Содержание
В мае рынок новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в Великобритании снижался шестой месяц подряд. С другой стороны, спрос на подержанные модели был гораздо более стабильным. Энди Пиктон, специалист по анализу остаточной стоимости Glass’s, анализирует рынок вместе с редактором Autovista24 Томом Геггусом.
В мае на дороги Великобритании вышло в общей сложности 22 796 новых фургонов, пикапов и других вариантов шасси. В годовом исчислении этот показатель снизился на 11,8%. Спрос упал во всех секторах с разной степенью выраженности. Наибольший спад вновь наблюдался на легковых автомобилях полной массой от 2,5 до 3,5 тонн.
После падения на 10% в марте и на 22,9% в апреле, в мае сектор сократился на 14%. Число зарегистрированных 14 652 единиц на 2 390 единиц меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Несмотря на это, фургоны в этой весовой категории продолжали оставаться самыми популярными, составляя более 64,2% от всех зарегистрированных легких коммерческих автомобилей.
Спрос на фургоны полной массой 2 тонны и менее снизился на 7,8% в годовом исчислении. В то же время, продажи пикапов полной массой от 2 до 2,5 тонн снизились на 9,2%. Май стал первым полным месяцем после внесения изменений в налогообложение в натуральной форме (BIK). Соответственно, большинство пикапов теперь классифицируются как легковые автомобили при расчете налога на транспортные средства компании. Это может объяснить, почему поставки в этом секторе сократились на 12,7% до 2690 единиц. По сравнению с маем 2024 года было зарегистрировано на 391 единицу меньше.
Наиболее востребованные модели
Ford занял два из трех первых мест в мае. Transit Custom занял первое место с 3365 автомобилями, опередив Transit на 916 единиц (2449 единиц). Peugeot Partner занял третье место с 1216 единицами, в то время как другие модели Stellantis, Citroen Berlingo (688 единиц) и Vauxhall Vivaro (653 единицы) заняли седьмое и девятое места соответственно.
Toyota Hilux заняла четвертое место с 1096 регистрациями. Mercedes-Benz занял пятое место с 1064 новыми Sprinter, впервые поступившими в продажу. Далее в топ-10, Ford Ranger финишировал шестым, зарегистрировав 1003 автомобиля. Volkswagen (Фольксваген Крафтер) занял восьмое место с 664 единицами. Renault Trafic замкнул десятку лидеров с 646 единицами.
Возрос спрос на электрические фургоны
В мае количество зарегистрированных электромобилей на аккумуляторных батареях увеличилось восьмой месяц подряд — до 4,25 тонны полной массой. По сравнению с 12 месяцами ранее, в этом секторе был зарегистрирован рост на 50%, до 1731 единицы. Это соответствует ежемесячной доле на рынке в 7,6% по сравнению с 4,5% в мае 2024 года.
В 2025 году количество зарегистрированных электромобилей с аккумуляторными батареями продемонстрировало положительную тенденцию. С начала года было зарегистрировано 10 509 единиц жилья. Это на 43,5% больше, чем за первые пять месяцев 2024 года. В результате общая доля рынка увеличилась до 8,2% с 5% на тот же момент прошлого года.
Производители продолжают вкладывать значительные средства в обезуглероживание, и на рынке Великобритании представлено более 40 различных моделей с нулевым уровнем выбросов. Тем не менее, доля автомобилей с нулевым уровнем выбросов по-прежнему составляет чуть более половины от целевого показателя в 16%, установленного на конец этого года.
В целях повышения спроса на автомобили с нулевым уровнем выбросов 10 июня вступила в силу поправка к правилам вождения 4,25-тонных электрических и водородных фургонов на аккумуляторных батареях. Это позволило управлять этими транспортными средствами без дополнительных пяти часов обучения. Это изменение также распространяется на микроавтобусы категории D1, управляемые лицами старше 21 года, а также на некоммерческие организации, такие как благотворительная организация, школа или молодежная группа.
