Содержание
- 1 Снижение спроса и предложения
- 2 Это повлияло на остаточную стоимость
- 3 Снижение спроса в Австрии
- 4 Стабильность в сфере жилья на колесах во Франции
- 5 Борющиеся с лихорадкой
- 6 Стабильные поставки в Германию
- 7 Показатели в Италии остаются на прежнем уровне
- 8 Падение предложения в Швейцарии
- 9 Сезонное ослабление в Великобритании
- 10 Тип топлива влияет на стоимость
В июле цены на новые автомобили выросли. В то же время спрос и предложение на подержанные модели снизились. Но как эти факторы влияют на остаточную стоимость автомобилей в Европе? Том Хукер, журналист Autovista24, проанализировал данные вместе с экспертами Autovista Group.
В июле средние цены на новые автомобили на основных европейских автомобильных рынках продолжили расти, что является постоянной тенденцией. В Австрии, Франции, Германии, Испании, Швейцарии и Великобритании этот показатель вырос по сравнению с предыдущим месяцем и в годовом исчислении.
Во Франции был зафиксирован самый большой рост цен в годовом исчислении — на 9,2%, а также самый большой ежемесячный рост цен по прейскуранту — на 3,3%. За ней последовала Австрия, где цены выросли на 8,8% по сравнению с июлем 2024 года.
Испания, Швейцария и Германия также зафиксировали значительный рост цен по прейскуранту на 8,2%, 7,1% и 6,7% соответственно. В Великобритании рост составил 4%, а в Италии — 1,8%. Но что произошло с другими ключевыми показателями рынка?
Снижение спроса и предложения
В рамках другой сохраняющейся тенденции предложение подержанных автомобилей в Европе продолжало сокращаться из года в год. Индекс объема продаж автомобилей двух-четырехлетней давности (AMVI) в Испании продемонстрировал наибольший спад в рекламе, снизившись на 43,6%.
Италия стала единственной страной, где показатель AMVI сократился на 11%. И наоборот, в Великобритании и Франции объемы продаж подержанных автомобилей оставались стабильными по сравнению с другими рынками, снизившись на 4,1% и 1,6% соответственно.
По сравнению с июлем 2024 года индекс объема продаж (SVI) также снизился на всех семи наблюдаемых рынках. За исключением Франции, где рост составил 3,7%. С другой стороны, спрос в Испании снизился на 36,8%. Двузначное снижение SVI также наблюдалось в Великобритании и Германии — на 24,3% и 19,1% соответственно.
Это повлияло на остаточную стоимость
Итак, как эти тенденции влияют на RVS? Рост цен на новые автомобили может привести к тому, что все больше людей обратятся к рынку подержанных автомобилей. Это создает больший спрос, что означает, что абсолютные цены на внедорожники могут вырасти в среднем. Эти показатели увеличивались из года в год почти на всех рынках, за исключением Италии и Испании.
Однако цены на новые автомобили — далеко не единственный фактор, влияющий на стоимость. Доля RV, представленная в процентах от сохраненной цены на новые автомобили (%RV), снизилась на всех семи наблюдаемых рынках.
В таких странах, как Германия и Великобритания, индекс SVI снизился в годовом исчислении сильнее, чем индекс AMVI. Это указывает на то, что спрос падал быстрее, чем предложение, что может оказать давление на RV, поскольку интерес покупателей ослабевает. Таким образом, если бы цены на недвижимость в Швейцарии не увеличились, их процентное соотношение могло бы быть еще более резким.
Швейцария продемонстрировала самый сильный спад в годовом исчислении — на 5,1 процентных пункта (п.п.). Италия и Испания пережили заметное снижение на 4,2 п.п. и 4 п.п. соответственно. В то же время, процентные ставки на недвижимость снизились на 3,5 п.п. во Франции, на 2,8 п.п. в Австрии и на 1,6 п.п. в Германии. Процентные показатели в Великобритании снизились на 1 п.п.
Снижение спроса в Австрии
Индекс потребительских цен в Австрии немного снизился в июле после значительного роста в июне. Количество зарегистрированных продаж сократилось на 1,8% по сравнению с предыдущим месяцем и составило 9,2% в годовом исчислении.
‘В июле аналогичная тенденция наблюдалась в отношении AMVI легковых автомобилей двух-четырехлетней давности. Объем поставок легковых автомобилей этой возрастной категории снизился на 1% по сравнению с июнем и на 5,7% по сравнению с прошлым годом», — сказал Роберт Мадас, региональный руководитель отдела оценки Autovista Group.
