Содержание
В прошлом месяце на рынке новых автомобилей во Франции впервые появились полноценные гибриды (HEV), поскольку количество регистраций бензиновых автомобилей сократилось. Но не является ли это началом новой эры электрификации в стране? Специальный редактор Autovista24 Фил Карри анализирует последние данные.
В марте проблемы на французском рынке новых автомобилей продолжились, поскольку бензиновые силовые агрегаты впервые потеряли свои лидирующие позиции на рынке.
Согласно данным французского автомобильного агентства PFA, количество регистраций за месяц сократилось на 14,5%. По подсчетам Autovista24, было продано 153 844 автомобиля. Это на 26 180 единиц меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Ранний пасхальный период в марте прошлого года означал, что на большинстве европейских рынков наблюдался спад. В апреле эти рынки восстановились. По сравнению с последним непрерывным мартом 2023 года рынок упал на 15,8%.
Это означает, что в апреле также может наблюдаться снижение числа регистраций. Он будет отличаться от более сильного месяца 2024 года, но в этом году также будут наблюдаться сбои из-за пасхальных каникул.
Только HEV и мягкие гибриды (MHEV) показали улучшения в прошлом месяце. Продажи всех остальных силовых агрегатов сократились на двузначную величину, что подчеркивает трудности, с которыми сталкивается французский рынок новых автомобилей в настоящее время.
В первом квартале текущего года количество регистраций в стране сократилось на 7,8%. Объем продаж, который составил 410 085 единиц, снизился на 34 819 единиц по сравнению с первыми тремя месяцами 2024 года.
Ситуация во Франции изменилась
Было несколько обстоятельств, которые могли привести к резкому снижению продаж. Многие регистрации были перенесены на февраль из-за изменений в размерах субсидий на электромобили (EV), предложенных правительством. Также был изменен налоговый порог malus, что, возможно, отпугнуло покупателей.
С начала прошлого месяца порог выбросов CO2, при котором взимается налог «малус» в размере 50 евро, был повышен до 113 г/км. За каждый 1 г/км добавляется еще 25 евро, что составляет 150 евро или 117 г/км. За каждый грамм на километр добавляется еще 20 евро, что составляет 124 г/км. После этого максимальная сумма штрафа увеличивается до 70 000 евро для транспортных средств с выбросом CO2 более 192 г/км.
Это может объяснить резкий обвал на рынке двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в марте. Это происходит на фоне изменения отношения автопроизводителей к выпуску силовых агрегатов MHEV, заменяющих традиционные двигатели. Еще неизвестно, уменьшится ли влияние в течение оставшейся части года.
‘Это падение на рынке новых автомобилей в марте было в значительной степени предсказуемым после ожидаемых регистраций в феврале, связанных со снижением бонуса и увеличением штрафа. Начиная со следующего месяца, мы должны увидеть меньше сбоев в месячных тенденциях», — пояснила Мари-Лор Ниво, руководитель отдела анализа автомобильного рынка в AAA Data.
‘В то же время, снижение на 8% в первом квартале показывает, насколько депрессивным остается рынок, несмотря на ускоряющуюся электрификацию автопарков».
Наряду с изменениями в субсидиях и малусах, рынку также пришлось конкурировать с периодом, когда действовал социальный лизинг. В течение этого времени частные покупатели могли арендовать электромобили за 100 евро в месяц или меньше.
В общей сложности 50 000 домохозяйств воспользовались предложением, срок действия которого истек менее чем через два месяца. Эти автомобили были доставлены в течение февраля и марта, что привело к увеличению числа регистраций в эти периоды.
Бензиновому доминированию приходит конец
Изменения в налогообложении моделей ICE с более высоким уровнем выбросов, возможно, способствовали обвалу рынка во Франции в марте.
Согласно расчетам Autovista24, в прошлом месяце количество зарегистрированных автомобилей, работающих на бензине, сократилось на 44,2%. Это означало, что объем поставок в размере 32 867 единиц за месяц снизился на 25 995 единиц в годовом исчислении. Доля компании на рынке, составляющая 21,4%, снизилась на 11,3 процентных пункта по сравнению с мартом 2023 года.
Обвал привел к тому, что впервые силовые агрегаты стали уступать как HEV, так и MHEV по объему производства и доле на рынке. Это особенно важно, поскольку, в отличие от большинства рынков ЕС, Франция выделяет в своей категории гибридов эти две технологии. В то время как количество зарегистрированных гибридных автомобилей в течение нескольких месяцев лидировало на рынке ЕС в целом, во Франции бензин оставался на первом месте благодаря этому разделению.
За последние 12 месяцев объемы продаж HEV и MHEV приблизились к объемам продаж бензина. Еще предстоит выяснить, означают ли результаты марта необратимые изменения в динамике рынка силовых агрегатов. Но бензин больше не является доминирующей силой, как раньше.
В первом квартале 2025 года количество зарегистрированных бензиновых автомобилей сократилось на 34,1%, до 97 951 единицы. Это на 50 734 единицы меньше, чем в прошлом году. Этот вид топлива по-прежнему является самым популярным за трехмесячный период, но только недавно. Его рыночная доля в 23,9% снизилась с 33,4%, зафиксированных за аналогичный период прошлого года.
Проблемы со льдом во Франции
В марте также были проблемы с дизельным топливом. По данным Autovista24, общий объем продаж дизельного топлива, который составил 6 463 единицы, снизился на 52,1% в годовом исчислении. Это был наихудший показатель из всех основных типов силовых агрегатов с точки зрения объема продаж и процентного снижения.
