Содержание
- 1 Производство в Германии в опасности?
- 2 Рост BEV стимулирует рынок
- 3 Правительственный инвестиционный импульс
- 4 Дополнительные налоговые льготы
- 5 Рынок электромобилей растет
- 6 Электромобили за дополнительную плату
- 7 Больше бюджетных электромобилей
- 8 Рынок бензина продолжает снижаться
- 9 Помощь со стороны гибридов
В мае число зарегистрированных новых автомобилей в Германии возобновило рост, поскольку рынок электромобилей (EVS) продвинулся вперед. Могут ли новые налоговые льготы для электромобилей с аккумуляторными батареями (BEV) стать дополнительным стимулом для роста? Том Хукер, журналист Autovista24, приводит последние данные.
В мае на дороги Германии вышло в общей сложности 239 297 новых автомобилей, что на 1,2% больше, чем в прошлом году. Это всего на 2872 единицы больше, чем годом ранее. Впервые с октября 2024 года на рынке наблюдается рост.
Согласно данным, предоставленным KBA, частные регистрации выросли на 2,4% и составили 32,8% от общего объема поставок. Между тем, коммерческий сектор в прошлом месяце увеличил объемы на 0,7%, заняв 67,1% рынка.
Однако поставки новых автомобилей по-прежнему сократились на 2,4% в годовом исчислении, составив чуть менее 1,15 млн единиц.
«Незначительный рост числа новых регистраций дает надежду на восстановление рынка в целом, который все еще был ниже прошлогоднего уровня», — прокомментировала президент VDIK Имельда Лаббе.
Производство в Германии в опасности?
Однако надежды на восстановление могут быть подорваны перебоями в производстве. Китай ввел ограничения на экспорт редкоземельных магнитов, которые широко используются в автомобильной промышленности. Это может нарушить или даже остановить производство автомобилей в Германии, заявила президент VDA Хильдегард Мюллер в заявлении для Reuters.
Китай выдал разрешения нескольким производителям редкоземельных элементов, включая поставщиков Volkswagen. Однако этого недостаточно для обеспечения достаточного количества компонентов, необходимых для бесперебойного производства.
Mercedes-Benz ведет переговоры с поставщиками о создании запасов редкоземельных элементов, сообщает Reuters. Автопроизводители, дипломаты и другие руководители из Европы стремятся встретиться с официальными лицами Пекина, чтобы добиться скорейшего одобрения экспорта редкоземельных магнитов.
Рост BEV стимулирует рынок
Количество зарегистрированных BEV в мае резко возросло, увеличившись на 44,9% до 43 060 единиц. Это означает, что в течение пяти месяцев подряд эта технология демонстрировала двузначный рост. Если исключить BEV из общего объема рынка, это приведет к падению на 5,1%. На долю силовых агрегатов пришлось 18% поставок в прошлом месяце, что на 5,4 процентных пункта больше, чем в мае 2024 года.
‘С января по май было поставлено в общей сложности 201 563 машины BEV, что соответствует впечатляющему росту регистрации на 43,2% в годовом исчислении. Это соответствует доле на рынке в 17,6%», — отметил Роберт Мадас, региональный руководитель отдела оценки Autovista Group.
Правительственный инвестиционный импульс
Правительство Германии запустило пакет налоговых льгот для компаний, стремясь стимулировать инвестиции. В пакет включена специальная амортизационная надбавка на автомобили BEV, приобретенные в период с июля 2025 года по декабрь 2027 года.
Компании, покупающие новый BEV, получат скидку на амортизацию в размере 75% в первый год покупки, пишет electrive. 10% могут быть вычтены в следующем году и по 5% — во второй и третий годы. Надбавка составит 3% на четвертый год и 2% на пятый.
«Законопроект о программе немедленных инвестиций дает важные сигналы для инвестиций в электромобильность. Планируемые налоговые льготы для продвижения BEV могут стать ценным и устойчивым стимулом для развития рынка электронной мобильности», — заявил Мюллер.
‘Прежде всего, запланированная амортизация в размере 75% в год покупки BEV, используемого в коммерческих целях, может оказать здесь эффективную поддержку», — сказала она.
VDIK призвал включить в эту меру подключаемые гибриды (PHEV). В то же время другие представители отрасли отметили, что этот стимул может не привести к существенному улучшению ситуации.
