...
Главная НовостиЕСНоваторский норвежский рынок электромобилей продолжает впечатлять

Новаторский норвежский рынок электромобилей продолжает впечатлять

от admin

Норвегия, обладающая одним из самых высоких показателей внедрения электромобилей на аккумуляторных батареях (BEV) в Европе, продолжает лидировать по этому показателю. Том Хукер, журналист Autovista24, рассказывает о том, как страна добилась такого успеха.

По объему продаж Норвегия занимает девятое место на рынке электромобилей (EV) в Центральной и Западной Европе. С января по апрель в страну было поставлено в общей сложности 41 316 электромобилей BEV и подключаемых гибридов (PHEV). Это на 34,4% больше, чем в прошлом году.

В целом, на BEV приходилось почти все эти регистрации, а доля подключаемых модулей составила 96,3%. За первые четыре месяца 2025 года продажи этой технологии улучшились на 32,2%, достигнув 39 798 единиц.

Поставки PHEVs выросли на 139,4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Однако эти данные были рассчитаны исходя из значительно меньших объемов: за первые четыре месяца 2025 года было зарегистрировано 1518 новых моделей. Доля силовых агрегатов на рынке электромобилей в стране составила всего 3,7%.

Норвегия превосходит аналогичные страны

В своем последнем прогнозе EV Volumes ожидает, что доля подключаемых модулей в Норвегии достигнет 97,9% к концу 2025 года.  По сравнению с 91,7% в конце 2024 года, на долю BEV приходилось 89% всех поставок.

Это значительно опережает показатели других скандинавских рынков, таких как Швеция и Дания. В 2024 году доля электромобилей в этих двух странах составила 58,4% и 54,9% соответственно. Ожидается, что ни Дания, ни Швеция не достигнут доли, превышающей 90%, до 2031 года, согласно прогнозам по объемам производства электромобилей.

Прогресс в электрификации Норвегии особенно заметен при сравнении с «большой пятеркой» европейских стран. В прошлом году в Великобритании была зафиксирована самая высокая доля электромобилей среди этих стран — 28,1%. По прогнозам, доля подключаемых модулей в Норвегии достигнет показателя 2024 года не ранее 2032 года.

Экспоненциальный рост доли электромобилей

Итак, почему Норвегия так сильно опережает другие европейские страны? В 2015 году электромобили занимали 22,2% рынка новых автомобилей в стране. К 2018 году на долю подключаемых модулей приходилось чуть менее половины всех поставок. В 2020 году на электромобили приходилось почти три четверти общего объема продаж.

С 2021 года доля подключаемых модулей снизилась. Однако доля PHEV на рынке значительно снизилась — с 21,6% в 2021 году до 2,7% в 2024 году. Это означает, что крупным компаниям пришлось потрудиться, увеличив свою долю с 64,5% в 2021 году до 89% в прошлом году.

Колебания в регистрации

Несмотря на то, что электромобили доминировали в Норвегии на протяжении последних нескольких лет, рост числа регистраций был непостоянным. В 2020 году количество подключаемых устройств выросло на 32,9%, а число электромобилей PHEV увеличилось на 50,8% в годовом исчислении. Положительная динамика сохранялась и в 2021 году, когда BEVs увеличился на 48,1%, а PHEV — на 32,4%.

Ожидается, что к концу 2025 года на долю BEV будут приходиться 96,7% всех зарегистрированных автомобилей, в то время как доля PHEV снизится до 1,2%. В 2026 году доля рынка автомобилей с дизельным и бензиновым двигателем, по прогнозам, сократится. Затем, в 2027 году, ожидается, что электромобили полностью завладеют норвежским рынком новых автомобилей.

Однако в 2022 году рост почти прекратился, поскольку электромобили смогли увеличить продажи только на 1,7%. Во многом это произошло из-за сокращения поставок PHEV на 57,8%. В 2023 году на фоне пандемии COVID-19 ситуация ухудшилась. Как BEV, так и PHEVs столкнулись с двузначным снижением числа регистраций, что привело к падению рынка подключаемых модулей на 25,7%.

Отсутствие роста в 2022 и 2023 годах, возможно, было вызвано кризисом в цепочке поставок. Возросший спрос повлиял на поставки полупроводников, что привело к затруднениям в производстве электромобилей. На рынке, зависящем от электрических силовых агрегатов, любые проблемы с поставками полупроводников, скорее всего, усугубятся.

В 2024 году технология восстановилась до рекордно низкого уровня. Это произошло исключительно за счет BEV, объемы поставок которых выросли на 9,5%. Поставки PHEV, напротив, сократились на 65,7%, хотя и были основаны на меньших показателях.

Налоговые льготы Норвегии увеличились

Стимулы и нормативные акты помогают Норвегии добиться высокого уровня внедрения BEV. По данным Европейской обсерватории по альтернативным видам топлива (EAFO), несмотря на отсутствие национальных субсидий на закупку подключаемых модулей, в настоящее время действуют различные налоговые льготы.

