Содержание
В апреле количество зарегистрированных новых автомобилей в ЕС впервые в этом году увеличилось. Как электромобили на батарейках (BEV), так и подключаемые гибриды (PHEV) помогли рынку продвинуться вперед. Том Хукер, журналист Autovista24, рассказывает о работе каждого силового агрегата.
В апреле покупателям в ЕС было поставлено 925 359 новых автомобилей. Это означает увеличение на 1,3% в годовом исчислении, что дает блоку первый месяц роста в 2025 году.
Согласно данным ACEA, из 27 стран -членов ЕС в 16 были зафиксированы улучшения, в шести из которых рост был выражен двузначными цифрами. Из оставшихся 11 стран, в которых наблюдалось снижение числа регистраций, в четырех было зафиксировано снижение более чем на 24%. Однако три из них были рынками с низким объемом продаж.
На рынках «большой четверки» ЕС ситуация сложилась по-разному: во Франции и Германии спад составил соответственно 5,6% и 0,2%. С другой стороны, объемы продаж в Италии выросли на 2,7%, а в Испании — на 7,1%.
Сравнение совокупного объема поставок в этих четырех странах с данными за апрель 2024 года приводит к чистому убытку в размере 1547 единиц. Итак, за счет чего в прошлом месяце в ЕС наблюдался рост?
Небольшие рынки предотвратили спад
Если посмотреть на пятизначные показатели рынка за месяц, то можно отметить заметное снижение числа регистраций. В Бельгии падение составило 4,8%, в Нидерландах — 4%, а объемы продаж в Дании снизились на 1,3%.
Напротив, поставки в Австрию выросли на 16,5%, Швецию — на 10,5%, Грецию — на 9%, Чехию — на 8,6%, Португалию — на 8,2%, Польшу — на 5,8% и Венгрию — на 3,6%.
Сравнение совокупных показателей этих рынков с их показателями годичной давности показало, что прирост составил 9 888 единиц.
Тем не менее, количество регистраций в ЕС по-прежнему сократилось на 1,2% с начала года. За этот период покупателям было передано в общей сложности 3,64 миллиона новых автомобилей. Это привело к отставанию в 42 488 поставок по сравнению с прошлым годом.
Наибольший вклад в разницу внесла «большая четверка», чистая потеря которой составила 36 112 единиц. В основном это было вызвано сокращением числа регистраций во Франции на 7,3%, в то время как в Германии и Италии этот показатель снизился на 3,3% и 0,6% соответственно. Однако Испания предотвратила еще большее падение, увеличив объемы продаж на 12,2% с января по апрель.
BEVs — лучший на рынке ЕС
В апреле BEVs были самыми эффективными силовыми агрегатами. Благодаря этой технологии количество регистраций выросло на 34,1% по сравнению с 12 месяцами ранее, достигнув 145 341 единицы.
Это на 36 919 единиц больше, чем в прошлом году. Это также стало самым большим приростом продаж BEV в процентном отношении с октября 2023 года. Если бы рынок новых автомобилей в ЕС был закрыт, продажи силовых агрегатов снизились бы на 3,1%.
Доля этой технологии на рынке составила 15,7%, увеличившись на 3,8 процентных пункта в годовом исчислении. Это самый высокий показатель, зафиксированный в этом году.
Тремя крупнейшими рынками сбыта электротоваров в апреле были Германия, Франция и Бельгия. На них объемы продаж выросли на 53,5%, 35,8% и 2,8% соответственно.
В то же время, Италия показала второй по величине рост продаж среди всех стран-участниц, увеличившись на 108,2%, в то время как количество регистраций в Испании выросло на 78%. Однако, несмотря на то, что в целом оба этих рынка являются членами «большой четверки», ежемесячные объемы продаж на обоих рынках регулярно снижаются.
По объему потребления электроэнергии в обеих странах по-прежнему лидируют Дания, Швеция и Нидерланды. В этих государствах-членах рост составил 45,5%, 25,8% и 1,8% соответственно. В целом, только в пяти странах ЕС произошло снижение BEV, хотя и с меньшим количеством силовых агрегатов.
За первые четыре месяца текущего года продажи технологии выросли на 26,4% благодаря 558 262 регистрациям. С января по апрель на долю BEVs пришлось 15,3% рынка новых автомобилей, по сравнению с 12%.
