Содержание
Поскольку Великобритания вводит льготы на покупку электромобилей с аккумуляторными батареями (BEV), в прошлом месяце на рынке произошел очередной спад поставок новых автомобилей. Редактор специального контента Autovista24 Фил Карри анализирует ситуацию.
В июле на британском рынке новых автомобилей снова начался спад, поскольку в стране продолжался рост числа регистраций на «американских горках».
По данным SMMT, в июле было зарегистрировано 140 154 новых модели. Это на 5% меньше, чем в том же месяце прошлого года. Падение произошло, несмотря на объявление о новых стимулах, направленных на увеличение продаж моделей BEV.
Спрос со стороны частных покупателей за месяц снизился на 3,2% до 51 646 единиц. Между тем, количество зарегистрированных автопарков также сократилось: 85 594 единицы, что на 6,5% меньше, чем в прошлом году. Поставки в бизнес-секторе с низким объемом продаж выросли на 10,4% до 2 914 единиц.
За первые семь месяцев текущего года количество регистраций в Великобритании выросло на 2,4%. Это произошло благодаря высоким показателям в марте, а в мае и июне наблюдался дальнейший рост. В общей сложности в 2025 году было поставлено 1 182 373 единицы техники.
Будут ли предусмотрены льготы?
Правительство Великобритании объявило о новой системе стимулирования покупки новых BEV, которая стала доступна в июле.
Согласно этим планам, производители должны указать свои легковые и легкие коммерческие автомобили, которые будут участвовать в программе. Двухуровневая система поощрения означает, что модели будут иметь право на скидку в размере 3750 фунтов стерлингов (4299 евро) или 1500 фунтов стерлингов.
Размер гранта определяется на основе строгих критериев устойчивости. Автопроизводители должны придерживаться научно обоснованного целевого показателя выбросов. В частности, цели по сокращению выбросов парниковых газов в соответствии с Парижским соглашением об изменении климата.
По данным The Independent, производителям необходимо будет продемонстрировать, что их транспортные средства соответствуют минимальным техническим требованиям. Они также должны предоставить подробную информацию о производственном процессе и установить цель достижения нулевого уровня выбросов углерода.
Выбросы углекислого газа в электросетях на месте производства также будут иметь важное значение. Это будет учитываться при оценке состояния окружающей среды, присвоенной месту сборки транспортных средств и производства аккумуляторов. При оценке выбросов CO2 при производстве аккумуляторов применяется коэффициент 70%, а при сборке транспортных средств — 30%.
Чтобы получить право на участие в программе, стоимость моделей также должна быть ниже 37 000 фунтов стерлингов. Это ниже установленного правительством порога в 40 000 фунтов стерлингов, который по-прежнему применяется к BEV.
Стимулирование имеет важное значение
При выделении 650 миллионов фунтов стерлингов система стимулирования будет действовать до конца апреля 2029 года. Цель состоит в том, чтобы увеличить продажи электромобилей в то время, когда общее количество регистраций остается ниже установленного к 2025 году порога в 28% для автомобилей с нулевым уровнем выбросов (ZEV).
По мере того как в 2030 году продажи новых бензиновых и дизельных автомобилей в Великобритании будут приближаться к концу, эти цели будут увеличиваться. Хотя потребление BEV и улучшилось, оно не достигло ожидаемого уровня.
‘Быстрое внедрение и доступность этого гранта в течение следующих нескольких лет помогут придать импульс, необходимый для того, чтобы рынок электромобилей вырос с одного из четырех на сегодняшний день до четырех из пяти к концу десятилетия», — прокомментировал исполнительный директор SMMT Майк Хоуз.
‘Это объявление является долгожданным ответом на постоянные призывы отрасли к дополнительной поддержке, которая будет предоставлена в дополнение к существенным субсидиям, уже предоставляемым производителями», — добавил он.
