...
Главная НовостиЕСМожет ли электрификация вдохнуть новую жизнь в сегмент универсалов?

Может ли электрификация вдохнуть новую жизнь в сегмент универсалов?

от admin

Когда-то популярный семейный автомобиль-универсал исчез из поля зрения, уступив место внедорожнику. Но не слишком ли преувеличен его упадок? Веб-редактор Autovista24 Джеймс Робертс рассматривает его более внимательно.

Эти автомобили, известные под разными названиями, например, универсал или малолитражка, и с различными вариантами кузова, например, shooting brake, пользуются популярностью на европейском рынке. Эти модели ценятся за их практичность, стиль и комфорт, большое пространство для багажа и вместимость нескольких пассажиров.

На многих рынках подержанных автомобилей универсалы пользуются неизменным спросом, а некоторые модели имеют высокую остаточную стоимость. Этот факт подтверждается наличием большого количества старых бензиновых и дизельных автомобилей от различных производителей.   

В частности, универсалы Volvo, Saab и Volkswagen Group (Фольксваген), такие как Passat и Skoda Octavia, пользуются популярностью среди покупателей подержанных автомобилей. Ключ к их привлекательности — надежность и безотказность. В сочетании с этим старые универсалы просты в техническом обслуживании и ремонте и стоят недорого. 

‘Раньше универсал был единственным вариантом для людей, которым требовалось перевозить крупногабаритные грузы, но которые не хотели жертвовать универсальностью универсала, выбирая фургон», — подчеркнул Роберт Редман, старший аналитик по остаточной стоимости Autovista Group. ‘Инженеры-автомобилестроители, коммивояжеры-путешественники использовали их в коммерческих целях, а семьи с собаками или несколькими детьми были рады дополнительному пространству». 

Пионеры в производстве универсальных автомобилей

В середине прошлого века Volvo стала синонимом универсала. Шведский автопроизводитель остается таким же, и этот сегмент занимает центральное место в создании репутации Volvo за практичность, безопасность в сочетании со сдержанным и привлекательным дизайном.

Can electrification breathe new life into the estate car segment?

Источник: Getty.

‘Универсалы Volvo всегда пользовались большим спросом в Европе», — заявил Редман. «Они отличаются хорошими техническими характеристиками и зачастую одними из самых загружаемых автомобилей. Универсалы от трех крупнейших немецких брендов — Audi, BMW и Mercedes-Benz — всегда пользовались популярностью, в то время как Skoda добилась большого успеха с Octavia и Superb, причем последняя может похвастаться одними из самых больших кроссоверов на рынке.’

За прошедшие десятилетия универсалы Volvo стали востребованными автомобилями класса люкс, а также семейными товарами первой необходимости, удовлетворяющими самые разные потребности и бюджеты потребителей. 

Однако ситуация изменилась, и приоритеты Volvo в этом сегменте сместились в сторону зеркал заднего вида. Эти изменения перекликаются с более широкими тенденциями автомобильной промышленности, направленными против универсалов.

Отказ от универсальных автомобилей

В 2023 году Volvo произвела фурор, отозвав с рынка Великобритании модели универсал и седан. По словам компании, это произошло из-за последствий пандемии COVID-19, в том числе из-за глобального дефицита полупроводников. Это решение было принято на фоне растущих изменений в сфере электрификации в масштабах всей отрасли, снижения выбросов вредных веществ и перехода потребителей на внедорожники и электромобили на аккумуляторных батареях (BEV). 

Несмотря на очевидные негативные рыночные факторы, в июне 2024 года Volvo отменила свое решение отказаться от универсала. Это привело к тому, что модели марки V60 и V90 вернулись на конвейер после «всплеска спроса».

Однако, похоже, что ситуация складывается против широкого производства новых универсалов. Растущий спрос на внедорожники является ключевым фактором, снижающим спрос в этом сегменте.

Предпочтение, отдаваемое внедорожникам, побудило других производителей отказаться от производства универсалов. Примечательно, что в 2022 году Ford прекратил производство своего чрезвычайно популярного Mondeo, включая седан и универсал. В том же году марка Opel Stellantis и ее британское подразделение Vauxhall также прекратили производство универсала Insignia.  

Внедорожники впереди

По данным ICCT, в 2010 году каждый десятый новый автомобиль, зарегистрированный в Европе, был внедорожником. В 2023 году этот показатель составлял почти каждый второй. По данным ACEA, в конце 2024 года на долю внедорожников пришелся 51% всех продаж новых автомобилей в ЕС, что резко возросло по сравнению с 12% десятилетием ранее.

В Великобритании, по данным SMMT, самым продаваемым внедорожником в первой половине 2025 года стал Kia Sportage. В 2024 году с января по июнь было зарегистрировано 20 846 автомобилей этой модели.

