Подробный разбор по теме в нашем закрытом телеграмм канале ВЭД Логика. В чате можно задать вопрос, посоветоваться с экспертами, поделиться новостью.
Какие автомобильные тенденции повлияли на автопарки в этом году? К чему этим компаниям нужно подготовиться в преддверии 2026 года? Тим Уэллман, директор по корпоративным продажам Autovista Group, отвечает на эти и другие вопросы в беседе с Томом Геггусом, редактором Autovista24.
Как развивались автопарки в этом году? Каковы их основные достижения в 2025 году?
В целом этот год был достаточно позитивным для клиентов автопарка. Безусловно, постпандемический дефицит поставок остался далеко позади, и наличие новых автомобилей представляется разумным.
Я действительно вижу некоторые изменения в том, кто займет долю рынка в секторе автопарка. В течение 2025 года мы наблюдали некоторые изменения в отдельных компаниях, занимающихся автопарком. Но в целом сектор автопарка представляется достаточно позитивным сегментом.
В новостях вновь появились сообщения о возможном прекращении поставок чипов Nexperia, что вызвало у автопроизводителей некоторую тревогу. Касается ли это также автопарков?
Клиенты автопарков в основном приобретают свои автомобили у OEM-производителей. Таким образом, опасения любого производителя, естественно, скажутся на поставщиках оборудования. Сокращение цепочек поставок из-за нехватки чипов Nexperia неизбежно скажется на операторах оборудования.
Пандемия COVID-19 стала важным уроком для всей отрасли с точки зрения цепочек поставок. Как автопарки пытались подготовиться к предстоящим сбоям в работе?
После пандемии мы наблюдали значительную волатильность цен на топливо, и свою роль играют изменения спроса и предложения.
После пандемии, безусловно, произошла некоторая стабилизация, но не по всем видам топлива. При сравнении электромобилей на аккумуляторных батареях (BEV), двигателей внутреннего сгорания (ICEs) и подключаемых гибридов (PHEV) в наших данных по-прежнему наблюдаются заметные скачки. Как правило, это зависит от каждого европейского рынка.
Поставщики автопарка, безусловно, заинтересованы в аналитических данных и сведениях об изменениях в оценке. Это неудивительно, учитывая всеобъемлющую финансовую и нормативную базу, предусматривающую ответственность за портфели активов, находящихся под их управлением.
Увеличение автопарка за счет BEVs?
Говоря о регулировании, электрификация имеет большое значение для автопарков. Как вы думаете, BEV обеспечили им положительные результаты? Каковы реальные последствия отказа от этих моделей?
Продвижение к нулевому выбросу углерода имеет решающее значение, и на автопарки приходится около 60% регистраций новых транспортных средств по всей Европе. Таким образом, для многих потребителей и предприятий это, естественно, станет новым способом выхода на рынок.
Многие полностью электрические автомобили регистрируются по всей Европе за счет государственных субсидий, а также за счет льгот при налогообложении служебных автомобилей. Это очень хорошо способствует внедрению более чистых и экологичных транспортных средств.
Однако со всем этим связаны некоторые трудности, связанные с рынком подержанных электромобилей. Хотя мы видим, что законодательство выводит на рынок большое количество полностью электрических автомобилей, этого не происходит в отношении вторичного владения. Это оказывает существенное влияние на стоимость при перепродаже, которая находится под постоянным давлением.
В этом году мы наблюдали значительное снижение остаточной стоимости (RV) автомобилей BEV, особенно на некоторых европейских рынках. Могут ли автопарки что-либо сделать для соблюдения этих показателей?
Каждый оператор автопарка должен понимать, как меняется стоимость активов в его портфеле от месяца к месяцу. Обладая соответствующей информацией по этим портфелям активов, операторы автопарка могут принимать обоснованные решения о продлении договоров аренды или о скорейшем перепродаже активов.