На долю этой технологии пришлось всего 4,2% от общего числа регистраций за месяц, что на 3,3 п.п. меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
С начала года количество зарегистрированных дизельных двигателей сократилось на 45,6%, составив 18 126 единиц. Доля дизельного топлива в общем объеме регистраций за первые три месяца прошлого года составила 4,4% по сравнению с 7,5% за первые три месяца прошлого года.
Количество зарегистрированных автомобилей ICE, работающих на бензине и дизельном топливе, в марте сократилось на 45,6%, а количество поставок сократилось на 33 029 единиц. Доля ICE, составляющая 25,6%, означает, что в месячном выражении она рискует обогнать группу силовых агрегатов EV.
За первые три месяца текущего года количество регистраций ICE сократилось на 36,2%, что эквивалентно потере 65 946 единиц. В результате доля этой технологии на рынке составила 28,3%, что меньше, чем 40,9%, которые были зафиксированы на том же уровне в 2024 году.
Гибриды доминируют на рынке новых автомобилей
В то время как количество регистраций ICE сократилось, рынок гибридных двигателей стремительно вырос. В марте во Франции только двигатели HEV и MHEV продемонстрировали рост.
По сравнению с предыдущим годом, MHEV продемонстрировали наилучшие показатели. По подсчетам Autovista24, количество регистраций увеличилось на 57,6%. Это означает, что на дороги страны вышли 33 392 новые модели, что составляет 21,7% от общего объема поставок. Это на 9,9 п.п. больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Тем временем, количество зарегистрированных автомобилей HEV увеличилось на 29,8%, было поставлено 37 284 модели. Такие показатели привели к тому, что силовой агрегат лидировал на рынке с точки зрения доли, составившей 24,2% от общего количества единиц в месяц. В прошлом году на него приходилось 16% от общего объема рынка новых автомобилей, что свидетельствует о росте этой технологии за 12 месяцев.
В первом квартале количество регистраций MHEV увеличилось на 73,9% и составило 89 312 поставок. Это на 37 966 единиц больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Эта технология принесла пользу автопроизводителям, которые добавили в свои линейки больше опций MHEV за счет чисто бензиновых и дизельных моделей. Доля силовых агрегатов на рынке составляет 21,7%, что на 9,9 п.п. больше.
За первые три месяца текущего года продажи HEV выросли на 29% и составили 94 955 единиц. Их доля на рынке, составляющая 23,2%, всего на 0,7 п.п. уступает бензину в первом квартале, что означает, что в ближайшие месяцы они, вероятно, обогонят этот вид топлива, если сохранят высокие показатели. Эта доля выросла по сравнению с 16,5%, которые компания занимала на рынке за аналогичный период прошлого года.
Проблемы с электромобилями во Франции
Количество регистраций электромобилей с аккумуляторными батареями (BEV) сокращается восьмой месяц подряд, поскольку на французском рынке технологии по-прежнему испытывают трудности. Согласно подсчетам Autovista24, продажи снизились на 14,7% и составили 29 261 единицу. Это привело к небольшому снижению доли рынка, всего на 0,1 п.п., до 19%. Полностью электрическая силовая установка выиграла от плохих результатов в других странах, что позволило добиться такой стабильности.
Стимулирующие изменения не помогли распространению информации, и за первые три месяца текущего года количество регистраций BEV сократилось на 7,1% до 74 519 единиц. На фоне спада на рынке ICE доля полностью электрических автомобилей выросла на 0,2 п.п. до 18,2%.
В то время как у производителей электромобилей возникли трудности, количество регистраций подключаемых гибридов (PHEV) резко сократилось. В марте этот показатель снизился на 49,1%, до 8 289 единиц. По подсчетам Autovista24, дефицит составляет 5 061 единицу. В результате доля этой технологии на рынке составила 5,4%, что на 3,7 п.п. меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
PHEV являются наихудшими силовыми агрегатами с точки зрения снижения продаж в первом квартале этого года. Количество регистраций снизилось на 49,2%, и на дороги Франции вышли 19 592 модели. Это на 18 983 единицы меньше, чем в прошлом году. Доля рынка с января по март снизилась на 3,9 п.п. и составила 4,8%.
Рынок электромобилей подвержен колебаниям
Если обобщить результаты BEV и PHEV, то в марте рынок электромобилей упал на 25,8%, и было поставлено на 13 066 моделей меньше. Доля группы на рынке составила 24,4%, уступив ICE всего на 1,2 п.п. Однако этот результат снизился на 3,7 п.п. в годовом исчислении. Прошлогодняя доля в 28,1% значительно превысила долю ICE с марта 2025 года.
За первые три месяца текущего года объемы продаж электромобилей упали на 20,8% по сравнению с 2024 годом, что эквивалентно потере 24 676 единиц. На долю этой группы пришлось 22,9% от общего объема продаж, по сравнению с 26,7%, зафиксированными на тот же период прошлого года.
Если добавить к этому электромобили, то в прошлом месяце рынок электрифицированных автомобилей доминировал на рынке новых автомобилей во Франции. Однако снижение показателя EV привело к убыткам группы в размере 5,7% в годовом исчислении. Благодаря показателю HEV ее рыночная доля выросла на 4,5 п.п. до 48,6%.
В первом квартале ситуация осталась прежней. Из-за электромобилей количество регистраций в сегменте электромобилей сократилось на 1,7%. Тем не менее, эта технология по-прежнему доминировала на рынке с долей в 46,1%, что на 2,9 п.п. больше, чем за аналогичный период прошлого года.