Содержание
В 2024 году количество зарегистрированных в Европе электромобилей с аккумуляторной батареей (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV) сократилось. Однако у каждого из них была одна модель, которая явно пользовалась спросом. Том Хукер, журналист Autovista24, анализирует результаты за весь год.
По сравнению с 2023 годом, поставки BEV и PHEV в Европу в прошлом году сократились на 1% и 3,6% соответственно. В прошлом году на дороги региона вышло в общей сложности два миллиона полностью электрических моделей, что на 20 000 единиц меньше, чем в 2023 году. Поставки электромобилей PHEV достигли 957 338 регистраций, что на 35 415 единиц меньше, чем в прошлом году.
Для BEVs это положило конец периоду роста, который продолжался более десяти лет, вплоть до 2011 года, когда начались рекордные объемы продаж электромобилей. Однако это был всего лишь второй случай, когда технология преодолела порог в два миллиона зарегистрированных автомобилей в Европе.
В отличие от этого, продажи силовых агрегатов PHEV снижались третий год подряд. В прошлом году общий объем продаж в Европе составил 94 464 единицы, что на 92% меньше, чем в 2021 году, что является лучшим показателем за всю историю технологии.
В декабре 2024 года компания BEVs осуществила 207 284 поставки, что всего на 0,2% больше, чем 12 месяцев назад. Разница составила 421 единицу. Между тем, в сети PHEVs зарегистрировано 91 173 регистрации. Это на 3,7% больше, чем в прошлом году, и на 3 292 единицы больше, чем в прошлом.
Модель Y лидирует среди европейских моделей BEVs
Tesla Model Y стала самым продаваемым электромобилем в Европе в 2024 году. Это добавляет кроссоверу звание мирового бестселлера электромобилей, которое он также завоевал в 2024 году. В Европе было поставлено 210 504 автомобиля, что на 17,4% или на 44 426 единиц меньше, чем в прошлом году. Доля рынка Tesla Model Y составила 10,5%, что на 2,1 процентных пункта меньше, чем в 2023 году.
Третий год подряд за Tesla Model Y следует ее родственная модель Model 3. С января по декабрь было зарегистрировано 113 958 единиц, что на 12,5% больше, чем год назад. Это лучший показатель с 2021 года. На долю компании пришлось 5,7% поставок по сравнению с 5%.
Skoda Enyaq вышла на третье место с результатом 79 373 поставок за весь год. Это произошло после хороших результатов в сентябре, октябре и ноябре. Результат 2024 года стал новым рекордным показателем для модели, показав рост на 0,8% по сравнению с 2023 годом. Его доля на рынке электромобилей составила 4%, увеличившись на 0,1 п.п.
Это означало, что Volvo EX30 занял четвертое место за первый полный год регистрации. В 2024 году объем продаж внедорожника достиг 78 154 единиц, уступив Skoda Enyaq на 1219 единиц. На него пришлось 3,9% от общего объема продаж электромобилей.
Audi Q4 e-Tron занял пятое место с 69 815 регистрациями. Это на 0,5% больше, чем в 2023 году, и стало лучшим показателем за весь год. Доля BEV в 2024 году выросла с 3,4% до 3,5%.
VW Group занимает четыре позиции
Шестое место занял Volkswagen (Фольксваген) ID.4, объемы продаж которого упали на 24,2% в годовом исчислении. Было реализовано 63 043 единицы, что на 20 145 единиц меньше, чем в предыдущем отчетном периоде. В 2024 году на него приходилось 3,1% рынка электромобилей, что на 1 п.п. меньше.
VW ID.3 занял седьмое место, достигнув 55 975 регистраций. Это на 11,9% меньше, или на 7 525 единиц, по сравнению с 2023 годом. На долю хэтчбеков пришлось 2,8% поставок, что на 0,3 п.п. меньше, чем в прошлом году. Это означало, что VW Group поместила четыре модели в топ-10 BEV.
На восьмое место поднялся BMW iX1, благодаря 53 325 регистрациям в 2024 году. Это на 18,4% больше, чем в предыдущем году, и прирост составил 8 304 единицы. Его доля составила 2,7%, увеличившись с 2,2%.
MG4 опустился на девятое место с 51 750 поставками. Продажи хэтчбека упали на 28,4% в годовом исчислении, составив 20 574 единицы. На долю MG4 приходилось 2,6% рынка электромобилей, по сравнению с 3,6% в 2023 году.
