Содержание
- 1 Проблемы на австрийском рынке
- 2 Остаточная стоимость автомобилей во Франции снизилась
- 3 Дисбаланс спроса и предложения
- 4 Немецкие автофургоны по-прежнему находятся под давлением
- 5 Остаточная стоимость автомобилей в Италии снижается
- 6 Продажи подержанных автомобилей в Испании снижаются
- 7 В Швейцарии наблюдается восстановление спроса
- 8 Обманчивое повышение остаточной стоимости в Великобритании
В сентябре остаточная стоимость электромобилей на аккумуляторных батареях (BEV) на многих европейских рынках продолжала снижаться. Редактор Autovista24 Том Геггус исследует тенденции вместе с экспертами Autovista Group.
В сентябре на основных европейских рынках подержанных автомобилей доля RV, представленная в процентах от стоимости новых автомобилей (%RV), продолжала снижаться. В Австрии, Франции, Германии, Италии, Испании, Швейцарии и Великобритании средний пробег трехлетнего автомобиля на 60 000 км в годовом исчислении снизился.
Это закрепляет продолжающуюся рыночную тенденцию к нормализации стоимости после пандемии COVID-19, которая привела к неестественному росту цен на внедорожники. Но по мере того, как средние цены на доступные силовые агрегаты снижаются, одна конкретная технология завоевывает популярность на всех основных рынках.
Стоимость BEVs была самой низкой среди всех основных силовых агрегатов на всех семи изученных рынках. Особенно плохо технология зарекомендовала себя в Италии. В среднем, у полностью электрических моделей расход топлива составлял всего 28,5% через 36 месяцев при пробеге 60 000 км.
Несмотря на то, что они по-прежнему отставали от рынка в целом, самый высокий средний показатель рентабельности силовых агрегатов был зафиксирован в Испании — 44,9%. Это была единственная страна, в которой цены на BEVS превышали 37,5% от их первоначальной цены по прейскуранту.
Силовой агрегат подвержен многочисленным нагрузкам. Постоянное совершенствование модельного ряда и технологические новинки приводят к тому, что более молодые модели стареют сравнительно быстро. Появление новых брендов, предлагающих более доступные модели, также делает подержанные модели BEV менее привлекательными.
Кроме того, автопроизводители и правительства хотят расширить использование этих полностью электрических автомобилей для достижения экологических целей. Это может привести к использованию льгот при покупке и скидок, что может оказать дополнительное давление на владельцев внедорожников.
Ожидается, что к концу 2025 года цены на силовые агрегаты будут снижаться на % в годовом исчислении на всех наблюдаемых рынках. Хотя это справедливо для большинства технологий, ожидаемое снижение будет более значительным, чем ожидаемый средний спад на рынке.
Проблемы на австрийском рынке
Индекс объема продаж (SVI) легковых автомобилей возрастом от двух до четырех лет в Австрии резко снизился в сентябре, снизившись на 13,9% по сравнению с августом. В годовом исчислении показатель SVI снизился на 8,8%, что свидетельствует о продолжающихся проблемах на рынке.
Индекс физического объема активного рынка (AMVI) показал незначительный рост в месячном исчислении на 1,2%. Однако по сравнению с сентябрем 2024 года AMVI снизился на 11,6%, что указывает на продолжающееся сокращение предложения в этой возрастной категории.
В сентябре среднее время, необходимое для продажи подержанного автомобиля, сократилось еще больше — до 65 дней. По сравнению с августом этот показатель снизился на 1,6 дня. За месяц полностью гибридные автомобили (HEV) продемонстрировали еще одно улучшение, что вновь сделало их самыми продаваемыми силовыми агрегатами. В среднем для продажи этого вида топлива требовалось всего 55,5 дней.
Далее следовали дизельные автомобили (59,5 дней), бензиновые автомобили (63,7 дня) и подключаемые гибриды (PHEV) (72,4 дня). Больше всего времени по-прежнему требовалось на продажу автомобилей BEV — 78,6 дней.
Между тем, средний процент пробега 36-месячного автомобиля при пробеге 60 000 км в сентябре снизился до 47,6%. Это соответствует снижению на 0,5 процентного пункта (п.п.) по сравнению с августом и на 2,7 п.п. в годовом исчислении.
Наибольший объем продаж пришелся на автомобили HEV (51,6%), за ними следуют бензиновые автомобили (49,9%). Затем следуют дизельные модели (48,4%) и PHEV (45%). У BEVs снова самый низкий показатель рентабельности в %, который составляет 37,5%.
