Содержание
Подробный разбор по теме в нашем закрытом телеграмм канале ВЭД Логика. В чате можно задать вопрос, посоветоваться с экспертами, поделиться новостью.
В бюджет Великобритании был включен налог на проезд на электромобилях (EV) с оплатой за милю. Но как это будет работать и каковы возможные затраты? Специальный редактор Autovista24 Фил Карри проанализировал полученные данные.
С 2028 года в Великобритании будет введена новая система оплаты за милю для электромобилей. В последнем бюджетном объявлении было подтверждено, что налогом будут облагаться как электромобили на батарейках (BEV), так и подключаемые гибриды (PHEV).
Для электромобилей BEV эта ставка составит 3 пенса за милю. Для автомобилей PHEVS будет введен льготный тариф в размере 1,5 пенсов. Его необходимо оплатить за каждую пройденную автомобилем милю, а также за использование бензина или дизельного топлива.
Акцизный сбор на электромобили (eVED) позволит водителям оплачивать свой пробег наряду с существующим акцизным сбором на транспортные средства (VED). Начиная с 2029 года ставки оплаты за милю будут соответствовать уровню инфляции. Помимо ежегодного сбора в размере 195 швейцарских франков после первого года регистрации, водители автомобилей BEV, проезжающие в среднем 7000 миль в год, будут платить налог в размере 405 фунтов стерлингов в год.
Была опубликована консультация, чтобы узнать мнение о том, как будет работать система. В нем говорится, что водители рассчитывают свой годовой пробег и вносят оплату за год вперед или распределяют расходы ежемесячно. В конце года можно представить фактический пробег, после чего потребуется ‘сверка’.
‘В целях обновления налоговой системы для современной экономики правительство вводит новый налог за километраж для электрических и подключаемых гибридных автомобилей, который вступит в силу в 2028 году. Все автомобили способствуют износу наших дорог, поэтому совершенно правильно, что наши налоги на автомобили покрывают электромобили за счет скромного сбора за милю, а также оказывают дополнительную поддержку, чтобы сохранить привлекательность владения электромобилями», — заявило правительство.
Как оплатить сбор за пробег
Схема eVED потребует от водителей указывать свой годовой пробег при продлении VED. Это предполагает изменение способа подачи заявления на получение VED.
В настоящее время владельцы транспортных средств могут вносить плату за полные 12 месяцев, шесть месяцев или ежемесячно. Предлагается автоматическое продление с использованием прямого дебетования. При ежемесячных платежах это продолжается до тех пор, пока они не будут отменены.
Если водителям электромобилей потребуется ввести свой пробег на этапе продления VED, это означает, что система скользящих платежей может быть отменена. Вместо этого владельцам, скорее всего, придется каждый год заполнять новые формы, в которых будет указан текущий и прогнозируемый годовой пробег.
Это изменение еще не подтверждено, но предлагается в консультационном документе правительства. Будет ли это требование распространено на водителей всех силовых агрегатов или только на владельцев электромобилей, еще предстоит выяснить.
Стоимость оплаты за милю
Налог BEV с оплатой за милю, по-видимому, был рассчитан примерно в два раза меньше стоимости бензина за милю. В настоящее время он составляет 53 пенса за литр. В бюджете указано, что он будет заморожен до сентября 2026 года, когда он будет расти в соответствии с инфляцией.
При расходе топлива в среднем 36 миль на галлон (миль на галлон) стоимость одной мили на бензиновом автомобиле в настоящее время достигает 7 пенсов. Однако стоимость мили на дизельном автомобиле со средним расходом 43 миль на галлон составляет 6 пенсов. Стоимость мили на гибридных автомобилях, расход которых в среднем составляет около 59 миль на галлон, составляет 4 пенса.
При использовании двух технологий, основанных на использовании двигателей внутреннего сгорания (ICE), средняя стоимость мили составляет 6 пенсов. Это вдвое превышает запланированный показатель экономичности.
Согласно последним данным о автомобильном парке SMMT, на конец 2024 года на дорогах Великобритании насчитывалось 1 334 108 единиц техники. Предполагая, что средний годовой пробег составляет 7000 миль, этот автопарк соберет более 280,16 миллиона фунтов стерлингов за счет налога с оплаты за милю.