«Возможности амортизации этого инвестиционного импульса в области электромобильности ограничены по своему эффекту. Они выгодны только тем, кто действительно может использовать их для целей налогообложения. Частные домохозяйства или лизинговые компании, например, не получают никакой выгоды», — отметил исполняющий обязанности президента ZDK Томас Пекрун.
‘В целом, это мера, которая не приносит никакого вреда, но и не приносит кардинальных улучшений. Это первый шаг, но не более того», — сказал он.
Лаббе придерживался аналогичного мнения. ‘Мы рассматриваем инвестиционную программу как первый решительный шаг на пути к стимулированию экономики Германии. Однако эта налоговая мера недостаточна для расширения использования электромобилей», — прокомментировала она.
‘Это связано с тем, что он касается только коммерческого бизнеса и даже в нем отсутствует лизинговый бизнес, на который приходится большинство регистраций», — добавил Лаббе.
Дополнительные налоговые льготы
Кроме того, общий ценовой предел для электромобилей в качестве служебных автомобилей будет увеличен с 70 000 евро до 100 000 евро в связи с налогообложением служебных автомобилей в размере 0,25%.
‘Мы также считаем позитивным повышение предельной цены по брутто-прейскуранту при налогообложении служебных автомобилей для BEVS. Служебные автомобили являются важным фактором развития электронной мобильности в Германии», — отметил Мюллер.
‘Эта мера также укрепит рынок подержанных автомобилей для BEV, поскольку автомобили компании будут доступны как подержанные автомобили по низкой цене после истечения срока лизинга», — подчеркнула она.
В своем ответе на объявление отраслевые организации также призвали к дополнительным стимулам для увеличения продаж электромобилей.
‘Нам срочно необходимо снизить тарифы на электроэнергию, например, за счет снижения налогов на электроэнергию до европейского минимального уровня и значительного снижения платы за электроснабжение. Общественная инфраструктура зарядки также должна быть расширена, а бюрократические препоны при строительстве частных пунктов зарядки должны быть устранены», — заявил Пекрун.
‘По мнению VDA, общая налоговая база для аренды электромобилей должна быть улучшена. Также важно отметить, что партнеры по коалиции теперь должны незамедлительно инициировать продление действующего освобождения от уплаты налога на транспортные средства для электромобилей до 2035 года, о чем они договорились в коалиционном соглашении», — пояснил Мюллер.
Рынок электромобилей растет
Несмотря на значительное улучшение показателей BEV, в мае наиболее эффективными силовыми агрегатами были PHEVS.
Количество зарегистрированных силовых агрегатов выросло на 79,4%, что стало самым большим ростом с декабря 2022 года. В этом году результат также продолжает демонстрировать двузначный рост. В общей сложности 25 181 поставка обеспечили компании долю рынка в 10,5%, что на 4,6 п.п. больше, чем в прошлом году.
За первые пять месяцев 2025 года продажи этой технологии выросли на 52,8%, достигнув 113 287 единиц. На ее долю пришлось 9,9% рынка новых автомобилей по сравнению с 6,3%. Однако, не считая категории «другие» с небольшим объемом выпуска, это по-прежнему наименее популярный силовой агрегат в Германии.
Электромобили за дополнительную плату
Если учесть количество поставок электромобилей BEV и PHEV, количество регистраций электромобилей на рынке увеличилось на 56%. В общей сложности клиентам была передана 68 241 новая модель, что на 24 495 единиц больше, чем в мае 2024 года. Это стало самым большим ежемесячным увеличением количества подключаемых устройств с августа 2023 года.
Исключение электромобилей с немецкого рынка новых автомобилей привело бы к более широкому падению на 11,2%. На долю силовых агрегатов пришлось 28,5% от общего объема продаж в прошлом месяце, что на 10 п.п. больше, чем в прошлом году.
С начала года продажи электромобилей выросли на 46,5%, до 314 860 единиц. Доля электромобилей выросла с 18,3% до 27,5%. Для сравнения, за первые пять месяцев 2024 года поставки электромобилей сократились на 6,7%.
«Сокращение субсидий на электромобили в конце 2023 года изначально привело к резкому спаду в первые месяцы 2024 года. Однако восстановление к 2025 году показывает, что рынок все больше развивается независимо от субсидий», — подчеркнул Мадас.
Больше бюджетных электромобилей
Этому способствует растущий выбор бюджетных электромобилей и постоянное развитие инфраструктуры зарядки.
