К середине 2025 года рынок новых автомобилей в Румынии будет испытывать трудности. Ульмис Хорчидан, руководитель отдела оценки Autovista Group в Румынии, Венгрии, Словении, Словацкой Республике и Чехии, изучает рынок вместе с редактором Autovista24 Томом Геггусом.
В первой половине 2025 года поставки новых автомобилей в Румынию сократились на 22% в годовом исчислении. Политическая нестабильность негативно сказалась на экономике, что напрямую повлияло на программу стимулирования Rabla.
В этом году программа постоянно задерживалась. На момент публикации этой статьи программа Rabla на 2025 год, по всей видимости, вступит в силу 1 сентября. Как ранее обсуждалось в подкасте Autovista24, программа обновления обеспечивает значительный рост продаж новых автомобилей в Румынии.
Запасы новых автомобилей накапливались, поскольку предложение значительно превышало спрос, что привело к увеличению скидок со стороны дилеров. Это была необходимая тактика, поскольку продавцы стремились избежать резкого роста цен, поскольку автомобили простаивали на их складах.
Даже у таких брендов массового рынка, как Dacia, Renault, Hyundai, Ford и Toyota, в первой половине 2025 года количество регистраций сократилось.
Показатели работы силовых агрегатов в Румынии
Эти негативные показатели не были постоянными для всех силовых агрегатов. В соответствии с продолжающейся тенденцией, наибольший объем продаж приходится на комбинированную категорию гибридов с полным и мягким приводом. В категории силовых агрегатов количество зарегистрированных автомобилей увеличилось на 9,5% в годовом исчислении.
И наоборот, в дизельных моделях зафиксирован самый резкий спад — на 47,7%. Это снижение ожидаемо для данного вида топлива, поскольку автопроизводители постепенно сворачивают производство моделей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Наибольший рост в годовом исчислении наблюдался у гибридов с подключаемым модулем (PHEV). Несмотря на то, что эти модели стоят дороже, их мощность на электротяге выше, чем у их гибридных собратьев, работающих на батарейках.
В отношении PHEV наблюдается тенденция, противоположная той, что наблюдается в отношении дизельных силовых агрегатов. С каждым месяцем на рынке появляется все больше подключаемых гибридов, которые являются связующим звеном между гибридами и электромобилями на батарейках (BEV).
Однако и PHEV, и BEV по-прежнему занимают небольшую долю румынского рынка новых автомобилей. Количество зарегистрированных электромобилей сократилось на 44,3% в годовом исчислении, поскольку технология в значительной степени зависит от схем стимулирования.
Отсутствие стимулов влияет на бренды
В первой половине 2025 года в Румынии почти все бренды столкнулись со снижением энергоэффективности. Hyundai, Tesla и даже европейские автопроизводители премиум-класса, такие как BMW, в этом году зафиксировали снижение продаж электромобилей.
Это подчеркивает влияние щедрых стимулирующих программ Rabla на продажи новых электромобилей. Значительное падение продаж Tesla, бренда, который имеет очень хороший имидж в Румынии, подтверждает эту реальность.
Кроме того, в то время как количество новых поставок BEV сократилось, рынок также стал более насыщенным китайскими брендами. За последние два года в стране появились такие автопроизводители, как BYD, Geely, Lynk & Co, Leapmotor, MG, Chery, Farizon и Maxxus.
У этих автопроизводителей большие планы по продажам новых автомобилей. Однако они не будут привлекать новых клиентов, а скорее воспользуются услугами уже существующих.
Управление опытными местными командами, использующими богатый опыт, накопленный другими производителями оборудования, будет способствовать развитию этих брендов. Это включает в себя поддержку действующих дилерских сетей и поставки со складов запасных частей.
Общепризнанное качество и инновации китайских брендов не оставляют места для интерпретаций. Эти автопроизводители используют передовые технологии, электрификацию и возможности подключения к интернету, предлагая широкий модельный ряд. Также существует множество вариантов — от доступных моделей ICE до полноценных гибридов, PHEV и BEV.
Более широкие проблемы с автомобилестроением в Румынии
Румынский рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) также находится в состоянии спада: в первой половине 2025 года было продано всего 6 696 единиц. Это означает снижение на 33% по сравнению с 10 083 единицами, зарегистрированными за тот же период в 2024 году.
Оставшаяся часть 2025 года будет непростой для новых автомобильных рынков Румынии. В дополнение ко многим другим проблемам, существует дополнительный осложняющий фактор. Начиная с 1 августа 2025 года, ставка НДС на различные товары, включая транспортные средства, увеличится с 19% до 21%.
Теперь отрасль должна дождаться сентября и долгожданного возобновления программы Rabla, чтобы получить какой-либо реальный толчок. Мы снова будем возлагать надежды на эти стимулы, которые помогут увеличить продажи новых автомобилей.