Это небольшая сумма по сравнению с доходами, получаемыми от продажи бензиновых моделей. На конец 2024 года на дорогах Великобритании было 21 041 175 таких автомобилей. Исходя из ставки в 7 пенсов за милю, этот парк принесет в казну Великобритании 10,31 миллиарда фунтов стерлингов. Это основано на среднем пробеге в 7000 миль в год на один автомобиль.
С PHEVs ситуация сложнее. Водители будут платить как топливную пошлину, так и налог с расчета «плата за милю». Стоимость поездки на бензиновом PHEV может составить 7 пенсов за милю, включая 1,5 пенсов за электрическую трансмиссию.
Может ли система «оплата за милю» снизить потери от уплаты топливных сборов?
Налог «оплата за милю» был введен для того, чтобы компенсировать любое снижение топливных сборов, которое может произойти с казной по мере продолжения электрификации. Управление по бюджетной ответственности (OBR) заявило, что за счет введения платы за пробег для электромобилей будет привлечено 1,4 миллиарда фунтов стерлингов.
Однако он также предупредил, что «исходя из текущих параметров политики, это компенсирует лишь около четверти поступлений, которые будут потеряны в результате снижения топливных пошлин к 2050 году’.
Похоже, что в настоящее время существует небольшая угроза снижения поступлений от топливных пошлин, что оправдывает введение нового налога. Для этого потребуется значительное сокращение количества бензиновых и дизельных моделей в Великобритании к 2028 году.
По данным SMMT, в 2024 году автомобильный парк Великобритании составлял 36 165 401 единицу. Это на 1,3% больше, чем в прошлом году. Из них 34 088 155 единиц были бензиновыми, дизельными или электромобилями. По данным Autovista24, это на 0,3% меньше, чем в 2023 году.
Это снижение было вызвано снижением цен на бензин и дизельное топливо. Общее количество легковых автомобилей с ДВС подешевело на 1,1% по сравнению с 2023 годом.
По данным Управления национальной статистики, в 2024 году налог на топливо для всех транспортных средств принес доход в размере 24,6 млрд фунтов стерлингов.
По подсчетам Autovista24, если бы каждый легковой автомобиль pure ICE проезжал в среднем 7000 миль, топливный сбор составил бы 15,18 миллиарда фунтов стерлингов. Этот показатель снизился на 0,9% по сравнению с 15,31 млрд фунтов стерлингов в 2023 году, исходя из тех же критериев. Если бы налог с платы за милю был введен в отношении показателей автомобильного парка за 2024 год, BEVs компенсировала бы это снижение на 16,57 млн фунтов стерлингов.
Несмотря на то, что продажи электромобилей растут, они не просто вытесняют бензиновые, дизельные или электромоторные модели. Пройдет некоторое время, прежде чем сокращение числа легковых автомобилей ICE станет достаточно значительным, чтобы привести к значительному снижению доходов от уплаты налогов на топливо.
Проблема с электромобилями PHEV
В случае с электромобилями ситуация сложнее. Поскольку сообщать о пробеге только на электротяге будет нецелесообразно, ставка оплаты за милю снижена до 1,5 пенса. Она будет применяться к общему пробегу за год, независимо от использованной электроэнергии. Владельцы электромобилей также будут обязаны продолжать оплачивать топливный сбор при заправке.
«Правительство признает, что привычки водителей электромобилей различаются и что некоторые автомобилисты будут более или менее 50% времени ездить на электротяге. Однако альтернативные варианты потребовали бы от автомобилистов сообщать о своем точном пробеге при езде на бензине или на электротяге, что не считается практичным или пропорциональным подходом», — говорится в консультационном документе правительства.
‘Сниженный тариф на PHEVs обеспечивает правильный баланс между справедливостью, защитой частной жизни автомобилистов и минимизацией административного бремени для автомобилистов», — говорится в сообщении.
Это означало бы, что за использование бензинового PHEV водители могли бы платить 8,5 пенсов за милю. При пробеге 7000 миль в год владельцы подключаемых гибридов платили бы 595 фунтов стерлингов в год. Из этой суммы всего 105 фунтов стерлингов будет потрачено на проезд только на электротяге.