Такие факторы, как потребительский спрос на более высокий дорожный просвет, улучшенные функции безопасности и комфорта, являются ключевыми для роста производства внедорожников. На уровне OEM-производителей стремление к увеличению прибыли совпало с предпочтениями потребителей, что привело к отказу от производства универсалов.

До широкого распространения внедорожников некоторые универсалы предлагали лучшее из обоих миров. К таким «кроссоверам’ относились Audi A6 Allroad, Subaru Outback и Volvo V70 Cross Country. Эти автомобили отличались комфортом и возможностями, которые в большей степени соответствуют внедорожникам.

«Водители отказываются от седанов и универсалов в пользу внедорожников, которых в 1990-х годах практически не существовало, когда папа ездил на Ford Mondeo, а у мамы был старый Peugeot 205», — заявил Стюарт Массон, главный редактор потребительского сайта The Car Expert.

‘Внедорожники, как правило, не длиннее и не шире аналогичных седанов или универсалов, и внутри они, безусловно, не просторнее. Но благодаря своей дополнительной высоте и объемному дизайну они кажутся больше».

‘Настоящая проблема для универсалов возникла с ростом популярности внедорожников и кроссоверов», — подтвердил Редман. ‘Похоже, что для многих они стали выбором практически по умолчанию, и тот факт, что практически все производители, даже самые дорогие автомобили класса люкс или спортивные автомобили, поддались этой тенденции, означает, что они удовлетворяют потребности клиентов всех уровней. Теперь то, что раньше считалось относительно объемным кузовом, стало практически нишевым выбором».

Электрификация снижает спрос на универсалы?

Продолжающийся переход к электрификации оказывает еще большее негативное влияние на сегмент универсалов. Отчасти это также является причиной стремления к производству внедорожников.

Увеличенные размеры кузова внедорожников лучше соответствуют весу аккумуляторов для электромобилей (EV) и связанных с ними компонентов BEV. Выбор новых электрифицированных универсалов или их отсутствие подчеркивает очевидный отход от этих автомобилей. С другой стороны, широкий ассортимент электрифицированных внедорожников, доступных на различных рынках, включая BEV, подключаемые гибриды (PHEVs) и полноценные гибриды (HEVs), представляет собой разительный контраст. 

BMW предлагает только один новый универсал BEV в кузове i5 Touring. Аналогично, единственной моделью универсала BEV от VW является Volkswagen ID.7 Tourer. Между тем, предложение BEV от Stellantis охватывает два автомобиля: Peugeot e-308 SW и Opel/Vauxhall Astra Electric Sports Tourer.

Несмотря на небольшую долю рынка, универсалы становятся все более популярным вариантом электромобилей для автопроизводителей. Большинство крупных производителей предлагают флагманские автомобили с кузовом PHEV. К ним относятся VW Passat e-Hybrid, Skoda Superb iV Estate и BMW 330e Touring.   

‘Традиционно универсалы были рабочими автомобилями, поэтому, как правило, оснащались либо дизельными, либо бензиновыми двигателями большей мощности, что соответствовало их грузоподъемности», — подчеркнул Редман. «В последнее время в связи с отказом от дизельного топлива появилось больше бензиновых и гибридных силовых установок, а сейчас мы наблюдаем также появление BEV. По сути, они повторяют своих собратьев по классу седанов, хэтчбеков и внедорожников, когда речь заходит об источниках питания.»

Возвращение электрифицированных универсалов?

Несмотря на очевидный массовый отказ от производства новых универсалов, возможно ли возвращение электрифицированных автомобилей?

Mercedes-Benz представил свой первый универсал BEV. Построенный на модульной архитектурной платформе Mercedes-Benz, CLA shooting brake второго поколения будет иметь запас хода до 473 миль (758 км).

Пожалуй, еще более впечатляющим и значимым является то, что компания BYD выпустила электрический универсал под маркой дочернего бренда Denza. Сразу после анонса Mercedes-Benz китайский автопроизводитель представил модель Denza Z9GT shooting brake.

Эта модель, которая должна появиться в продаже в Европе с 2026 года, станет первой моделью Denza, представленной на континенте. В условиях подавляющего доминирования внедорожников на рынке, дебют универсала — смелый выбор со стороны бренда. Однако дальнейшая значимость может быть связана с более широкими планами BYD по развитию зарядной инфраструктуры.

Согласно Autocar, Denza Z9GT станет первым автомобилем, совместимым с новыми мегаваттными зарядными устройствами BYD. Функция быстрой зарядки, которая уже внедрена в Китае, значительно быстрее, чем в существующих зарядных устройствах. Эта технология позволяет увеличить запас хода на 249 миль за пять минут.

