Главная НовостиЕСЕжемесячное обновление рынка: проблема остаточной стоимости подержанных автомобилей сохраняется

Ежемесячное обновление рынка: проблема остаточной стоимости подержанных автомобилей сохраняется

от admin

Подробный разбор по теме в нашем закрытом телеграмм канале ВЭД Логика. В чате можно задать вопрос, посоветоваться с экспертами, поделиться новостью.


 

Несмотря на различные сценарии развития событий на основных рынках подержанных автомобилей Европы, одна тенденция остается неизменной: снижение остаточной стоимости (RV). Но насколько заметными были показатели ноября по сравнению с предыдущими месяцами? Том Хукер, журналист Autovista24, анализирует данные.

Показатель рентабельности автомобилей в процентах от остаточной стоимости нового автомобиля (%RV) по прошествии 36 месяцев и 60 000 км пробега по всей Европе продолжил снижаться. Наблюдаемые рынки подержанных автомобилей включали Австрию, Францию, Германию, Италию, Испанию, Швейцарию и Великобританию.

В 2025 году в этих семи странах наблюдалось ежемесячное снижение продаж автомобилей на колесах в годовом исчислении. За исключением Франции с января по апрель. Тем не менее, показатели за ноябрь по-прежнему были впечатляющими, хотя и по неправильным причинам.

В этом году уже в третий раз на всех семи рынках наблюдалось снижение доходности по сравнению с предыдущим месяцем. Этот нежелательный рост также был зафиксирован в апреле и октябре.

Цены на подержанные автомобили в годовом исчислении упали сильнее всего в Италии — на 4,6 процентных пункта (п.п.) до 44,8%. В стране также зафиксировано самое значительное снижение стоимости жилья на колесах в месячном исчислении — на 1,3 п.п.

За ней последовала Швейцария, где в годовом исчислении наблюдалось падение на 4,4 п.п. до 42,4%. И наоборот, цены на подержанные автомобили в Австрии выросли лучше всего по сравнению с ноябрем 2024 года. Доля частных домов снизилась на 0,5 п.п. в годовом исчислении до 47,2%.

В Германии показатели немного ухудшились по сравнению с 12 месяцами ранее: доля частных домов снизилась на 1,8 п.п. до 48,2%. Тем не менее, это всего на 0,1 п.п. меньше, чем в октябре, что является самым низким показателем по сравнению с предыдущим месяцем среди всех наблюдавшихся рынков подержанных автомобилей.

Снижение активности на рынке подержанных автомобилей в Австрии

‘Индекс объема продаж легковых автомобилей возрастом от двух до четырех лет в Австрии вырос на 2,7% в ноябре по сравнению с октябрем. Однако в годовом исчислении показатель SVI снизился на 6,4%, что отражает снижение активности на рынке и неблагоприятные факторы», — заявил Роберт Мадас, региональный руководитель отдела оценки Autovista Group.

Индекс физического объема активного рынка (AMVI) также увеличился в месячном исчислении на 1,9%. По сравнению с ноябрем 2024 года предложение увеличилось на 1,2%. Это указывает на небольшое восстановление предложения в этой возрастной категории.

Среднее время, необходимое для продажи подержанного автомобиля, в ноябре составило 65 дней, что незначительно на 0,4 дня больше, чем в октябре. В годовом исчислении этот показатель значительно увеличился на 4,4 дня, что свидетельствует об увеличении оборота.

Подержанные автомобили с дизельным двигателем продавались быстрее всех — в среднем за 59,5 дней. За ними последовали модели с бензиновым двигателем (62 дня). Затем появились сменные гибриды (PHEV) через 70,9 дней и полноценные гибриды (HEV) через 71,9 дня.

Электромобили на аккумуляторных батареях (BEV) показали значительно более высокую скорость оборота, но по-прежнему продавались дольше всего — 80,6 дней.

Смешанный результат по остаточной стоимости

В ноябре доля частных домов на колесах в Австрии снизилась до 47,2%. Это на 0,3 п.п. меньше, чем в октябре, и на 0,5 п.п. меньше, чем в прошлом году. В абсолютном выражении доля частных домов на колесах незначительно выросла в месячном исчислении и в годовом исчислении. По сравнению с октябрем, это на 0,2% больше, чем в ноябре 2024 года, и на 7,1% больше, чем в ноябре 2024 года.

