернуться назад будет невозможно», — подчеркнул Адриан Холлмарк, генеральный директор Aston Martin.
«Поэтому стабильность в этом вопросе важна. Но если посмотреть в будущее, то некоторые страны по всему миру запретят продажу новых автомобилей на бензине и дизельном топливе в 2030 году, другие — в 2035 году, а еще больше — в 2040 году. Другие страны пока не вводят запрет», — добавил он.
Это может поставить Aston Martin в трудное положение, особенно учитывая, что многие из его автомобилей предназначены для экспорта.
«Если мы экспортируем 90% нашей продукции, а Великобритания первой откажется от двигателей, тогда мы должны принять решение», — заявил Холлмарк. ‘Перейдем ли мы на полностью электрическую энергию и рискнем на 90% сократить экспорт? Или уйдем с британского рынка и откажемся от 10%, которые мы производим, для внутреннего рынка? Или мы попытаемся сохранить и то, и другое и нести расходы на это как можно дольше?
‘В течение этого периода мы сталкиваемся с серьезными трудностями, не зная, когда запускать те или иные технологии и быть готовыми к их внедрению на рынке. Поэтому мы верим в электрификацию. Наши клиенты еще не достигли такого уровня внедрения, как некоторые крупные производители», — заключил Холлмарк.