В четырех странах наблюдалось снижение продаж электромобилей, в трех из которых — на рынках Эстонии, Мальты и Румынии — объем продаж был невелик. Однако на четвертом месте оказался второй по величине рынок электромобилей во Франции, который сократился на 4,4% с начала года.
Между тем, объем продаж на крупнейшем рынке силовых агрегатов в Германии за четыре месяца вырос на 42,8%. В регионах с меньшим объемом продаж BEV наилучший результат показала Италия, где поставки выросли на 79,4%.
За ней последовала Испания с ростом на 71,2%, затем Дания — на 56,8%, Австрия — на 41,6%, Бельгия — на 31,3%, Португалия — на 29,8%, Ирландия — на 25,4%, Швеция — на 16,6% и Нидерланды — на 6,4%.
Феноменальные показатели PHEV в ЕС
В апреле PHEV также продемонстрировали высокие результаты: было зарегистрировано 81 554 регистрации, что соответствует росту на 31,2% в годовом исчислении. Это стало самым большим месячным приростом в процентном отношении с тех пор, как ACEA начала ежемесячно публиковать данные об отдельных силовых агрегатах в январе 2023 года.
В апреле на долю PHEVS пришлось 8,8% регистраций новых автомобилей, что на 2 п.п. больше, чем в 2025 году.
Благодаря росту на 60,7% и 9 182 единицам по сравнению с апрелем 2024 года, Германия увеличила общее количество технологий и уверенно остается крупнейшим рынком сбыта. В Испании и Италии также наблюдался значительный рост — на 80,3% и 77% соответственно, что делает их третьими и четвертыми по популярности странами с низким уровнем дохода. Для сравнения, во Франции этот показатель снизился на 11,7%.
Другой заметный рост произошел в Польше и Австрии, где объемы продаж выросли на 115,9% и 87,6% соответственно. В других странах поставки в Нидерланды выросли на 41,4%, Ирландию — на 23%, Португалию — на 20,4%, а в Швеции — на 19,3%. Тем не менее, в Бельгии показатели PHEVs упали на 48,5% в прошлом месяце, а Кипр, Дания и Мальта стали единственными другими рынками, которые пострадали от снижения.
Испания обогнала Францию
Поставки силовых агрегатов за первые четыре месяца текущего года выросли на 7,8% и составили 287 850 единиц. На долю PHEV пришлось 7,9% от общего объема поставок, по сравнению с 7,2%. На двух ведущих рынках PHEV наблюдался рост: в Германии он вырос на 46,6%, а в Испании — на 42,8%.
В течение первых четырех месяцев этого года Франция была лишь незначительно впереди Франции. В 2024 году Франция занимала второе место по объему рынка PHEV, но за год количество регистраций сократилось на 41%. Доля Бельгии на рынке также снизилась, объем продаж сократился на 61,6%.
Среди других заметных рынков, показавших рекордный рост, лидировала Ирландия, показавшая улучшение на 55%. За этим последовал рост на 43,1% в Австрии, на 41,8% в Италии, на 18,4% в Нидерландах и на 14,3% в Швеции.
Совокупный объем продаж электромобилей BEV и PHEV в апреле вырос на 33% в годовом исчислении и составил 226 895 регистраций. Таким образом, прирост составил 56 301 единицу. Без подключаемых модулей рынок новых автомобилей в прошлом месяце сократился бы на 6%.
Доля сегмента силовых агрегатов составила 24,5%, что на 5,8 п.п. больше, чем в апреле 2024 года. Это также самый высокий показатель в этом году. С января по апрель поставки электромобилей выросли на 19,4%, достигнув 846 112 единиц. На долю подключаемых модулей пришлось 23,2% от общего объема поставок в ЕС, по сравнению с 19,2%.
Гибриды лидируют в ЕС
Гибриды по-прежнему уверенно лидируют на рынке новых автомобилей в ЕС. Если учитывать гибриды с гибридной передачей, то в апреле объемы продаж этой технологии выросли на 20,8%. В общей сложности клиентам было поставлено 320 725 единиц.
Это обеспечило ему долю в 34,7%, увеличившись на 5,6 п.п. в годовом исчислении. Однако, из-за высоких показателей EVS, это был самый низкий показатель за месяц в 2025 году.