Доля автомобилей HEV в общем объеме продаж составила 49,8%, за ними следуют бензиновые автомобили (49,2%). Затем последовали дизельные модели с 48%-ным и PHEV с 45,1%-ным соотношением цены и качества. У BEV снова самый низкий показатель рентабельности — 37,6%. Тем не менее, это на 0,9 п.п. выше, чем в предыдущем месяце.

‘Если смотреть в будущее, то ожидается, что процентное соотношение RVS останется стабильным до конца года. По прогнозам, к концу 2025 года оно останется на том же уровне, что и в декабре 2024 года. В 2026 году ожидается снижение на 0,7%, а в 2027 году — на 0,6%», — отметил Мадас.

Стоимость подержанных автомобилей во Франции падает

В ноябре во Франции немного снизился процент арендованных автомобилей. Как на бензиновых, так и на дизельных автомобилях, а также на легковых автомобилях с механическим приводом, зафиксировано незначительное снижение. Для двух предыдущих силовых агрегатов с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) это не означает повторения тенденции.

‘Общая тенденция снижения доли автомобилей с бензиновым и дизельным двигателем на рынке, которая началась в начале 2023 года, не оказала существенного влияния на стоимость автомобилей с бензиновым и дизельным двигателем. Между тем, ноябрьский показатель PHEV продемонстрировал продолжение снижения», — пояснил Людовик Персье, старший аналитик Autovista Group во Франции.

Снижение цен на бензин и дизельное топливо было ограниченным. Это связано с тем, что водители ожидают замены своего текущего автомобиля. Кроме того, на рынок подержанных автомобилей поступает все меньше новых автомобилей с ДВС.

Общая тенденция этого месяца — автомобили с бензиновым и дизельным двигателем. Несмотря на то, что во Франции сохраняется высокий спрос на оба вида топлива, потенциальные покупатели могут тратить меньше денег на эти автомобили из-за ослабления мировой экономики. В сочетании с этим цены на них все еще слишком высоки на рынке подержанных автомобилей», — подчеркнул он.

Поскольку многие покупатели подержанных автомобилей по-прежнему не согласны с повышением цен на электромобили PHEV, спрос на силовые агрегаты по-прежнему остается на низком уровне. Однако модели с запасом хода более 60 км в меньшей степени подвержены влиянию снижения цен на электромобили.

Среднее время продажи PHEV в прошлом месяце несколько сократилось. Тем не менее, средний срок оборота в 70 дней по-прежнему является слишком большим для дилеров, даже при продолжающемся снижении цен на сделки.

Спрос и предложение на PHEV остаются несбалансированными. В предыдущие годы многие автомобили были проданы автопаркам из-за финансовых преимуществ. Однако частные покупатели подержанных автомобилей не заинтересованы в том, чтобы платить такую высокую цену за PHEV. Стоимость силовых агрегатов снизилась на 3,3% в связи с падением цен на SVI. Легче всего было продавать более компактные и дешевые электромобили PHEV.

Спрос на гибридные автомобили растет

В ноябре продажи электромобилей HEV незначительно снизились. В среднем эта технология снова стала самым продаваемым силовым агрегатом. Более того, выезд из здания суда занял примерно на пять дней меньше времени, чем в предыдущем месяце.

‘Спрос на подержанные электромобили во Франции растет. Однако автопроизводители не могут рисковать, повышая цены на эти модели. Это поставит под угрозу эффективность силовых агрегатов», — сказал Персье.

Три из пяти самых продаваемых электромобилей были произведены Toyota. RAV4 был продан в кратчайшие сроки из всех моделей HEV, в то время как Yaris и Corolla также продемонстрировали высокую скорость продаж. Другие лидирующие позиции заняли Hyundai Tucson и Kia Niro.

Процент продаж полностью электрических моделей немного вырос по сравнению с предыдущим месяцем. По сравнению с октябрем и 12 месяцами назад цены на эту технологию также выросли. Это было связано с тем, что в данных появилось больше автомобилей премиум-класса. Например, Audi e-tron GT стал пятым самым продаваемым автомобилем BEV в ноябре.