Реакция производителей на стимулы
С 5 августа вступают в силу сниженные цены, и первыми моделями, на которые предоставляется скидка в размере 1500 фунтов стерлингов, станут:
- Citroën-C3 и Citroën-C3 Aircross
- Citroën-C4 и Citroën-C4 X
- Citroën «-C5 Aircross
- Citroën «-Берлинго
Поскольку более высокие скидки не предоставляются, это подчеркивает потенциальную сложность достижения требуемого статуса устойчивого развития на максимальную сумму. Некоторые автопроизводители уже начали предоставлять скидки на модели за свой счет.
Объявив о своей поддержке этой программы, MG представила скидку в размере 1500 фунтов стерлингов на некоторые полностью электрические модели, не зависящую от государственного финансирования. Smart UK объявила о собственной программе поощрения в размере 1500 фунтов стерлингов в дополнение к существующим предложениям. Концерн Volkswagen (Фольксваген) ввел «государственную гарантию» в размере 1500 фунтов стерлингов, предоставляющую скидку покупателям, пока они ожидают подтверждения соответствия модели требованиям.
Тем временем китайский автопроизводитель BYD объявил о своей собственной схеме после того, как, по его словам, возникла «неопределенность в отношении приемлемости» правительственной схемы.
‘Несмотря на то, что BYD официально подала заявку на включение в программу, поддерживаемую правительством, бренд может не сразу получить на это право», — заявили в автопроизводителе. В связи с этим компания увеличила гарантию на аккумуляторы до восьми лет и запустила пятилетнее бесплатное сервисное обслуживание отдельных моделей.
Эти меры, вероятно, увеличат бремя скидок производителей. По данным SMMT, с момента введения мандата ZEV в январе 2024 года этот объем уже составил около 6,5 млрд фунтов стерлингов.
Правительство также предоставило подробную информацию о планах выделения 63 миллионов фунтов стерлингов на поддержку взимания платы на дому с домохозяйств, имеющих подъездные пути.
Это направлено на то, чтобы облегчить муниципальным органам власти прокладку каналов в тротуарах. После этого водители смогут подключать кабели от своего дома к автомобилю, припаркованному на улице. Финансирование также поможет обновить автопарки NHS и создать тысячи пунктов подзарядки на складах предприятий.
Рост BEV замедляется
В июле эти льготы практически не повлияли на популярность моделей BEV. Хотя право на участие в конкурсе подтверждено, частные покупатели, возможно, воздерживаются от комментариев, ожидая, какие скидки будут доступны.
За месяц количество регистраций BEV увеличилось на 9,1% в годовом исчислении. Это стало вторым по величине улучшением за год, и во второй раз рост был ниже 25%. Это также далеко от показателей первого квартала 2025 года, когда общее количество зарегистрированных автомобилей выросло на 42,2%.
В общей сложности в прошлом месяце на дороги Великобритании вышло 29 825 новых полностью электрических моделей, что на 2490 единиц больше, чем год назад. Это обеспечило технологии долю рынка в 21,3%. Хотя этот показатель вырос на 2,8 процентных пункта, он все еще был ниже целевого показателя ZEV в 28%.
За первые семь месяцев текущего года количество регистраций BEV увеличилось на 31%, и клиентам было доставлено 254 666 единиц. Это на 60 235 легковых автомобилей больше, чем за аналогичный период 2024 года.
Доля рынка в 21,5% на 4,7 п.п. выше, чем была достигнута в период с января по июль 2024 года. Однако это несколько ниже целевого показателя, установленного ZEV.
‘Подтверждение того, какие модели подпадают под действие новой программы BEV grant, наряду с убедительными скидками производителей на огромный выбор интересных новых автомобилей, должно послужить убедительным сигналом для покупателей о том, что сейчас самое время переключиться», — добавил Хоуз.
‘Это будет означать рост спроса до конца этого и в следующем году, что является хорошей новостью для отрасли, покупателей автомобилей и наших экологических амбиций», — добавил он.
Феноменальные показатели PHEV
В июле самым популярным силовым агрегатом в Великобритании стал plug-in hybrid (PHEV). Количество регистраций увеличилось на 33%, и было поставлено 17 489 единиц. Это позволило технологии занять 12,5% рынка по сравнению с 8,9%, зафиксированными в том же месяце прошлого года.