Наибольший рост среди пятизначных рынков гибридных автомобилей наблюдался во Франции, где показатель за апрель 2024 года вырос на 37,7%. Испания также продемонстрировала значительный рост на 33,6%. В Италии объемы продаж силовых агрегатов выросли на 14,2%. В апреле в Германии, стране с наибольшим объемом производства гибридных устройств, рост составил 12,2% по сравнению с предыдущим годом.
В прошлом месяце на шести рынках произошел спад в технологии, особенно в Нидерландах, где объемы производства упали на 10,4%.
Италия едва не обыграла Германию
За первые четыре месяца текущего года поставки гибридных автомобилей выросли на 20,8% и составили 1,28 млн единиц. Это на 220 952 регистраций больше, чем за аналогичный период 2024 года. На долю силовых агрегатов пришлось 35,3% от общего числа зарегистрированных автомобилей, по сравнению с 28,9%.
С января по апрель число зарегистрированных гибридов сократилось в семи государствах-членах ЕС. Тем не менее, шесть из них были рынками с низким объемом продаж, а на втором месте по объемам продаж оказались Нидерланды, которые упали на 9,2%.
Италия стала самым крупным рынком гибридных автомобилей за год, где количество регистраций выросло на 15%. Это всего на 259 единиц больше, чем в Германии, так как в этой стране количество технологий выросло на 11%. Во Франции этот показатель также вырос на 44,9%, а в Испании — на 35,8% в годовом исчислении.
Если добавить к общему количеству электромобилей гибриды, то в апреле рынок электрифицированных автомобилей вырос на 25,6%, до 547 620 единиц. В годовом исчислении это составило 111 535 регистраций. На долю группы силовых агрегатов пришлось 59,2% поставок новых автомобилей, что на 11,5 п.п. больше, чем в апреле 2024 года.
За первые четыре месяца 2025 года объемы электрификации выросли на 20,2%, достигнув 2,13 млн единиц. За этот период сектор занял 58,6% рынка по сравнению с 48,2%.
Резкое падение цен на бензин в ЕС
В прошлом месяце продажи автомобилей с бензиновым двигателем снизились на 20,6%, до 261 709 единиц. Это соответствует доле рынка в 28,3%, что на 7,8 п.п. меньше, чем в прошлом году.
Шесть стран добились роста, в то время как в остальных было зафиксировано резкое падение, например, в Германии, где поставки сократились на 26,4%. В Италии падение было менее значительным — на 9,8%, в то время как объемы производства бензиновых двигателей в Испании упали на 20,4%. Франция также столкнулась с трудностями: показатель за прошлый месяц снизился на 38,8% по сравнению с 12 месяцами ранее.
С января по апрель количество зарегистрированных автомобилей с бензиновым двигателем сократилось на 20,6% и составило 1,04 миллиона единиц. Это обеспечило ей долю рынка в 28,6% по сравнению с 35,6%. В этот период во всех странах «большой четверки» ЕС наблюдался спад. Франция пострадала больше всех, снизившись на 35,2%. Рынок бензина в Германии сократился на 26,6%, в то время как в Италии он сократился на 14,4%, а в Испании — на 12,7%.
Поставки дизельных автомобилей в прошлом месяце сократились на 24,4%, составив 88 974 единицы. Однако это привело к увеличению доли рынка на 9,6%, что на 3,3 п.п. больше, чем за 12 месяцев до этого.
На крупнейшем рынке дизельного топлива, в Германии, количество регистраций сократилось на 18,7%. В то же время, в Италии, единственной другой стране с пятизначными показателями по этому виду топлива, цены упали на 26,3%. В целом, только в пяти странах наблюдался рост, хотя все они были рынками с меньшим объемом продаж.
С начала года количество зарегистрированных автомобилей с дизельным двигателем сократилось на 26,4% до 348 050 единиц. Доля силовых агрегатов в общем объеме продаж за первые четыре месяца текущего года составила 9,6% по сравнению с 12,8%.
Если сложить объемы продаж бензина и дизельного топлива, то рынок двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в апреле сократился на 21,6%, составив 350 683 единицы. На долю силовых агрегатов приходилось 37,9% рынка, что на 11 п.п. меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
С начала года было зарегистрировано в общей сложности чуть менее 1,39 млн моделей ICE, что на 22,1% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Это позволило компании занять 38,2% рынка по сравнению с 48,4%.