Содержание
Подробный разбор по теме в нашем закрытом телеграмм канале ВЭД Логика. В чате можно задать вопрос, посоветоваться с экспертами, поделиться новостью.
В последние годы сенсорные экраны и цифровые интерфейсы преобразили интерьер автомобиля. Однако, учитывая проблемы, связанные с безопасностью, удобством использования и остаточной стоимостью (RVS), можно ли использовать ручки, переключатели и кнопки для восстановления приборной панели? Веб-редактор Autovista24 Джеймс Робертс исследует эту тему.
По мере развития автомобильной промышленности меняется и интерьер транспортных средств. За последние пару десятилетий дизайн автомобильных интерьеров все больше оцифровывается. Автопроизводители стремятся использовать меньше физических элементов, таких как кнопки и переключатели, вместо этого отдавая предпочтение центральным экранам и тактильным элементам управления.
За последнее столетие приборная панель значительно изменилась, заменив основные аналоговые приборы, такие как спидометры и датчики уровня топлива. 1980-е и 1990-е годы ознаменовали растущее влияние цифровых технологий, и эта тенденция продолжалась революционными темпами.
Рост популярности электромобилей (EV) сыграл ключевую роль в этом сдвиге. Кроме того, установка приоритетных экранов позволяет производителям экономить средства. Приборные панели автомобилей, как электрифицированные, так и с двигателем внутреннего сгорания (ICE), претерпели серьезные изменения. Но не слишком ли быстро все меняется?
Слишком быстро переходим на цифровые технологии?
‘В последние годы наметилась четкая тенденция к сокращению или даже отказу от использования физических кнопок», — заявил Кристоф Руланд, директор по развитию бизнеса Autovista Group. Одним из примеров этой тенденции является Tesla. Большие информационно-развлекательные экраны бренда с возможностью рисования на планшете стали популярной концепцией.
«Компания Tesla инициировала эту разработку и довела ее до крайности, обновив модель Model 3, полностью убрав индикатор. Это оказалось крайне непрактичным при повседневном вождении, и с тех пор было отменено», — прокомментировал Руланд.
Переход Tesla практически полностью на цифровые технологии отодвинул устоявшийся автомобильный дизайн на второй план и оказал огромное влияние. За последние 15 лет крупнейшие производители, включая Hyundai, BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen (Фольксваген), последовали этой тенденции. Однако по мере того, как стали преобладать большие экраны и цифровые элементы, для некоторых покупателей этот переход оказался слишком радикальным.

Источник: Tesla
«Многие покупатели, особенно на рынке подержанных автомобилей, только начинали привыкать к идее использования сенсорных экранов для выполнения основных функций. Внезапно почти все «второстепенные» функции: информационно-развлекательная система, отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха и подогрев сидений — стали доступны только через меню с сенсорным экраном. Для водителей это был слишком быстрый шаг», — заявил Роберт Редман, старший аналитик рынка консалтинговых услуг Autovista Group.
Цифровые решения
Hyundai стал одним из первых крупных производителей, изменивших свой подход к цифровизации. Изначально корейский автопроизводитель широко использовал сенсорные экраны, даже добавив их на рулевые колеса концепт-кара.
‘Добавляя интегрированные информационно-развлекательные экраны в наши автомобили, мы также попробовали использовать сенсорные панели управления, но людям это не понравилось», — признался Ха Хак Су, вице-президент Hyundai по дизайну в Северной Америке, как сообщает InsideEVs.

Источник: Hyundai
В обновленном Tucson очевиден поворот Hyundai в сторону физического управления. В обновлении 2024 года внедорожник получил тактильную ручку управления, а также физические регуляторы климат-контроля. Эта тема нашла отражение в таких электрических моделях, как Ioniq 5 и Ioniq 6.
«Главный вопрос не в том, была ли цифровизация слишком быстрой, а в том, насколько она на самом деле разумна и пригодна для использования», — сказал Руланд. ‘Некоторые функции были перенесены на экраны в основном из соображений экономии, и иногда это не помогало в использовании в реальных условиях. Переход на цифровые технологии имеет смысл только в том случае, если это действительно улучшает впечатления водителя.
Громкие имена становятся реальностью
Наряду с Hyundai, в последние годы ряд крупных производителей оснастили свои автомобили сенсорными экранами и оцифровкой кабин пилотов.