Проводятся дополнительные консультации для устранения необходимости в тахографах и внесения изменений в процедуры технического обслуживания. Эти изменения и недавнее решение об ускоренном подключении к сетям центров обработки данных, ветряных электростанций и солнечных проектов являются позитивными.
Однако операторы автопарка нуждаются в более сильной государственной поддержке для определения приоритетов и преобразования транспортных складов. Также необходимы дополнительные инвестиции в инфраструктуру зарядки, подходящую для LCV, не только на общественных зарядных станциях, но и на складах и в узловых пунктах общего пользования. Без последовательного и эффективного планирования на местах у операторов не будет уверенности в том, что они смогут перейти к будущему с нулевым уровнем выбросов.
Ford лидирует по поставкам электромобилей
На долю Ford пришлось 28,9% новых электромобилей, зарегистрированных в мае, — в общей сложности 500 единиц. VW занял второе место с 407 поставками, что составляет 23,5% рынка. Это значительно превысило 220 регистраций, достигнутые Vauxhall на третьем месте, что обеспечило марке долю в 12,7%.
Citroen занял четвертое место с долей рынка 8,7% и 150 регистрациями. Mercedes-Benz занял пятое место с долей рынка 6,5% после регистрации 112 единиц. Renault завершил май на шестом месте с 82 единицами и долей 4,7%. Maxus занял седьмое место с 79 регистрациями и долей рынка 4,5%. Toyota зарегистрировала 73 автомобиля (доля рынка 4,2%), заняв восьмое место, затем Nissan занял девятое место с 35 единицами и долей в 2%. Peugeot замкнул десятку лидеров с 28 единицами, что составляет 1,6% от общего числа зарегистрированных автомобилей.
Если посмотреть на разбивку по моделям, то на Ford E-Transit Custom пришлось 22,3% всех новых электромобилей, зарегистрированных в мае. VW ID. На втором месте оказался Buzz Cargo с долей 19,8%. Третье место занял Vauxhall Vivaro Electric с долей 7,5%. На четвертом месте оказался Mercedes-Benz eSprinter с 5,8% продаж, а на пятом — Ford E-Transit, на долю которого пришлось 5,3% всех зарегистрированных автомобилей BEV.
Citroen e-Berlingo занял шестое место с 84 единицами и долей 4,3%. VW e-Transporter и Citroen e-Dispatch заняли седьмое место с 64 единицами (доля 3,7%). Renault Kangoo E-Tech занял девятое место с 61 единицей (доля 3,5%), а Toyota Proace City Electric заняла 10-е место с 48 единицами (доля 2,8%).
В сегменте подключаемых гибридных фургонов (PHEV) Ford, Toyota и VW зарегистрировали в общей сложности 685 единиц. Ford возглавил рейтинг, зарегистрировав 247 Transit Custom, 239 Transit Connect и 48 Ranger PHEV. За Toyota последовал 141 рекламный ролик Corolla, а затем VW с 10 моделями Caddy PHEV. С начала года было зарегистрировано 3755 легких коммерческих автомобилей PHEV, при этом Ford занимает доминирующую долю в 74,4%.
Стабильное предложение и спрос
Большинство регистрируемых новых LCV — это скорее замена автопарка, чем продажа дополнительных транспортных средств. Это означает, что на рынок подержанных автомобилей выходит все меньше автомобилей, которые не используются в автопарке. Тем не менее, май оказался еще одним напряженным месяцем для продаж подержанных LCV, при этом уровень спроса и предложения был более стабильным. Однако были и слабые стороны.
Девятиместные микроавтобусы низкой комплектации с трудом привлекали покупателей. Рынок пикапов с большим пробегом также оказался под пристальным вниманием, поскольку компания изо всех сил пытается получить прибыль. Изменения в налоговом законодательстве привели к небольшому снижению интереса к пикапам 4×4. Это особенно актуально для пикапов с большим пробегом, в то время как старые фургоны с электрическим приводом оказываются более популярными, чем новые.