«Если смотреть в будущее, то ожидается, что до конца года рентабельность в % будет постепенно стабилизироваться», — сказал Роберт Мадас, региональный руководитель отдела оценки Autovista Group. ‘Прогнозы предполагают рост на 0,7% к концу 2025 года по сравнению с декабрем 2024 года, за которым последует снижение на 0,7% в 2026 году и на 0,6% в 2027 году’.
Остаточная стоимость автомобилей во Франции снизилась
«В сентябре во Франции продолжался спад цен на автомобили с пробегом, при этом цены по прейскуранту немного выросли, а абсолютные показатели снизились», — отметил Людовик Персье, старший аналитик Autovista Group во Франции.
По сравнению с августом 2025 года, на продажу всех силовых агрегатов в среднем уходило больше времени. Объем продаж также снижался из месяца в месяц и из года в год, поскольку рынок подержанных автомобилей отреагировал на сложную экономическую ситуацию.
В отличие от негативной общемировой тенденции, в течение месяца наблюдалось лишь незначительное снижение спроса на автомобили с бензиновым и дизельным двигателем. Эти подержанные модели по-прежнему пользуются спросом во Франции, в то время как количество новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) сокращается.
Электромобили вновь стали самыми продаваемыми силовыми агрегатами. Спрос на подержанные электромобили во Франции растет, но автопроизводители не могут рисковать, повышая цены на эти модели. Это поставило бы под угрозу эффективность силовых агрегатов.
Три из пяти самых продаваемых автомобилей марки Toyota, включая Rav 4, Yaris и Corolla, вошли в пятерку самых продаваемых. Остальные первые места заняли Kia Sportage и Hyundai Tucson.
У PHEVs результаты были хуже, так как покупатели подержанных автомобилей не согласились с более высокими ценами на силовые агрегаты. Поскольку эти модели теперь имеют увеличенный запас хода, многие бренды смогли лишь повысить цены по прейскуранту.
Дисбаланс спроса и предложения
‘Спрос и предложение по-прежнему не сбалансированы», — сказал Персье. ‘В предыдущие годы многие автомобили продавались автопаркам в расчете на налоговые льготы. Однако частные покупатели подержанных автомобилей не заинтересованы платить за них такую высокую цену’.
По сравнению с предыдущим месяцем объем продаж силовых агрегатов снизился на 14,8%. Однако легче всего продавались небольшие модели PHEV в сегменте C-SUV.
За 36 месяцев и 60 000 км пробега BEVs сохранили самый низкий процент от первоначальной цены — 35,5%. Этот показатель снизился как по сравнению с предыдущим месяцем, так и по сравнению с предыдущим годом. Самым продаваемым электромобилем BEV стал относительно доступный BYD Atto 3, за ним следуют Tesla Model Y и Model 3.
Рынок как новых, так и подержанных автомобилей по-прежнему переполнен. Рынок новых автомобилей будет развиваться благодаря усилению налоговых льгот для автопарков.
С начала года на модели ICE были наложены более строгие штрафные санкции. Это увеличит приток моделей BEV на и без того заторможенный рынок подержанных автомобилей. Социальный лизинг только усугубит ситуацию, когда он будет вновь введен.
Немецкие автофургоны по-прежнему находятся под давлением
‘После снижения в июле и значительного роста в августе спрос на подержанные автомобили в Германии в сентябре увеличился незначительно», — сказал Мадас.
Индекс потребительских цен на легковые автомобили возрастом от двух до четырех лет вырос на 0,8% по сравнению с августом. Тем не менее, это по-прежнему означает снижение на 10,9% в годовом исчислении, что указывает на то, что активность на рынке остается низкой по сравнению с предыдущим годом. Показатель AMVI также вырос на 0,8% в месячном исчислении, но по-прежнему на 1,1% ниже, чем в сентябре 2024 года.
Среднее количество дней, необходимых для продажи подержанного автомобиля, в сентябре составило 59,9 дней. Это было аналогично августу, но на 1,1 дня дольше, чем в сентябре 2024 года. Быстрее всего продавались автомобили HEV — 57 дней, за ними следуют PHEV — 58,3 дня и дизельные модели — 58,7 дня. На продажу бензиновых автомобилей ушло чуть больше времени — 60,4 дня. Компании BEVs потребовалось больше всего времени, чтобы покинуть дилерские центры, — 62,2 дня.