Магнус Остберг (Magnus Östberg), руководитель отдела программного обеспечения Mercedes-Benz, рассказал Autocar, что данные указывают на то, что физические кнопки работают лучше. Эта объективная оценка указывает на гораздо более широкие тенденции. Остберг изложил свое видение баланса между физическими элементами управления и программно-управляемой средой, основанной на данных.
Компания Volkswagen (Фольксваген) сыграла заметную роль в изменении подхода к созданию полностью цифрового интерьера. Бренд подвергся критике после выпуска в 2019 году емкостных рулевых колес и сенсорных слайдеров.
В основном это касалось таких моделей, как Golf Mk8 и электрический ID. серии. Это просочилось даже в модели Ford, основанные на платформе VW MED, такие как Ford Explorer. Критика была сосредоточена на случайном вводе данных и трудностях с сенсорным управлением, которые вскоре попали в заголовки автомобильных изданий. В этом году Томас Шефер, генеральный директор Volkswagen, подтвердил возвращение к использованию физических кнопок на рулевом колесе в моделях VW.

Источник: VW
Автопроизводитель подчеркнул, что это сохранится и в будущих моделях. Это включает в себя создание цифровых технологий, которые «поддерживают водителя, а не борются за внимание». VW сообщил Autovista24, что будущие интерьеры будут сочетать «тактильную четкость с интеллектуальной цифровой поддержкой». Физическое там, где это важно, и цифровое там, где это повышает ценность».
«Наша цель — сделать так, чтобы каждое взаимодействие в VW казалось естественным», — рассказал Autovista24 Андреас Миндт, глава отдела дизайна бренда Volkswagen. ‘Клиенты четко сказали нам, чего они ожидают: интуитивно понятного управления, основных физических кнопок и цифровых функций, которые скорее поддерживают, чем перегружают. Этот баланс тактильной четкости и интеллектуальных технологий является основой наших будущих интерьеров’.
Дизайн, ориентированный на безопасность?
Помимо удобства пользования и потребительских предпочтений, есть еще одна ключевая особенность, определяющая будущее автомобильных салонов: безопасность.
Европейская программа оценки новых автомобилей (Euro NCAP) недавно сосредоточила внимание на проблемах безопасности, связанных с распространением цифровых технологий и сенсорных экранов. С января 2026 года желанный пятизвездочный рейтинг безопасности может быть достигнут только за счет внедрения важных физических элементов.
К ним относятся физические средства управления пятью важнейшими функциями, включая индикаторы, аварийные огни, звуковой сигнал, стеклоочистители и аварийную систему eCall. Это знаменует собой важную веху в подходе производителей к обеспечению баланса между цифровым и физическим оборудованием в автомобиле.
‘В обновленных правилах гораздо больше внимания уделяется безопасному взаимодействию с водителем и его способности управлять основными функциями с минимальным отвлечением внимания», — добавил Руланд. «Это нововведение обусловлено не только протоколами безопасности, но и тем простым фактом, что физические переключатели часто обеспечивают удобство использования в динамичных дорожных ситуациях’.
Рейтинги Euro NCAP, хотя и не имеют обязательной юридической силы, являются мощным маркетинговым инструментом, определяющим более широкие тенденции в области автомобильной безопасности.
‘В результате производителям, стремящимся к наивысшим показателям безопасности, необходимо будет вновь внедрить стратегически расположенные физические средства управления ключевыми функциями, поддерживаемые голосовыми командами, которые действительно уменьшают отвлекающие факторы и повышают эффективность. Вероятным результатом является более сбалансированный подход в ближайшие годы. Цифровые интерфейсы там, где они имеют смысл, и физические элементы управления там, где этого требуют безопасность и интуитивное управление», — подчеркнул Руланд.
Влияние на остаточную стоимость
Увеличение количества цифровых элементов и сенсорных экранов не является чем-то новым. В результате, их востребованность на рынке подержанных автомобилей является важным фактором. Особенно, когда речь заходит о влиянии на внедорожники. Функциональность оказалась ключевым фактором при выборе автомобиля на колесах.