Из всех силовых агрегатов BEV сохранил самый низкий процент от первоначальной цены по прошествии 36 месяцев и 60 000 км пробега. Рентабельность продаж этой технологии составила 35,3%, что на 2,1п.п. меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

‘BEV продвигаются на рынок новых автомобилей с помощью льгот. Однако срок действия действующей схемы стимулирования покупки истекает в конце этого года. Вместо этого, социальный лизинг становится лидером, предоставляя новые налоговые льготы для автомобилей компании BEV», — прокомментировал он.

Тем не менее, это в очередной раз создает дисбаланс спроса на рынке новых и подержанных автомобилей. В свою очередь, это может повлиять на продажи внедорожников.

В Германии растет спрос на подержанные автомобили

После небольшого роста в сентябре и стабильной тенденции в октябре спрос на подержанные автомобили в Германии в ноябре вырос. Индекс потребительских цен вырос на 4,6% в месячном исчислении, что является заметным улучшением. В годовом исчислении показатель SVI был стабильным, что свидетельствует о сохранении спроса на том же уровне, что и в ноябре 2024 года.

Показатель AMVI вырос на 6,1% по сравнению с октябрем. Рынок подержанных автомобилей продемонстрировал еще более значительный рост на 17,3% в годовом исчислении. Это говорит о значительном восстановлении предложения в этой возрастной группе», — отметил Мадас.

Среднее количество дней, необходимых для продажи подержанного автомобиля, в ноябре составило 62,4 дня. Это на один день больше, чем в октябре, и на 1,3 дня меньше, чем в ноябре 2024 года. Средняя скорость оборота автомобилей BEV снизилась с каждым месяцем. Тем не менее, эта технология продавалась быстрее всех других силовых агрегатов — за 60 дней.

Затем появились автомобили HEV — за 61,2 дня. За ними последовали автомобили с дизельным двигателем — примерно за 62,2 дня, в то время как на продажу PHEVs потребовалось 62,8 дня. Автомобили с бензиновым двигателем продавались медленнее всего — 63,3 дня.

Бензин лидирует на рынке подержанных автомобилей.

В ноябре доля RV немного снизилась до 48,2%. Это на 0,1 п.п. меньше, чем в октябре, и на 1,8 п.п. в годовом исчислении. В абсолютном выражении торговый доход снизился до 21 438 евро. В месячном исчислении этот показатель снизился на 0,8%, но вырос на 2,1% по сравнению с ноябрем 2024 года.

Бензиновые автомобили лидировали на рынке с показателем RV в 50%. Далее следуют дизельные автомобили (49,3%) и электромобили HEV (49,1%), за которыми следуют электромобили PHEV (44,1%). Показатель BEV немного вырос, но снова остался на самом низком уровне — 37%.

‘В последнее время в Германии стабилизировался спрос на автомобили с пробегом. Однако его уровень остается значительно ниже, чем в предыдущие годы, и спрос по-прежнему сдержанный. Поэтому можно ожидать, что спрос на автомобили с пробегом будет оставаться под давлением», — отметил он.

По прогнозам, к концу 2025 года доля частных домов на колесах сократится на 2,7% по сравнению с декабрем 2024 года. В 2026 году давление, вероятно, ослабнет, и ожидается, что доля частных домов на колесах снизится на 1,4%. По прогнозам, в 2027 году этот показатель еще больше снизится и составит 0,7%.

Ухудшение прогноза по Италии

В ноябре в Италии показатель RVS снизился более резко, чем ожидалось. Значения упали с 46,1% в октябре до 44,8%, что привело к пересмотру прогноза на 2025 год в сторону понижения.

«В настоящее время прогнозируется снижение на 9,2% к концу года по сравнению с 2024 годом. Учитывая, что эта тенденция не имеет признаков замедления, в 2026 году ожидается дальнейшее снижение. Однако ожидается, что оно будет происходить более умеренными темпами», — прогнозирует Марко Паскетти, руководитель кластера прогнозирования Autovista Group в Испании и Италии.

‘Несмотря на эти цифры, рынок подержанных автомобилей не следует рассматривать в условиях кризиса, когда мы смотрим на объемы. Анализ рекламы на крупных онлайн-порталах подержанных автомобилей показывает, что уровень запасов лишь незначительно ниже, чем в прошлом году, при этом AMVI снизился на 4,6% в годовом исчислении», — отметил он.