По сравнению с тем, что водитель BEV платит всего 210 фунтов стерлингов за то же расстояние, плата кажется непропорциональной. Стоимость PHEV также намного выше, чем 490 фунтов стерлингов для бензиновых силовых агрегатов после 7000 миль пробега.
Ситуация может повлиять на рынок PHEV, который, согласно данным SMMT, демонстрировал хорошие показатели на протяжении всего 2025 года. Водители могут не захотеть тратить большие суммы на силовой агрегат. Внедрение технологии bridging может привести к резкому сокращению поставок новых автомобилей, а клиенты вернутся к ICE или перейдут на HEV или BEVs.
Неподходящее время для введения налога с оплатой за милю?
Введение платы за вождение электромобилей — это еще один дополнительный налог для электромобилей с ограниченными возможностями. В этом году уже появились полностью электрические модели, подпадающие под действие VED и программы «Дорогой автомобиль» (ECS).
Правительство настаивает на внедрении BEV, поскольку закон о транспортных средствах с нулевым уровнем выбросов предъявляет строгие требования к автопроизводителям. Однако эти налоги, хотя и приводят технологию в соответствие с другими силовыми агрегатами, могут заставить покупателей отказаться от инвестиций в полностью электрические модели.
‘Эта новая система оплаты за милю, вероятно, снизит спрос на электромобили, поскольку увеличит стоимость их эксплуатации. Таким образом, для выполнения требований ZEV производителям необходимо будет отреагировать снижением цен или сокращением продаж автомобилей без электромобилей», — говорится в отчете OBR.
‘В целом, по нашим оценкам, в результате этой меры в течение прогнозируемого периода будет продано примерно на 440 000 электромобилей меньше, чем предполагалось до составления бюджета, причем 130 000 из них будут компенсированы ожидаемым увеличением продаж за счет других бюджетных мер», — говорится в сообщении.
Майк Хоуз, исполнительный директор SMMT, прокомментировал: «Мы приветствуем изменения в доплате к дорогим автомобилям VED, а также дополнительное финансирование в размере 1,3 млрд фунтов стерлингов для гранта на электромобили и поддержку инфраструктуры зарядки. Это поможет, но не компенсирует последствий введения нового акцизного сбора на электромобили, что является неправильной мерой в неподходящее время.
«Производители вложили средства в вывод на рынок более 150 моделей электромобилей. Однако необходимость достижения самых амбициозных в мире целей по продажам автомобилей с нулевым уровнем выбросов – при сохранении жизнеспособности отрасли – является серьезной. Даже несмотря на предупреждение OBR о том, что этот новый налог подорвет спрос, правительство должно сотрудничать с промышленностью, чтобы снизить затраты на соблюдение требований и защитить инвестиционную привлекательность Великобритании», — добавил он.
Повышение эффективности использования EV
Канцлер действительно объявил об увеличении ECS для BEV. Это стало применимо к технологии только в апреле 2025 года, когда уровень был установлен на уровне 40 000 фунтов стерлингов. Это такая же сумма, как и для других силовых агрегатов.
Однако BEV часто стоят дороже, чем их бензиновые и дизельные аналоги. В связи с этим в бюджетное объявление был включен новый лимит в размере 50 000 фунтов стерлингов для полностью электрических моделей.
Это повышение вступит в силу в апреле 2026 года. До тех пор цены на BEV по-прежнему будут составлять 40 000 фунтов стерлингов. Это может привести к тому, что покупатели, рассматривающие более дорогие модели, отложат свои покупки. Однако на рынок поступает все больше более доступных моделей.
Кроме того, дополнительные 1,3 миллиарда фунтов стерлингов будут выделены на финансирование гранта на электромобили. Программа стимулирования также будет продлена до 2029-2030 финансового года.
Также было отложено прекращение действия программ по приобретению автомобилей сотрудниками, которые должны были вступить в силу в апреле 2026 года. Теперь эти программы могут действовать до апреля 2030 года.
Наконец, было объявлено о ряде мер по созданию инфраструктуры для зарядки электромобилей. Это включает дополнительные инвестиции в размере 100 миллионов фунтов стерлингов для расширения инфраструктуры в Великобритании. Кроме того, в первом квартале 2026 года будет проведен обзор стоимости взимания платы с электромобилей в общественных местах. Это продлится до третьего квартала текущего года, после чего будет опубликован отчет.