Мы наблюдаем растущую тенденцию среди операторов автопарка. В настоящее время они очень внимательно следят за своими усилиями по ремаркетингу. Там, где это очевидно, наблюдается разница в стоимости при перепродаже в разных европейских странах. Возможно, что данная партия автомобилей может быть продана по более выгодной цене на соседнем рынке.
Поэтому очень важно быть в курсе международных тенденций в области оценки, особенно в Европе. Если, например, во Франции вы видите потенциальную потерю прибыли, возможно, вам удастся снизить часть этих потерь с помощью ремаркетинга в Германии или Испании.
Внимательные менеджеры автопарков обращают внимание на соседние рынки, чтобы оптимизировать доходы от ремаркетинга и сократить незапланированные убытки.
Новый бум на автопарки?
За последние несколько лет в Европе появились новые бренды. Увеличится ли количество покупок автомобилей у новичков, учитывая их доступность и передовые технологии? Или устоявшиеся бренды сохранят свои позиции?
Мы знаем, что некоторые китайские бренды, выходящие на рынок, делают это очень профессионально и выпускают фантастические продукты. Эти продукты, естественно, бросят вызов некоторым традиционным производителям оборудования.
В Европе не так много потребителей и предприятий, которые собираются приобретать автомобили. Это означает, что выбор брендов, к которым эти люди будут тяготеть, будет изменчивым.
В сфере автопарка, финансов и лизинга основополагающим фактором всегда будет важность как внедорожников, так и новых цен на них. Сильный бренд с надежными внедорожниками имеет больше возможностей конкурировать на европейских рынках, выделяясь среди других производителей оборудования.
В конечном счете, цена по прейскуранту и автомобили на колесах являются важнейшими факторами, определяющими конкурентоспособность и долгосрочную эффективность.
Одна из технологий, которая, как мы видим, становится все более распространенной, — это усовершенствованные системы помощи водителю (ADAS). Требуются ли автопаркам такого рода технологии или это просто дополнительные расходы?
Здесь необходимо соблюдать важный баланс. Как ответственный работодатель, компания обязана проявлять заботу о водителях и владельцах транспортных средств.
Предоставление транспортного средства, оснащенного системой ADAS, не только способствует выполнению этой обязанности, но и демонстрирует стремление обеспечить наилучшую защиту сотрудников.
Хотя это может повлечь за собой дополнительные расходы, ценность обеспечения безопасности сотрудников, когда они находятся в дороге и представляют интересы бизнеса, значительно возрастает.
В основе этого подхода лежат соображения охраны труда и техники безопасности при управлении автопарком. Повышение безопасности транспортных средств остается ключевым компонентом ответственного управления автопарком.
Как автопарки могут подготовиться к 2026 году?
Как вы думаете, какие самые большие проблемы возникнут перед автопарками в 2026 году и какие возможности откроются перед ними?
Что касается самой большой проблемы, то мы наблюдаем значительный рост внедрения BEV в автопарке. Мы уже обсуждали нестабильность стоимости бывших в употреблении аккумуляторов BEV. У нас также появляются новые технологии производства аккумуляторов и конкурентоспособные участники рынка.
Всегда будет наблюдаться некоторое снижение спроса на старые аккумуляторы, которые вытесняются новыми технологиями. Мы также увидим позитивное внедрение новых конкурентов.
В обозримом будущем спрос на внедорожники полностью электрических моделей будет продолжать расти. Учитывая это, это, безусловно, станет одной из самых серьезных проблем для автопарковых компаний в 2026 году и, возможно, в последующие годы.
Самая большая возможность в этих сценариях — быть как можно более гибкими; искать новые стратегии ремаркетинга для этих сегментов рынка и обеспечивать наилучшее управление любой изменчивостью остаточной стоимости. Я думаю, что компании, занимающиеся автопарком, которые отличаются гибкостью, быстротой реакции и очень внимательно следят за тем, что происходит на рынке, добьются наилучших результатов.