Это включает в себя освобождение от уплаты регистрационного налога, связанного с выбросами CO₂ и NOx. Кроме того, владельцам BEV не нужно платить регулярные сборы, такие как ежегодный налог на оборот.

Владельцы BEV также получают 20%-ную скидку на корпоративный налог на автомобили. Кроме того, владельцам не нужно платить норвежский налог на транспортные средства в размере 25%, если их цена ниже 500 000 крон (43 643 евро). Это освобождение распространяется на новые и подержанные автомобили BEV, которые ранее не были зарегистрированы в Норвегии.

Для моделей стоимостью более 500 000 крон применяется стандартная ставка НДС на сумму превышения. Аналогичное освобождение применяется к договорам лизинга. Планируется, что льготная мера будет действовать как минимум до 2026 года.

Дополнительные преимущества включают в себя ограничение платы за проезд по платным дорогам, при этом плата BEV составляет не более 70% от стоимости транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. Жители многоквартирных домов также имеют право потребовать установки персонального пункта зарядки электромобилей. Это произошло благодаря закону о праве взимания платы, который вступил в силу в 2017 году.

Однако с 2025 года BEV больше не освобождаются от уплаты налога на страхование от дорожно-транспортных происшествий. Водители должны платить 3270 крон в год. Интересно, что, по данным EAFO, это больше, чем ежегодный платеж в размере 2329 крон за обычный бензиновый автомобиль.

Расширение инфраструктуры в Норвегии

Еще одним важным фактором быстрорастущего норвежского рынка электромобилей является расширение инфраструктуры. По данным EAFO, по состоянию на май 2025 года в стране насчитывалось в общей сложности 34 091 пункт зарядки. Это число делится на 23 625 зарядных устройств переменного тока и 10 466 зарядных устройств постоянного тока.

Инфраструктура Норвегии также получила поддержку благодаря стимулирующим мерам. Это включает в себя законодательство, согласно которому на новых парковках должно быть отведено не менее 6% мест для электромобилей. На основных дорогах через каждые 50 км также установлены зарядные станции.

Tesla лидирует в Норвегии

За первые четыре месяца текущего года Tesla Model Y стала самым продаваемым электромобилем в Норвегии с 3651 регистрацией. Таким образом, доля кроссовера в общем объеме продаж электромобилей составила 9,2%. Компания надеется повторить свои показатели 2024 года, когда она заняла первое место в таблице бестселлеров.

На втором месте оказалась Toyota bZ4X с долей рынка 7,3%, продав 2902 единицы. Внедорожник является популярной моделью в Норвегии, так как в прошлом году он занял пятое место в рейтинге. Третье место занял Volkswagen (Фольксваген) ID.4, реализовав 2557 автомобилей и увеличив долю продаж на 6,4%. В 2024 году BEV занял четвертое место.

Четвертым стал Nissan Ariya, показавший рост на 5,3% с 2128 единицами. Следующие три позиции занял VW, на долю ID.7 пришлось 2061 регистрация и 5,2% доли, в то время как на ID.3 пришлось 4,5% рынка с 1792 единицами. Затем появился ID.Buzz People, продажи которого достигли 1412 единиц, а доля продаж составила 3,5%.

За ним последовала Skoda Enyaq, продажи которой в количестве 1252 единиц увеличились на 3,1%. Прошлогодний автомобиль, занявший третье место, занял девятое место с 1169 регистрациями, что составило 2,9% от общего объема продаж. Замыкает топ-10 автомобиль Tesla Model Y, занявший второе место в 2024 году. Его продажи составили 1126 единиц, что составило 2,8% рынка электромобилей.

Volvo занимает второе место в рейтинге лидеров.

Volvo с XC90 и XC60 заняли две верхние строчки в таблице бестселлеров электромобилей. На долю первого из них пришлось 365 единиц и 24% продаж, в то время как XC60 занял 20% рынка электромобилей с 303 поставками.

За ним последовал Mitsubishi Outlander с 254 единицами и долей в 16,7%. EHS от MG занял четвертое место после выхода на рынок в октябре 2024 года. Доля внедорожника составила 10,6% (161 единица). Затем последовал прошлогодний бестселлер PHEV, Toyota RAV4, с 143 регистрациями и долей владения 9,4%.

Ford Kuga занял шестое место благодаря 41 поставке, что составило 2,7%. На долю Volvo V60 пришлось 2% от общего числа проданных автомобилей (31 единица). BMW 5-й серии занял восьмое место с 27 регистрациями и 1,8% рынка.

За ним последовал BMW X5 с 23 поставками и снижением продаж на 1,5%. Замыкает топ-10 Voyah Free, единственный электромобиль с увеличенным пробегом в таблице. У него было 22 единицы и снижение продаж составило 1,4%.

Вам также может понравиться