В этом году Нидерланды лидируют по внедрению легких коммерческих автомобилей (LCV) на аккумуляторных батареях. Но что стоит за этим улучшением? Джоанна Фабишевска-Соларес, аналитик рынка EV Volumes, проанализировала данные вместе со специальным редактором Autovista24 Филом Карри.
Внедрение электромобилей на европейском рынке происходит медленно. В 2024 году как объем, так и доля полностью электрических фургонов сократились более быстрыми темпами, чем полностью электрических легковых автомобилей.
Отчасти проблема заключается в более высокой стоимости технологии по сравнению с дизельными моделями. В сочетании с этим, эти автомобили имеют ограниченный запас хода, что затрудняет их использование.
Однако новые модели, такие как Ford Transit, Renault Trafic и Volkswagen (Фольксваген Транспортер), а также обновленные предложения от Stellantis постепенно увеличивают спрос. Наряду с этим, зоны с нулевым уровнем выбросов в городах по всей Европе еще больше стимулируют внедрение этой технологии.
В частности, Нидерланды выделяются среди других стран по производству электромобилей на батарейках. В период с января по июль 2025 года они составили 72,3% от общего числа зарегистрированных легковых автомобилей в стране. По сравнению с 8,4% за аналогичный период прошлого года, согласно данным EV Volumes.
Почему популярность электромобилей LCV на батарейках растет?
Существует несколько факторов, которые могут объяснить столь значительный рост популярности электромобилей на батарейках в Нидерландах:
- Резкое сокращение рынка: в период с января по июль общее количество зарегистрированных LCV сократилось примерно на 79% в годовом исчислении. При таких низких объемах продаж, естественно, доля LCV с электроприводом на батарейках будет значительно выше.
- Зоны с нулевым уровнем выбросов: С начала этого года ряд муниципалитетов Нидерландов, включая такие города, как Амстердам, ввели зоны с нулевым уровнем выбросов, что подтолкнуло автопарки к использованию полностью электрических фургонов.
- Налоговые изменения: в начале 2025 года фургоны с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) утратили право на освобождение от уплаты регистрационного сбора (РНН) и теперь платят полный РНН. Напротив, фургоны с электрическим приводом платят по минимальной фиксированной ставке. До января 2025 года предприниматели полностью освобождались от оплаты проезда в микроавтобусах ICE и полностью электрических фургонах.
- Инфраструктура зарядки: В настоящее время в Нидерландах имеется одна из самых густонаселенных общественных сетей зарядки в Европе, что способствует внедрению этой технологии.
Забегая вперед, отметим, что к концу 2025 года доля электромобилей LCV с аккумуляторной батареей в Нидерландах может составить около 65%. Это позволит стране занять лидирующие позиции в Европе по электрификации легких коммерческих автомобилей.
В результате Нидерланды близки к тому, чтобы обогнать Норвегию, где, по прогнозам, доля полностью электрических моделей в этом году достигнет примерно 41%. В отличие от этого, ожидается, что доля электромобилей с аккумуляторными батареями в сегменте LCV достигнет лишь 7,2% в Германии, 8,9% в Великобритании, 4,2% в Испании и 4,1% в Польше.
Таким образом, электрификация LCV остается особенно сложной задачей. Но пример Нидерландов доказывает, что сочетание регулирования, инфраструктуры и экономических преимуществ может быстро ускорить внедрение электромобилей в отрасли.
План действий в области промышленности
В марте 2025 года Европейская комиссия обнародовала План действий в области промышленности для европейского автомобильного сектора. Эта предлагаемая мера направлена на поддержку конкурентоспособности отрасли и переход к мобильности с нулевым уровнем выбросов.
Ключевым моментом в предложении стало смягчение целевых показателей по выбросам CO₂ на 2025 год для легковых автомобилей и фургонов, продлив период соблюдения требований с одного до трех лет, охватывающий период с 2025 по 2027 год. Это дает производителям большую гибкость, позволяющую избежать штрафов. Предложенная поправка к целевому показателю CO₂ была официально принята 27 мая 2025 года.
Согласно расчетам EV Volumes, доля легких электромобилей на аккумуляторах в ЕС должна составлять в среднем 18%, чтобы достичь целевого показателя co₂ в 153,9 г/км. Доля рынка электромобилей в 2024 году составляла 5,2%, а в 2025 году, по прогнозам, достигнет 9,1%. В 2026 году она должна составить 11,8%. Более резкий рост ожидается в 2027 году, поскольку производители работают над достижением среднего показателя за три года.
Тем не менее, EV Volumes не ожидает, что сектор LCV будет соответствовать нормативным требованиям в период с 2025 по 2027 год, но более реалистично ожидать этого в период с 2025 по 2029 год.
Заглядывая в будущее
По прогнозам EV Volumes, к 2030 году доля электромобилей на батарейках в LCV в Западной и Центральной Европе достигнет 46,2%. В то время как запрет ЕС на новые модели ICE ускорит переход на электромобили, согласно последнему прогнозу, доля электромобилей в общем объеме продаж LCV в 2035 году составит 90,4%. Это ниже прогноза для легковых автомобилей, который составлял 91%. По прогнозам, к 2040 году доля электромобилей на батарейках вырастет до 98,9%.
Ожидается, что роль электронного топлива и других технологий ICE, не содержащих CO₂, останется ограниченной, что в значительной степени зависит от национальной налоговой политики. Компания EV Volumes также ожидает, что внедрение автомобилей на водородных топливных элементах (FCEV) в легких коммерческих автомобилях будет ограничено, и их доля достигнет максимума всего в 0,01%.