Средний показатель пробега автомобиля 36-месячной давности при пробеге 60 000 км в сентябре незначительно увеличился до 48,4%, что на 0,1 п.п. больше, чем в августе. Однако это на 1,7 п.п. меньше, чем в прошлом году. Бензиновые автомобили лидировали на рынке с показателем RV в 50,1%. Затем шли дизельные автомобили (49,4%) и HEV (49,1%), за которыми следовали PHEV (43,6%). Самый низкий уровень цен сохранился на рынках недвижимости BEV — 36,9%.
Несмотря на то, что в Германии в последнее время наблюдается стабилизация спроса на жилые дома, его уровень значительно ниже, чем в предыдущие годы, и спрос остается довольно слабым. Таким образом, можно ожидать, что спрос на жилые дома будет оставаться под давлением.
‘В 2025 году, по прогнозам, доля RV сократится на 2,6% по сравнению с декабрем 2024 года», — прокомментировал Мадас. «Давление, вероятно, ослабнет в 2026 году, когда прогнозируется меньшее снижение RV на 1,4%’.
Остаточная стоимость автомобилей в Италии снижается
Приближается заключительный этап года, и в центре внимания становятся результаты итальянского рынка подержанных автомобилей. В среднем, пробег 36-месячных автомобилей с пробегом 60 000 км сократился в годовом исчислении.
В процентном отношении показатели пробега упали на 4,4 п.п. по сравнению с сентябрем 2024 года. Это соответствовало наблюдаемой негативной тенденции, которая, как ожидается, сохранится до конца 2025 года.
Автомобили, работающие на сжиженном нефтяном газе (LPG), по-прежнему пользуются наибольшей стабильностью продаж, снизившись на 1,8 п.п. в годовом исчислении. В то же время дизельные модели снова сохранили наибольшую стоимость, составив 50,8% от первоначальной цены по прейскуранту. По сравнению со средним показателем по рынку, который составил 46,4%.
По сравнению с прошлым месяцем объем продаж автомобилей в возрасте от 24 до 48 месяцев снизился на 22,3%. При этом среднее время, необходимое для продажи автомобиля, увеличилось на 4,6 дня. Больше всего времени на продажу ушло у BEV, в среднем за 78,9 дней. Это на 9,3 дня больше, чем в предыдущем месяце.
В настоящее время BEV сталкиваются с наибольшей неопределенностью. Начиная с середины октября, в зависимости от уровня дохода, могут быть доступны скидки на покупку на сумму до 11 000 евро», — сказал Марко Паскетти, руководитель отдела прогнозирования Autovista Group в Испании и Италии.
‘Такой существенный стимул может оказать дополнительное давление на рынок подержанных автомобилей и внедорожников. Однако лучше подождать и понаблюдать за реакцией рынка, чтобы понять, действительно ли произойдет обратная реакция», — добавил он.
Продажи подержанных автомобилей в Испании снижаются
«Испанский рынок новых автомобилей сохраняет высокие темпы роста благодаря благоприятной экономической конъюнктуре», — подчеркнула Ана Азофра, руководитель отдела оценки и аналитики Autovista Group в Испании.
Несмотря на отсутствие признаков замедления, число регистраций в августе снова выросло на 17,2% в годовом исчислении. Это соответствует росту на 14,6% за аналогичный период прошлого года.
Особенно заметную роль сыграли электромобили (EV). В совокупности продажи электромобилей BEV и PHEVs выросли на 161,9% по сравнению с августом 2024 года и на 98% по сравнению с предыдущим годом. Доля рынка электромобилей в августе составила 24,4%, что приблизило Испанию к среднеевропейскому показателю.
Динамика рынка новых автомобилей ограничивает возможности рынка подержанных автомобилей, на котором в августе количество сделок сократилось на 0,7%. Несмотря на это небольшое снижение, предложение профессиональных трейдеров оставалось очень позитивным. Продажи новых подержанных автомобилей, на долю которых приходится основная часть деятельности сети, значительно выросли.
‘На среднюю стоимость сделок повлияли цены на бензин и электромобили, поскольку другие силовые агрегаты показали небольшой рост», — сказал Азофра. ‘В целом ситуация стабильная и позитивная. Большинство корректировок на 2025 год уже произошли в первой половине года’.
Объем складских запасов в сентябре был ниже, чем в прошлом году, и количество дней, необходимых для продажи подержанного автомобиля, соответственно, сократилось. Самыми продаваемыми моделями в прошлом месяце были Cupra Leon, VW Taigo и Dacia Sandero.