Между тем, продажи в целом оставались стабильными, увеличившись на 0,7% по сравнению с 12 месяцами ранее. Эта тенденция была подтверждена данными о смене владельцев. Кроме того, среднее время продажи автомобиля значительно сократилось, сократившись на восемь дней по сравнению с октябрем.

Автомобили с дизельным двигателем и модели, работающие на сжиженном нефтяном газе (LPG), продемонстрировали более резкое, чем ожидалось, снижение по сравнению с предыдущим месяцем на 1,5 п.п. и 1,9 п.п. соответственно. Эти виды топлива ранее демонстрировали устойчивость к общей тенденции к снижению спроса на внедорожники, что делает этот результат примечательным.

Показатели BEV и PHEVs также значительно снизились — на 1,2 п.п. и 2 п.п. соответственно. Однако это неудивительно, учитывая их общую производительность в течение 2025 года. Эти две технологии неизменно отставали от среднерыночных показателей. Полностью электрические модели в ноябре уступили среднерыночному показателю на 17,9 п.п.

Рынок новых автомобилей Испании способствует росту предложения

«Данные о регистрации новых автомобилей в Испании в октябре позволили сделать три важных вывода. Во-первых, ежемесячные поставки впервые превысили уровень, существовавший до пандемии», — прокомментировал Ана Азофра, руководитель отдела оценки и аналитики Autovista Group, Испания. ‘Во-вторых, мы наблюдаем явное доминирование гибридных транспортных средств, на долю которых приходится 43,2% всех регистраций».

«В-третьих, Испания продолжает неуклонно продвигаться в направлении электрификации. В октябре доля PHEVs и BEVs на рынке составила 22,4%. Это произошло в ущерб двигателям внутреннего сгорания. Например, на долю дизельных автомобилей пришлось всего 5,6% продаж», — пояснила она.

Между тем, действующая в Испании система стимулирования использования электромобилей (EV), план MOVES III, пересматривается. Новая схема будет называться Auto Plan 2030. Более подробная информация о плане будет объявлена в декабре, как сообщает El Independiente.

Система призвана оживить промышленность, инфраструктуру и потребительский спрос. Это может помочь сохранить текущие темпы роста доли электромобилей на рынке.

Увеличить сроки продажи подержанных автомобилей

Этот спрос также очевиден на рынке подержанных автомобилей, где продажи электромобилей BEV и PHEV растут устойчивыми темпами. Этому способствовали увеличение предложения и более доступные цены сделок.

Это особенно заметно в отношении электромобилей PHEV. После 36 месяцев эксплуатации и 60 000 км пробега остаточная стоимость подержанных автомобилей снизилась в среднем примерно на 400 евро.

Средние цены на другие силовые агрегаты, включая бензиновые и гибридные модели, немного снизились. Между тем, абсолютные показатели продаж автомобилей с дизельным двигателем незначительно выросли. На долю этого вида топлива по-прежнему приходится половина всех продаж подержанных автомобилей.

«Тем не менее, в этом году, который был таким успешным, важно отслеживать показатели, которые показывают некоторый износ», — сказал Азофра.

Например, на продажу подержанного автомобиля возрастом от 24 до 48 месяцев в Испании ушло на 12 дней больше, чем в предыдущем месяце. Текущий средний показатель составляет 77,5 дней, и этот показатель значительно улучшился благодаря самым продаваемым моделям за месяц. В среднем Toyota Yaris Cross, Kia Rio и MG ZS покидали свои автосалоны в течение 47 дней.

Давление на рынок подержанных автомобилей в Швейцарии

‘После небольшого снижения в октябре спрос на подержанные автомобили в Швейцарии в ноябре продолжил снижаться. Индекс потребительских цен снизился на 0,6% в месячном исчислении и на 2,1% в годовом исчислении. Эти два результата свидетельствуют о том, что давление на рынок сохраняется», — заявил Мадас.

‘Индекс AMVI также снизился на 0,5% по сравнению с октябрем. В годовом исчислении предложение резко сократилось на 7,8%. Это подтвердило сохраняющийся дефицит предложения подержанных автомобилей в этой возрастной категории», — отметил он.