Среднее время, необходимое для продажи подержанного автомобиля, в июне незначительно сократилось и составило 67,6 дней. Дизельные автомобили по-прежнему пользуются наибольшей популярностью: в прошлом месяце на их продажу в среднем уходило 59,6 дней. За ними последовали гибридные автомобили с подключаемым модулем (PHEV), срок эксплуатации которых составил 69,5 дней, автомобили на бензиновом топливе — 70,6 дней, а электромобили на аккумуляторных батареях (BEV) — 80,3 дня.
Технология значительно улучшила показатели оборота. Эти модели покинули дилерские центры на 4,4 дня быстрее, чем в июне, и на 6,1 дня быстрее, чем в июле 2024 года. В июле продажи гибридов с полным приводом (HEV) заняли больше всего времени — 81,3 дня.
Процент пробега автомобилей 36-месячной давности при пробеге 60 000 км в прошлом месяце немного снизился в среднем до 48,3%. Это на 0,5 п.п. меньше, чем в июне, но на 2,8 п.п. меньше, чем в июле 2024 года.
‘В июле наибольший объем продаж пришелся на автомобили HEV (52,5%), за ними следуют бензиновые автомобили (50,4%). Далее следуют дизельные модели (49%) и PHEV (45,8%). У BEVs снова самый низкий показатель рентабельности жилья — 39,6%», — отметил Мадас.
Ожидается, что в ближайшие годы процент рентабельности жилья будет снижаться, но более медленными темпами. Это связано с ослаблением спроса и неизменным предложением. По прогнозам, к концу 2025 года доля домов на колесах сократится на 0,2%. В 2026 году прогнозируется чуть большее снижение на 0,7% в годовом исчислении.
Стабильность в сфере жилья на колесах во Франции
Средний пробег автомобилей 36-месячной давности на 60 000 км во Франции в прошлом месяце был относительно стабильным.
‘Это связано с повышением цен по сравнению с предыдущим месяцем. Что еще более важно, цены по сравнению с предыдущим месяцем выросли на 9,2% в годовом исчислении. Это означает, что новые автомобили 2021 года выпуска были дешевле, чем автомобили 2022 года выпуска», — пояснил Людовик Персье, старший аналитик Autovista Group во Франции.
Абсолютные объемы продаж автомобилей с бензиновым двигателем в июле были стабильными и соответствовали рыночным показателям в целом.
Абсолютные объемы продаж дизельных автомобилей в июле незначительно выросли, в то время как модели в среднем простаивали на складе больше дней. Однако силовые агрегаты по-прежнему продавались быстрее, чем автомобили с бензиновым двигателем.
Несмотря на то, что абсолютные показатели RV и цены по прейскуранту были выше, чем у бензиновых автомобилей, доля дизельных RV была почти такой же, как и у их собрата с двигателем внутреннего сгорания (ICE).
Количество гибридных RV росло месяц за месяцем как в процентном, так и в абсолютном выражении. Эти показатели контрастируют с недавним периодом застоя и очень незначительного снижения. В июле самыми продаваемыми силовыми агрегатами были электромобили HEV. Несмотря на то, что некоторые бензиновые автомобили продавались быстрее, в целом, электромобили HEV показали лучшие результаты», — отметил он.
Борющиеся с лихорадкой
И наоборот, количество электромобилей PHEV RV подешевело, в то время как в дилерских центрах эта технология в среднем занимает все больше времени. Самые маленькие и дешевые электромобили PHEV легче и быстрее всего продаются. Предложение подержанных электромобилей PHEV превышает спрос. Это привело к тому, что за последние несколько месяцев продажи электромобилей снизились на 10%.
В июле абсолютный объем продаж электромобилей увеличился. Однако в этом месяце электромобили продавались медленнее всего. На ремонт BEV требовалось в среднем 86,9 дней, что на 3,6 дня больше, чем в июне.
Спрос на BEV во Франции несбалансирован между рынками новых и подержанных автомобилей. Это связано с тем, что стимулы и налоговые льготы распространяются только на покупателей новых автомобилей. Покупатели подержанных автомобилей не готовы платить такую высокую надбавку по сравнению с моделями ICE, — сказал Персье.
Более высокий ассортимент помог сохранить RV. Однако рост цен оказал огромное влияние на стоимость. Социальный лизинг, регулирование кафе и покупатели автопарка привели к снижению стоимости внедорожников BEV. Однако ситуация улучшилась по сравнению с тем временем, когда Tesla и BYD предоставляли огромные скидки на свои автомобили.