В Швейцарии наблюдается восстановление спроса
После небольшого снижения в июле и более резкого падения в августе спрос на подержанные автомобили в Швейцарии в сентябре значительно вырос. Индекс потребительских цен на легковые автомобили возрастом от двух до четырех лет вырос в месячном исчислении на 12,6%. Однако в годовом исчислении показатель SVI снизился на 3,3%.
Показатель AMVI незначительно снизился на 0,6% по сравнению с августом, что указывает на стабилизацию предложения подержанных автомобилей. Однако объем поставок легковых автомобилей в этой возрастной категории был на 10,9% ниже, чем в сентябре 2024 года.
‘Средний процент пробега автомобиля 36-месячной давности при пробеге 60 000 км немного вырос и составил 42,8%», — сказал Мадас. ‘Это свидетельствует о продолжающемся снижении в годовом исчислении на 4,5 п.п. по сравнению со значениями, зафиксированными 12 месяцев назад».
В сентябре HEVS сохранили наибольший показатель — 47,5%. Затем последовали бензиновые автомобили (44,1%), дизельные модели (42,2%) и PHEVs (40,6%). BEVs по-прежнему оставались наихудшими силовыми агрегатами. Стоимость электромобилей составила всего 35,9% от их первоначальной цены по прейскуранту.
Среднее количество дней на продажу подержанного автомобиля увеличилось до 78,1 дня, что на четыре дня больше, чем в августе, но все же на шесть дней больше, чем в сентябре 2024 года. Быстрее всего продавались автомобили HEV (66,6 дней), за ними следуют дизельные автомобили (76,1), бензиновые модели (76,4) и PHEVs (84,8). Между тем, BEVs требовалось больше всего времени для продажи — в среднем 85,9 дней.
Ожидается, что тенденция к относительно стабильному предложению и низкому спросу сохранится, поскольку различные факторы неопределенности сохраняются до конца 2025 года. Таким образом, прогнозируется, что в ближайшие годы доля RV будет снижаться, но более медленными темпами. Ожидается, что к концу 2025 года доля RV сократится на 5,9% по сравнению с декабрем 2024 года, а в 2026 году ожидается дальнейшее, меньшее по сравнению с предыдущим годом, снижение на 1,5%.
Обманчивое повышение остаточной стоимости в Великобритании
В сентябре цены на автомобили с пробегом в Великобритании незначительно выросли. Средняя стоимость автомобиля с пробегом трехлетней давности выросла до 49% от первоначальной стоимости нового автомобиля. Однако это улучшение является результатом эффекта номерного знака, а не рыночных показателей», — пояснил Джейсон Уиттингтон, региональный руководитель отдела оценки Autovista Group в Великобритании.
Автомобиль, зарегистрированный в сентябре 2022 года, имел номерной знак ‘72’. Однако в августе 2022 года будет выставлена табличка «22». Эта табличка имеет более высокую ценность, поэтому в отчете за этот месяц был зафиксирован рост. Однако в сентябре 2024 года рост составил 1,9 п.п. В этом году рост составил всего 1 п.п., что говорит о более мягком воздействии на этот раз.
При сравнении аналогичных данных с сентябрем 2024 года средний показатель RV в % снизился на 3,3 п.п. Это снижение не является отражением плохих рыночных условий; скорее всего, его лучше всего охарактеризовать как «устойчивое». Это связано с тем, что оно является продолжением корректировки стоимости после резкого скачка, произошедшего в 2021 году.
Динамика розничной торговли оставалась стабильной: среднее время продажи подержанного автомобиля составило 34 дня, что на три дня быстрее, чем за аналогичный период прошлого года. BEV по-прежнему лидируют по скорости оборота — 31,4 дня, за ними следуют PHEV и гибриды. Продажи бензиновых автомобилей в среднем за 34 дня не изменились, в то время как продажи дизельных моделей замедлились на 40,8 дней. Несмотря на снижение оборота, дизельные модели сохранили самый высокий показатель рентабельности продаж — 52,4%.
‘Что касается октября, то будет интересно посмотреть, увеличится ли объем продаж автомобилей в оптовых сетях. Увеличение объемов часто наблюдается после сентябрьской смены номерных знаков. Однако, учитывая снижение предложения подержанных автомобилей в этом году, это, возможно, не окажет негативного влияния на цены», — заключил Уиттингтон.