Доля частных домов на колесах снизилась до 42,4% в ноябре. Это на 0,3 п.п. меньше, чем в октябре, и на 4,4 п.п. меньше, чем в ноябре 2024 года. В абсолютном выражении доля частных домов на колесах незначительно выросла и составила 26 320 швейцарских франков. По сравнению с предыдущим месяцем, этот показатель вырос на 0,3% в месячном исчислении, но снизился на 4,5% в годовом исчислении.

В ноябре стоимость электромобилей HEVS была самой высокой среди всех силовых агрегатов — 47%. Затем последовали автомобили с бензиновым двигателем (43,8%), дизельные модели (42,1%) и PHEVs (40%). BEVs по-прежнему оставался самым дешевым силовым агрегатом, его стоимость составляла всего 35,8% от первоначальной цены по прейскуранту.

BEVs улучшила показатели оборачиваемости продаж

Среднее количество дней, в течение которых продавался подержанный автомобиль, в ноябре составило 77,1 дня, что на 0,5 дня больше, чем в октябре. В годовом исчислении этот показатель значительно увеличился на 6,6 дней, что свидетельствует о более быстром обороте.

Быстрее всего продавались бензиновые модели (73 дня), за ними следуют электромобили HEV (77,6 дня) и дизельные автомобили (79,5 дня). Продажи электромобилей BEV значительно выросли в годовом исчислении, составив в среднем 82,1 дня. Это означало, что они продавались быстрее, чем PHEV, которым требовалось 87,5 дней, чтобы покинуть торговые площадки.

Прогнозируется, что в ближайшие годы доля частных домов на колесах будет снижаться, но более медленными темпами. Ожидается, что к концу 2025 года доля частных домов на колесах упадет на 7,8% по сравнению с декабрем 2024 года. В 2026 году ожидается дальнейшее снижение на 1,7%, а в 2027 году — на 0,4%.

Британские дилеры подержанных автомобилей проявляют осторожность.

«Рынок подержанных автомобилей в ноябре продемонстрировал устойчивую активность с некоторыми заметными изменениями. На первый взгляд, среднее время продажи подержанного автомобиля 24-48-месячной давности выросло до 37,1 дня. По сравнению с октябрем этот показатель увеличился на 3,2 дня, что может свидетельствовать о замедлении темпов роста», — отметил Джейсон Уиттингтон, региональный руководитель отдела оценки Autovista Group в Великобритании.

‘Однако SVI рассказывает другую историю, показывая, что активность продаж на самом деле возросла: на 8,5% больше автомобилей покинуло привокзальные площади в течение месяца. И наоборот, AMVI сообщила о снижении количества автомобилей, выставленных на продажу, на 4,7%. Это указывает на то, что дилеры не пополняют запасы с той же скоростью, с какой они продают.

Это может указывать на то, что спрос превышает предложение. Однако более вероятно, что дилеры проявляют осторожность по мере приближения конца года. Возможно, они становятся более разборчивыми в своих стратегиях приобретения в традиционно спокойный период», — прокомментировал он.

Акции быстро растут

Несмотря на более длительный период распродаж в Великобритании, показатели страны остаются высокими по сравнению с другими европейскими рынками. За 37,1 дня британские дилеры продали автомобили на 40 дней быстрее, чем в Испании или Швейцарии.

Скорость оборота почти на 29 дней выше, чем во Франции, на 28 дней выше, чем в Австрии, и более чем на 25 дней быстрее, чем в Германии. Средний показатель по Великобритании также был более чем на 23 дня выше, чем по Италии, ближайшему рынку для сравнения.

В ноябре цены на жилье немного снизились, составив в среднем 48,7% от первоначальной стоимости по новой цене. Это соответствует снижению всего на 0,2 п.п. по сравнению с октябрем и на 2,4 п.п. по сравнению с ноябрем прошлого года.

«В целом, активность на рынке подержанных автомобилей в это время года выглядит довольно оживленной. Дилеры, похоже, хорошо продают, но при этом внимательно следят за тем, какие акции они покупают по мере приближения конца года», — заключил Уиттингтон.

Вам также может понравиться