Популярность на рынке подержанных автомобилей

В Германии, крупнейшем автомобильном рынке ЕС, самыми популярными моделями универсала, охватывающими сегменты C, D и E, являются Audi A4 Avant и Passat Variant. Эти автомобили занимают самую высокую долю на рынке автомобилей трехлетней давности.

‘За последние несколько лет внедорожники завоевали долю рынка, в то время как универсалы и хэтчбеки сдали позиции», — заявил Роберт Мадас, региональный руководитель отдела оценки Autovista Group. «Однако, что касается стоимости подержанных автомобилей, то в последние годы тенденция практически не изменилась, и в среднем внедорожники демонстрируют лучшие показатели с точки зрения стоимости внедорожников, выраженной в процентах от их прейскурантной цены, чем универсалы’. 

‘Увеличение объемов продаж подержанных универсалов может привести к несколько большему давлению на остаточную стоимость. Audi A3 Sportback и Skoda Octavia, пробег которых составляет 36 месяцев и 60 000 км, демонстрируют особенно высокие показатели при средней стоимости внедорожников, превышающей 50% от первоначальной цены по прейскуранту».  

В Великобритании автомобили универсал пользуются относительно высокой стоимостью внедорожников. Эти автомобили отличаются долговечностью и признанной практичностью в качестве варианта подержанного автомобиля. Линейка подержанных универсалов предлагает более доступную, но не менее практичную альтернативу более новым внедорожникам.

‘Подержанные универсалы всегда были на первом месте по сравнению со своими аналогами с кузовом хэтчбек или седан, и это продолжается», — заявил Редман. «Их относительная редкость, несомненно, способствовала этому, поскольку на них по-прежнему существует спрос со стороны людей, которые ценят практичность, но хотят избежать больших габаритов и дополнительных затрат на внедорожники. Действительно, самыми практичными грузовыми автомобилями на рынке по-прежнему являются универсалы’.

Рост популярности универсалов в Европе

Поскольку в 2025 году рынок новых автомобилей в Европе продолжает испытывать трудности, Испания стала исключением. В мае 2025 года число зарегистрированных новых автомобилей в стране выросло девятый раз подряд. Рынок подержанных автомобилей отразил это, увеличившись на 3,7% в период с января по апрель.

На фоне относительной стабильности рынка Испания не является лидером по популярности универсалов. И снова внедорожники затмевают все остальные модели. 

‘Это не совсем соответствует предпочтениям испанского потребителя. В последние годы на долю этих автомобилей приходится всего 3% рынка новых автомобилей, и без того ограниченный спрос на универсалы еще больше сместился в сторону внедорожников», — сказала Ана Азофра, региональный руководитель отдела оценки и аналитики Autovista Group. ‘Самыми популярными моделями традиционно были немецкие, такие как Audi A4 и A6 Avant, VW Passat Variant, BMW 3-й и 5-й серий Touring. 

‘Volvo также исторически занимала значительную долю на рынке универсалов благодаря своей серии V, в частности V60, которая высоко ценится как среди новых, так и подержанных автомобилей. Модели Mercedes-Benz менее популярны, отчасти потому, что универсалы обычно используются в качестве катафалков, что несколько сдерживает спрос». 

Однако, когда речь заходит о рынке подержанных автомобилей, универсалы оказываются устойчивым и популярным вариантом в Испании.

‘Несмотря на то, что интерес к новым универсалам ниже по сравнению с другими моделями кузова, на рынке подержанных автомобилей ситуация иная», — отмечает Азофра. «Эти модели пользуются спросом и хорошо сохраняют свою стоимость. Меньший объем предложения означает, что их остаточная стоимость часто выше, чем у их аналогов-седанов. Универсалы также имеют тенденцию к более быстрому старению, что приводит к более длительному сохранению их стоимости».

Аналогичная картина наблюдается в Италии. Марко Паскетти, руководитель отдела оценки Autovista Group на итальянском рынке, утверждает, что универсалы никогда не были самым популярным типом кузова в Италии, но у них есть множество поклонников. В настоящее время спрос на внедорожники снижается, но соответствует среднерыночным показателям, что означает сохранение хорошего баланса между спросом и предложением».

В конечном счете, бензиновые и дизельные универсалы по-прежнему будут пользоваться популярностью на рынке подержанных автомобилей. Рост электрификации в сочетании с повсеместным предпочтением внедорожников, похоже, отбивает у автопроизводителей желание выпускать новые модели универсалов. 

Автомобильная промышленность находится в постоянном движении, балансируя между быстрым переходом к электрификации и устойчивым спросом на бензин и дизельное топливо. Несмотря на все это, универсалы, несомненно, еще какое-то время будут продаваться на рынке подержанных автомобилей. А поскольку старые производители и новые китайские OEM-производители вновь выпускают универсалы в качестве новых моделей, спрос на них может даже возрасти, а на горизонте — наметиться рост.

Вам также может понравиться