Замыкает топ-10 BMW i4 с 44 661 регистрацией. Это на 9,2%, или на 4 544 единицы, меньше, чем в 2023 году. На долю седана пришлось 2,2% поставок, что на 0,2 п.п. меньше, чем в прошлом году. BMW i4 едва не обошел Mercedes-Benz EQA, который занял 11-е место, уступив всего 1292 экземплярам.
Tesla возвращает себе контроль над Европой
В декабре Tesla Model Y стала самым популярным электромобилем в Европе, благодаря 28 708 поставкам. Это на 14,7% больше, чем 12 месяцев назад, поскольку продажи, как обычно, достигают максимума в конце квартала. На долю полностью электрической модели пришлось 13,8% регистраций электромобилей BEV, превысив ее долю в 12,1% в 2023 году.
Ее родственная модель Model 3 заняла второе место. Впервые с сентября 2024 года две самые продаваемые модели Tesla заняли две верхние позиции в таблице.
На BEV было зарегистрировано 15 339 поставок, что на 16,7% больше, чем в декабре 2023 года. Это был самый высокий месячный объем продаж модели Model 3 с июня 2024 года. В декабре на ее долю пришлось 7,4% рынка, что на 1 п.п. больше.
Skoda Enyaq заняла третье место, заняв второе место в ноябре и лидируя на рынке в октябре. За месяц было продано 7225 единиц внедорожников, что на 13,8% меньше, чем в прошлом году, и является самым низким показателем с августа 2024 года. На долю этого автомобиля пришлось 3,5% поставок электромобилей, по сравнению с 4% в декабре 2023 года.
На четвертом месте с совокупными показателями Renault 5 и Alpine A290 появилось новое лицо. В декабре было зарегистрировано 6 298 регистраций и их доля составила 3%. Обе модели надеются на дальнейший рост продаж в 2025 году.
Audi Q4 e-Tron занял пятое место с 6005 поставками. Спрос на BEV вырос на 9% в годовом исчислении. Это обеспечило ему долю в 2,9% по сравнению с 2,7%. Шестое место занял VW ID.7 с рекордным за всю историю показателем в 5674 регистрации. Это на 719,9% больше, чем в декабре 2023 года. Он занял 2,7% рынка, что означает значительный рост на 2,4 п.п.
На седьмом месте оказался Volvo EX30, реализованный 5591 раз. Продажи внедорожников выросли на 941,2% по сравнению с прошлым годом и составили 2,7% по сравнению с 0,3%.
VW ID.4 занял восьмое место с 5497 регистрациями. Это на 22,8% меньше по сравнению с декабрем 2023 года и стало самым низким месячным показателем с августа 2024 года. Это составило 2,7% от общего объема поставок BEV, снизившись на 0,7 п.п.
Девятое место занял BMW iX1 с 5435 регистрациями, что на 25,3% меньше, чем в прошлом году. Тем не менее, этот месяц по-прежнему был самым массовым в 2024 году. На долю внедорожников приходилось 2,6% рынка, по сравнению с 3,5%.
VW ID.3 занял 10-е место, зарегистрировав 4946 продаж, что на 6,2% больше, чем год назад. На долю хэтчбека пришлось 2,4% регистраций, по сравнению с 2,3%. Это была последняя из пяти моделей VW Group, вошедших в декабрьский топ-10.
Volvo XC60 лидирует в Европе
Volvo XC60 стал самым продаваемым электромобилем в Европе в 2024 году. Этот внедорожник был зарегистрирован 58 662 раз, что стало рекордным показателем за весь год. Это на 36,4% больше, чем в прошлом году, или на 15 670 единиц. Его доля на рынке составила 6,1%, увеличившись на 1,8 п.п.
Второе место занял Ford Kuga, объем продаж которого с января по декабрь составил 43 958 единиц. Это на 16,7% меньше, чем в 2023 году. На долю модели PHEV пришлось 4,6% рынка по сравнению с 5,3%.
Mercedes-Benz GLC занял третье место с 41 355 регистрациями. Продажи модели выросли на 22,3%, что на 7 533 единицы больше, чем за предыдущий отчетный период. Это был самый высокий годовой показатель для внедорожников, его доля составила 4,3%, увеличившись на 0,9 п.п.
На четвертом месте оказался BMW X1, продажи которого в 2024 году достигли рекордных 39 289 единиц. Это на 52,4% больше, чем в прошлом году, и составило 13 511 единиц. На BMW X1 пришлось 4,1% продаж автомобилей PHEV, по сравнению с 2,6%.
Cupra Formentor занял пятое место с 28 583 регистрациями, что на 8,6% больше, чем в 2023 году. Это лучший годовой результат за всю историю компании. Доля в 3% — это на 0,3 п.п. больше, чем в прошлом году.