Снижение по сравнению с предыдущим месяцем
Продажи подержанных легковых автомобилей упали второй месяц подряд. Опасения по поводу экономической ситуации и приостановки банковских каникул в Великобритании, похоже, замедлили развитие рынка. Хотя продажи снизились на 8,9% по сравнению с апрелем, средний возраст и пробег увеличились всего на 0,6 месяца и 165 миль соответственно.
В мае было продано больше товаров в возрасте до двух лет, а средние цены остались неизменными. Номинально эти показатели выросли на 70 фунтов стерлингов. Коэффициент конверсии в первый раз снизился всего на 0,1 процентного пункта и составил 79,7%.
В годовом исчислении продажи выросли более чем на 10%, а цены — на 6,7%. Средний пробег составил 75 491, что почти на 4 050 миль меньше, чем 12 месяцев назад. Средний возраст стал на 6,3 месяца меньше, а число обращений в первый раз увеличилось на 13 п.п.
Продажи автомобилей стандарта Евро-6 остались на прежнем уровне, составив 85,2% рынка, в то время как доля евро-5 снизилась на 0,2 п.п. до 12,3%. Что касается сегментов, спрос на средние фургоны составил 39,1% от общего объема продаж. За ними следуют небольшие фургоны (24,4%), затем большие фургоны (23,9%). Доля пикапов 4×4 составила 12,6%. Однако его средняя цена продажи была самой высокой — 12 384 фунта стерлингов (14 645 евро), что на 18,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Большие фургоны преодолели больше расстояний, чем любая другая категория, в среднем 83 396 миль, что на 300 миль меньше, чем в апреле.
Продажи подержанных электромобилей снизились
Продажи электромобилей упали в мае, составив 2,4% от общего объема аукционного рынка, что на 0,1 п.п. меньше по сравнению с апрелем. Их средний возраст снизился до 40,8 месяцев с 44,6 месяцев в апреле и на 4,7 месяца в годовом исчислении. Пробег резко сократился до 20 010 миль с 30 019 в прошлом месяце, но все равно был на 3,1% выше, чем в мае 2024 года. Коэффициент конверсии в первый раз снизился до 59,4%, в то время как средние цены продажи подскочили на 13,6% и составили чуть более 8 640 фунтов стерлингов.
На долю небольших фургонов пришлось 35,9% продаж электрических LCV. Наибольший пробег был пройден фургонами среднего класса — в среднем 36 776 миль. В то же время наименьшее расстояние было пройдено пикапами — в среднем 5 506 миль. Большие электрические фургоны достигли самой высокой средней цены продажи — 14 500 фунтов стерлингов, и второй месяц подряд показатель конверсии составлял 100%.
Рост розничных продаж
Количество подержанных автомобилей, выставленных на продажу на розничном рынке, выросло на 0,2% в мае и составило более 48 400 единиц. Дизельные модели по-прежнему пользуются спросом, их доля составляет 92,1%. В то же время, доля автомобилей с низким энергопотреблением составила 4,7%, опередив бензин на 2,1% и PHEV на 0,8%.
Почти 39% автомобилей, представленных в списке, стоили 20 000 фунтов стерлингов и более. В общей сложности 36,4% из них были проданы по цене от 10 000 до 20 000 фунтов стерлингов, а 19,7% — в диапазоне от 5 000 до 10 000 фунтов стерлингов. Только 5,1% автомобилей были проданы по цене ниже 5000 фунтов стерлингов. После изменений в правилах налогообложения BIK почти 15% всех доступных легких коммерческих автомобилей были пикапами 4×4.
Белые фургоны лидировали по популярности, составив чуть более половины предложений. Доля серых моделей составила 16,7%, за ними следуют черные, серебристые и синие модели. Средний возраст автомобиля снизился до 56 месяцев, а пробег — на 3,4% и составил чуть менее 56 750 миль.