Например, в настоящее время в Германии на 9,1% больше точек зарядки от сети переменного тока, чем в конце июня 2024 года. Это соответствует последним данным Европейской обсерватории по альтернативным видам топлива (EAFO). Тем временем количество пунктов зарядки от постоянного тока выросло на 29,6%.
‘Переход к электромобилям ускоряется. Растущий ассортимент более дешевых электромобилей и растущее число общественных пунктов зарядки являются положительными факторами», — пояснил Пекрун. «Количество возражений частных клиентов по поводу покупки электромобилей заметно снизилось, мы наблюдаем это на ежедневных торгах.
«Если производители сейчас объявят о своих новых моделях на следующий год, особенно в сегменте компактных и малолитражных автомобилей, с соответствующими ценами, это позитивное развитие событий может получить дальнейшее развитие», — заявил он.
Рынок бензина продолжает снижаться
В 2025 году рынок бензина продолжил снижаться, сократившись на 24,1% в мае, когда было зарегистрировано 67 921 автомобиль. В этом году этот вид топлива по-прежнему демонстрирует рекордный рост. На долю бензиновых автомобилей пришлось 28,4% рынка новых автомобилей, что на 9,5 п.п. меньше, чем годом ранее.
С января по май поставки силовых агрегатов сократились на 26,1% и составили 324 418 единиц. Если исключить бензиновые автомобили из общего показателя за год, то рост составил бы 11,8%. Доля бензиновых автомобилей на рынке составила 28,3% по сравнению с 37,4%.
В прошлом месяце продажи дизельного топлива снизились на 21,8%, до 35 106 единиц, что стало шестым месячным падением подряд. В мае этот вид топлива составил 14,7% от общего объема продаж, что на 4,3 п.п. меньше, чем в мае 2024 года. Это также самый низкий показатель в текущем году.
С начала года на дороги вышло в общей сложности 175 717 дизельных моделей, что на 21,1% меньше. Это обеспечило ей долю рынка в 15,3% по сравнению с 19% за первые пять месяцев прошлого года.
Количество зарегистрированных бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в мае сократилось на 23,3%, составив 103 027 единиц. В этом году в сегменте силовых агрегатов было зафиксировано двузначное снижение как минимум на 20% за каждый месяц.
Доля моделей ICE на рынке составила 43,1%, что на 13,7 п.п. меньше, чем за 12 месяцев до этого. Это стало крупнейшим снижением доли с декабря 2022 года. С начала года доля силовых агрегатов снизилась на 24,4%, до 500 135 регистраций. За первые пять месяцев этого года их доля составила 43,6% по сравнению с 56,3%.
Помощь со стороны гибридов
В мае поставки гибридов, включая гибридные силовые агрегаты как с полной, так и с умеренной нагрузкой, выросли на 16,7%. Это стало самым значительным увеличением продаж данной технологии в 2025 году. Этот показатель также демонстрирует рост девятый месяц подряд.
В прошлом месяце покупателям было передано в общей сложности 66 990 гибридов, что составляет 28%. Это на 3,7 п.п. больше, чем в мае 2024 года. Однако впервые с января доля гибридов в общем объеме продаж бензиновых автомобилей снизилась.
За первые пять месяцев текущего года было реализовано 326 634 гибридных автомобиля, что на 12,1% больше, чем за аналогичный период 2024 года. На их долю пришлось 28,5% от общего числа зарегистрированных автомобилей, по сравнению с 24,8%.
Если добавить к показателям электромобилей объемы продаж гибридных автомобилей, то в прошлом месяце рынок электрифицированных автомобилей вырос на 33,7%, достигнув 135 231 единицы. На долю этой категории пришлось 56,5% от общего объема поставок в мае, по сравнению с 42,8%. С января по май рынок электрифицированных автомобилей вырос на 26,7% до 641 494 единиц.
Согласно расчетам Autovista24, поставки в категории «прочие» в мае увеличились на 18,7%, составив 1039 единиц. Это обеспечило ей долю рынка в 0,4%, стабильную по сравнению с 12 месяцами ранее.
За первые пять месяцев текущего года на дороги Германии вышло в общей сложности 4936 моделей с альтернативной силовой установкой, что на 25% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля этой категории на рынке составила 0,4% по сравнению с 0,6%.