Изменение позиций
Первая компания в топ-10 заняла шестое место. Volvo XC90 поднялся на три позиции с девятого места в ноябре 2024 года. В 2024 году было реализовано 24 764 внедорожника, что на 50,1% или на 8 266 единиц больше, чем в 2023 году. Это также был самый высокий годовой показатель за всю историю компании. Таким образом, доля Volvo XC90 выросла с 1,7% до 2,6%.
Между тем, Porsche Cayenne опустился на седьмую позицию с 24 651 регистрацией. И это несмотря на то, что объемы продаж выросли на 110,2% по сравнению с прошлым годом, составив 12 921 единицу, что стало лучшим показателем за год. На его долю пришлось 2,6% рынка электромобилей, увеличившись на 1,4 п.п. в годовом исчислении.
На восьмом месте оказался BMW 3-й серии, также опустившийся на одну строчку по сравнению с ноябрем. С января по декабрь продажи седана составили 24 165 штук, что на 6,6% меньше, чем за предыдущий отчетный период. Доля продаж PHEV составила 2,5% по сравнению с 2,6%.
Kia Sportage занял девятое место по сравнению с восьмым месяцем прошлого года. На европейских дорогах появилось 23 935 новых моделей, что на 14,2% меньше, чем в 2023 году. Доля внедорожников в общем объеме продаж составила 2,5%, снизившись на 0,3 п.п. Всего 829 единиц разделили Volvo XC90 на шестом месте и Kia Sportage на девятом.
Замыкает топ-10 Hyundai Tucson, который вытеснил Audi A3. Число регистраций этой модели достигло 22 044, снизившись на 14,8% в годовом исчислении. Доля этой модели составила 2,3% по сравнению с 2,6%.
Отставание от первого
В декабре Volvo XC60 третий месяц подряд лидирует на европейском рынке электромобилей, благодаря 6 463 поставкам. Это лучший результат за всю историю Volvo XC60, что на 24,1% больше, чем 12 месяцев назад. На долю внедорожника пришлось 7,1% регистраций, что на 1,2 п.п. больше.
На втором месте оказался Mercedes-Benz GLC с 4361 экземпляром, что является лучшим показателем с декабря 2021 года. Общий объем продаж PHEVs увеличился на 14,7% по сравнению с 12 месяцами назад. Это позволило компании увеличить свою долю на рынке на 4,8% по сравнению с 4,3% в декабре 2023 года.
BMW X1 занял третье место с показателем в 4076 поставок, увеличившись на 66,3% в годовом исчислении. На долю внедорожников пришлось 4,5% от общего объема продаж PHEV, увеличившись на 1,7 п.п. Четвертое место занял VW Tiguan с 3821 экземпляром. Это на 164,8% больше, чем год назад. На его долю пришлось 4,2% рынка электромобилей, по сравнению с 1,6%.
На пятом месте оказался Volvo XC90 с 3196 регистрациями. Поставки этой модели выросли на 46,4% по сравнению с декабрем 2023 года. Это также самый высокий показатель продаж внедорожника за весь месяц. На долю PHEV пришлось 3,5% от общего объема поставок, что на 2,5% больше, чем 12 месяцев назад.
Первые продажи в Европе
На шестом месте оказался Ford Kuga. В декабре было продано 2998 единиц, что на 27,5% меньше, чем в прошлом году. Эта модель заняла 3,3% рынка, снизившись на 1,4 п.п.
Следом за Mitsubishi Eclipse Cross было реализовано 2958 автомобилей, что является лучшим результатом с декабря 2022 года. Этот показатель вырос на 154,3% по сравнению с прошлым годом. На долю PHEV пришлось 3,2% регистраций, что на 1,3% больше, чем в предыдущем отчетном периоде.
BYD Song Plus заняла восьмое место, что стало первым появлением модели в европейском топ-10 по версии PHEV. Продажи внедорожников достигли 2742 единиц, и в декабре их доля на рынке составила 3%. Поскольку BYD увеличивает свое присутствие в регионе, спрос на Song Plus может продолжать расти.
Девятое место занял BMW X5 с 2496 поставками, увеличившись на 20,1% в годовом исчислении. Это составило 2,7% от общего объема продаж, увеличившись на 0,3 п.п. «Купра Форментор» занял 10-е место, зафиксировав 2323 регистрации. Это на 44,3% меньше, чем в декабре 2023 года. Доля PHEV на рынке составила 2,5%, что на 4,7% меньше, чем год назад.