Стабильные поставки в Германию
После значительного роста в июне спрос на подержанные автомобили в Германии в июле снизился. По сравнению с предыдущим месяцем этот показатель снизился на 6,3%. В результате также было отмечено значительное снижение на 19,1% в годовом исчислении.
Между тем, предложение легковых автомобилей возрастом от двух до четырех лет оставалось стабильным по сравнению с июнем. Однако общий объем продаж легковых автомобилей в этой возрастной категории снизился на 7,2% по сравнению с предыдущим годом.
‘Среднее количество дней, необходимых для продажи подержанного автомобиля, в июле оставалось стабильным и составило 59,9 дня. Быстрее всего продавались дизельные модели (57,3 дня), за ними следуют электромобили HEV (57,6 дня). PHEVs потребовалось 58,6 дней, чтобы покинуть дилерские центры, за ними последовали бензиновые автомобили — 61,3 дня, в то время как BEVs потребовалось 62,6 дня, чтобы продать их», — заявил Мадас.
Процент пробега автомобилей 36-месячной давности с пробегом 60 000 км в июле снова немного увеличился. Средний процент пробега моделей составил 48,3%. Это на 0,1 п.п. больше по сравнению с июнем, но на 1,6 п.п. меньше в годовом исчислении.
‘Бензиновые автомобили лидировали на рынке с показателем RV в 49,8%. Затем шли дизельные автомобили (49,3%) и HEV (48,8%), за которыми следовали PHEV (43,2%). Цены на жилые дома снова сохранили самый низкий уровень — 37,2%», — сказал он.
Хотя в последнее время в Германии стабилизировался спрос на жилые дома, спрос остается слабым. Можно ожидать, что спрос на жилые дома будет оставаться под давлением. В 2025 году, по прогнозам, доля частных домов на колесах снизится на 2,7% по сравнению с декабрем 2024 года. В 2026 году давление, вероятно, ослабнет, и, по прогнозам, доля частных домов на колесах снизится на 1,4%.
Показатели в Италии остаются на прежнем уровне
Средний показатель пробега автомобилей 36-месячной давности на 60 000 км в июле снизился на 4,2 п.п. в годовом исчислении. Это подтверждает тенденцию к снижению, которая уже наблюдалась в предыдущие месяцы. Этот показатель также снизился на 0,8 п.п. по сравнению с прошлым месяцем. Такие темпы снижения в целом соответствовали тому, что наблюдалось в первой половине 2025 года.
‘По сравнению с прошлым годом цены на все виды топлива резко снизились. Стоит отметить, что автомобили, работающие на сжиженном газе, пострадали меньше всего: их расход снизился на 1,5 п.п. в %. Это подтвердило восстановление доверия покупателей, чему способствовала стабилизация цен на топливо», — сказал Марко Паскетти, руководитель отдела оценки Autovista Group в Италии.
И наоборот, цены на BEV и PHEVs продолжили резкое снижение, снизившись на 4 п.п. и 6,5 п.п. соответственно. Эти две технологии все еще борются за значительную долю рынка. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что данные о продажах новых автомобилей с этими силовыми агрегатами растут, что дает надежду на будущее», — подчеркнул он.
Средние сроки продажи подержанных автомобилей двух-четырехлетней давности увеличились по сравнению с прошлым месяцем и достигли 60,4 дней. Дольше всего продавались автомобили BEVs, которым потребовалось 72,9 дня, чтобы покинуть дилерские центры.
С другой стороны, газобаллонный двигатель оставался самым продаваемым силовым агрегатом, срок годности которого составлял всего 40,8 дней. В целом, самыми быстро продаваемыми моделями в июле были обе модели Dacia: Sandero в среднем продавался 30,9 дней, а Duster — 33,3 дня.
К концу 2025 года прогнозируется снижение спроса на жилье на колесах на 8,5%. В ближайшие годы также прогнозируется дальнейшее снижение, хотя и несколько более медленными темпами.
Падение предложения в Швейцарии
После незначительного увеличения в июне по сравнению с предыдущим месяцем спрос на подержанные автомобили в Швейцарии в июле снизился. Количество зарегистрированных продаж снизилось на 0,3% по сравнению с июнем. В годовом исчислении показатель SVI снизился на 8,5%.
‘Между тем, AMVI легковых автомобилей возрастом от двух до четырех лет в июле незначительно вырос на 0,9% по сравнению с предыдущим месяцем. Однако объем поставок легковых автомобилей этой возрастной категории сократился на 8,8% по сравнению с предыдущим годом», — пояснил Мадас.