‘Простота использования всегда была важна, когда речь заходила об управлении в кабине пилота», — подчеркнул Редман. ‘Конечно, фактическое расположение и функциональность будут варьироваться от модели к модели, но большинство покупателей ездят на своем автомобиле три-четыре года или все более длительный срок, поэтому скоро узнают об изменениях в своем «новом» автомобиле.

Источник: BYD
«Однако простота использования и доступность будут влиять на первое впечатление, а системы, которые кажутся чрезмерно сложными, могут поначалу вызывать отвращение, что скажется на продажах и повлияет на RV», — сказал он.
Кроме того, в разных странах мира желательность использования цифровых функций различается. Многие китайские производители электромобилей стремятся к стандартизации кабин пилотов. Это создает единый внешний вид для всех брендов, что препятствует индивидуальности.
Руланд заявил: «В результате возникает монотонность, из-за которой брендам становится все труднее выделяться. Теперь производителям придется заново создавать более четкую семейную идентичность внутри автомобиля. Отличительный кокпит может быть столь же важен для восприятия бренда, как и дизайн экстерьера’.
Пространство для дифференциации
В Европе есть пространство для дифференциации, и физическое управление может помочь в этом. Премиальные бренды продолжают разрабатывать более индивидуальный подход к дизайну кабины пилота. Для многих европейских производителей оборудования физическое управление может создать ощущение роскоши и изысканности, усиливая индивидуальность бренда. По словам Руланда, «высококачественные кнопки обеспечивают такой уровень точности, обратной связи и ощущения от прикосновения, который невозможно воспроизвести с помощью сенсорного экрана’.
‘В ходе нашей работы мы выявили около 30 водителей внедорожников, и дизайн кабины напрямую влияет на многих из них», — добавил Руланд. ‘К числу наиболее важных из них относятся эмоциональность и привлекательность, неподвластность времени, привлекательность интерьера, воспринимаемое качество, пригодность для повседневного использования, практичность и эргономичность.
«Влияние действительно, но его не следует переоценивать. Транспортное средство, которое вообще не имеет физического управления, скорее всего, будет иметь недостатки на рынке подержанных автомобилей, поскольку может показаться менее интуитивным и удобным в использовании.
‘Однако, как только в автомобиле устанавливается оптимальный баланс между цифровыми интерфейсами и физическими кнопками, его влияние на RV становится более или менее нейтральным. Дополнительные высококачественные физические элементы управления, которые улучшают удобство использования и создают впечатление превосходства, могут даже способствовать повышению производительности RV», — сказал Руланд.
Цифровая экономия средств
Более чистая эстетика и улучшенный пользовательский опыт могут показаться очевидными факторами упрощения интерьера. Однако это не самый важный фактор. Переход к цифровым интерфейсам в значительной степени обусловлен стратегическими и экономическими потребностями.
Перевод множества функций в цифровой режим позволяет заменить многие проводные и промышленные компоненты. В конечном итоге это может снизить потребность в материалах и расширить требования к цепочке поставок.
«Если честно, основной движущей силой этого развития стала не эргономика или удобство использования, а стоимость», — добавил Руланд. ‘Каждая кнопка требует аппаратного обеспечения, подключения проводов и постоянной поддержки программного обеспечения, а их устранение экономит деньги».
«Я считаю, что будущее за гибридным интерфейсом, который сочетает в себе в основном цифровую кабину пилота с физическими элементами управления, что действительно повышает ценность», — добавил Руланд. ‘Цифровые экраны останутся основой взаимодействия, но физические кнопки будут поддерживать ключевые функции, которые улучшат оперативность, тактильность и уменьшат отвлекающие факторы».
В сочетании с этим, оцифровка стала катализатором внедрения обновлений, которые можно будет использовать в режиме реального времени (OTA). Это еще один способ сэкономить деньги, сократить необходимость в отзыве и упростить обновление или исправления функций.
«Я подозреваю, что мы уже достигли хорошего баланса между физическим и сенсорным управлением», — прокомментировал Редман. ‘Водители должны иметь возможность быстрого и безопасного доступа к определенным функциям, таким как информационно-развлекательная система, отопление, вентиляция и стеклоочистители, во время движения.
‘В будущем это не изменится, поскольку водителям по-прежнему необходимо уметь уделять основное внимание процессу вождения и регулированию движения, а не отвлекаться на поиск меню, позволяющего очистить лобовое стекло», — заключил он.