За первые семь месяцев 2025 года число регистраций в PHEVs увеличилось на 31,5%. Это означает, что их темпы роста сейчас выше, чем у BEVs. В общей сложности было поставлено 124 528 единиц, что позволило PHEVs занять 10,5% рынка. Это на 2,3 п.п. больше, чем в прошлом году.
Благодаря сочетанию моделей BEV и PHEV рынок электромобилей (EV) в июле вырос на 16,9%. Таким образом, на дороги вышло на 6 830 новых моделей. Их доля в 33,8% выросла на 6,4 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
С начала года поставки электромобилей выросли на 31,2%, достигнув 379 194 единиц. Доля рынка в 32,1% выросла по сравнению с 25%, зафиксированными за первые семь месяцев 2024 года.
Гибриды испытывают трудности
Показатели производства полноценных гибридов (HEV) снижаются второй месяц подряд и в третий раз в 2025 году. В июле поставки сократились на 10% и составили 18 551 единицу, что соответствует доле рынка в 13,2%. В годовом исчислении этот показатель снизился на 0,8 п.п.
С января по июль количество регистраций HEV увеличилось на 6,5%, до 165 328 поставок. Это обеспечило технологии 14%-ную долю рынка, увеличившись всего на 0,5 п.п. по сравнению с 12 месяцами ранее.
Ежемесячная рыночная доля HEV и PHEV в 2025 году будет сокращаться. Разрыв между двумя силовыми агрегатами в июле составил всего 0,7 п.п., в то время как за аналогичный период прошлого года PHEV опережал HEV на 3,5 п.п. В настоящее время на британском рынке силовые агрегаты PHEV пользуются устойчивым спросом.
В июле рынок электромобилей с электромобилями EV и HEV вырос на 7,8%, и было поставлено на 4758 моделей больше. Это составило 47% от общего объема продаж, увеличившись на 5,6 п.п.
В период с января по июль количество регистраций увеличилось на 22,5%, и в продажу поступило на 100 137 единиц больше. Доля продаж составила 46,1% по сравнению с 38,5% за аналогичный период 2024 года.
ICE продолжает снижаться
В то время как электромобили процветают, показатели производства двигателей внутреннего сгорания (ICE), в том числе гибридных силовых агрегатов, в Великобритании продолжают снижаться.
В июле количество зарегистрированных бензиновых автомобилей сократилось на 14,7%, до 66 271 единицы. Тем не менее, этот показатель по-прежнему остается самым высоким среди всех силовых агрегатов, несмотря на то, что на дороги страны вышло на 11 431 модель меньше, чем в июле 2024 года. Благодаря этим показателям доля бензина в общем объеме продаж составила 47,3%, снизившись на 5,4 п.п.
Цены на бензин стремительно снижаются, причем с каждым месяцем года они снижаются. Показатели за период с января по июль снизились на 10,1%, до 571 111 единиц.
Тем не менее, это на 63 856 единиц меньше, чем в прошлом году. Это означает, что бензин занимал 48,3% рынка Великобритании. Его доля по-прежнему доминирует, но снизилась на 6,7 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Тем временем, после небольшого улучшения в июне, продажи дизельного топлива в июле возобновились. Показатели снизились на 7,9%, до 8 018 регистраций. Это всего на 690 единиц больше, чем в прошлом году. По доле рынка дизель в настоящее время значительно отстает от других силовых агрегатов. Его доля в 5,7% за месяц снизилась на 0,2 п.п. по сравнению с июлем 2024 года.
За первые семь месяцев 2025 года компания diesel зарегистрировала 66 740 автомобилей, что на 10,9% меньше, чем за 12 месяцев до этого. Ее доля на рынке, составляющая 5,6%, снизилась на 0,9 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Эти плохие показатели привели к тому, что общий объем рынка ICE в июле сократился на 14%. Он по-прежнему лидирует в секторе электрифицированных автомобилей с долей 53%. Однако этот показатель снизился по сравнению с 58,6%, зафиксированными в июле прошлого года.
За первые семь месяцев текущего года количество регистраций в ICE сократилось на 10,1%. Доля ICE на рынке, составляющая 53,9%, по-прежнему оставалась лидирующей, но снизилась на 7,6 п.п.