Доля автомобилей 36-месячной давности с пробегом 60 000 км в июле снова снизилась, снизившись с 42,8% в июне до 42,4%. В годовом исчислении снижение было более значительным, на 5,1 п.п. ниже значений, зафиксированных 12 месяцев назад.
‘В июле наибольшая доля продаж пришлась на автомобили HEV — 47%. Далее следуют бензиновые автомобили (43,9%), дизельные модели (41,7%) и PHEVs (39,9%). BEV по-прежнему оставались наихудшими силовыми агрегатами. Стоимость полностью электрических автомобилей составляла всего 36,4% от их первоначальной цены по прейскуранту», — заявил он.
В июле продажи легковых автомобилей возрастом от двух до четырех лет были несколько ниже, чем в июне, и в среднем на их реализацию уходило 78,5 дней.
Быстрее всего продавались автомобили HEV (71,6 дня), за ними следуют дизельные автомобили (71,9 дня), бензиновые автомобили (78,3 дня) и BEV (82,8 дня). В то же время, для продажи PHEV потребовалось больше всего времени — в среднем 87,6 дней.
Тенденция к относительно стабильному предложению и низкому спросу сохранится, поскольку в 2025 году будут наблюдаться различные неопределенности. Ожидается, что в ближайшие годы цены будут снижаться, но более медленными темпами. Ожидается, что к концу 2025 года доля RV сократится на 4,2% по сравнению с декабрем 2024 года. В 2026 году ожидается снижение на 1,5% в годовом исчислении.
Сезонное ослабление в Великобритании
«В июле на британском рынке подержанных автомобилей наблюдалось сезонное ослабление, что привело к замедлению розничной активности и снижению стоимости автомобилей», — прокомментировал Джейсон Уиттингтон, региональный руководитель отдела оценки Autovista Group в Великобритании.
‘В прошлом месяце средняя стоимость трехлетнего автомобиля сохранилась на уровне 49,1% от его первоначальной стоимости, что на 1,5 п.п. ниже, чем в июне, и на 1 п.п. ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Такой уровень снижения цен характерен для летних месяцев, когда внимание потребителей часто переключается с покупок автомобилей», — пояснил он.
Активность продаж снизилась на 5,9% по сравнению с предыдущим месяцем, в то время как индекс потребительских цен снизился на 24,3% в годовом исчислении. Это снижение спроса привело к небольшому увеличению доступных запасов, при этом AMVI указывает на то, что на складах дилеров продается на 1,2% больше автомобилей. Несмотря на этот резкий рост, уровень запасов остается на 4,1% ниже, чем в июле 2024 года.
Тип топлива влияет на стоимость
Тип топлива продолжает влиять на остаточную стоимость. Стоимость бензиновых автомобилей по новой цене сохранила 50,2% от их первоначальной стоимости, что на 1,7 п.п. ниже, чем в июне. Продажи дизельных автомобилей выросли на 52%, показав скромный прирост на 1,2 п.п. в годовом исчислении. Вероятно, это произошло из-за сокращения предложения этого некогда доминирующего вида топлива, которое упало на 36,6% в годовом исчислении.
Стоимость гибридов составила 52,9% от их цены по прейскуранту, что является лучшим показателем среди всех силовых агрегатов. В то же время средний показатель PHEV снизился до 47,8%. Автомобили BEV показали самые низкие показатели, сохранив лишь 35,3% от первоначальной стоимости.
Несмотря на снижение активности продаж, дилерам требовалось в среднем 37,4 дня, чтобы продать подержанный автомобиль, что почти не изменилось по сравнению с июнем. Бензиновые автомобили продавались в среднем за 36,9 дней, в то время как гибридам требуется меньше всего времени для продажи — 33,4 дня.
У PHEVs средняя скорость оборота составила 39,4 дня. Продажи автомобилей BEV в дилерских центрах продолжались 39,1 дня, а дизельные автомобили продавались медленнее всего — 41,8 дня.
«Рынок подержанных автомобилей продолжает демонстрировать стабильность, и текущие тенденции в значительной степени отражают типичные сезонные колебания. Glass’s не ожидает серьезных сбоев в динамике спроса и предложения в Великобритании в течение оставшейся части 2025 года. К декабрю прогнозируется умеренное снижение продаж домов на колесах примерно на 3% в годовом исчислении», — заключил Уиттингтон.