Содержание
- 1 В Австрии сохраняются проблемы с покупкой подержанных автомобилей
- 2 Во Франции наблюдается стабильность цен на автомобили с пробегом
- 3 Дисбаланс спроса и предложения
- 4 Спрос на подержанные автомобили в Германии остается на прежнем уровне
- 5 Рынок подержанных автомобилей в Италии в тренде
- 6 В Испании наблюдается устойчивый спрос
- 7 Стабильность продаж подержанных автомобилей в Швейцарии
- 8 Устойчивость в Великобритании
Как развивались европейские рынки подержанных автомобилей в октябре? Были ли сбалансированы спрос и предложение? Стабильна ли остаточная стоимость (RV)? Редактор Autovista24 Том Геггус исследует тенденции вместе с экспертами по всей Европе.
В октябре основные тенденции на рынке подержанных автомобилей в Европе продолжились в этом году. По прошествии 36 месяцев и 60 000 км пробега доля внедорожников, выраженная в процентах от остаточной стоимости новых автомобилей (%RV), снизилась во всех наблюдаемых странах. Сюда входят Австрия, Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария и Великобритания.
Хотя снижение не превысило 0,4 процентных пункта (п.п.) по сравнению с сентябрем, изменения в годовом исчислении были более заметными. В Швейцарии наблюдалось наибольшее снижение по сравнению с октябрем 2024 года, когда процентные ставки снизились на 4,3 п.п. Однако показатели в Европе нормализовались после того, как COVID-19 прекратил поставки и повысил цены на RV.
По сравнению с октябрем 2024 года, в пяти странах индекс объема активного рынка (AMVI) показал лучшие результаты, чем индекс объема продаж (SVI) в их соответствующих регионах. Это указывает на то, что предложение автомобилей возрастом от 24 до 48 месяцев превысило спрос на многих рынках подержанных автомобилей. При сравнении октября 2025 года с сентябрем 2025 года эта тенденция была менее выраженной.
Однако в Австрии, Франции, Германии, Италии и Испании продажа подержанных автомобилей в среднем по сравнению с предыдущим месяцем занимала больше времени. Только в Швейцарии и Великобритании темпы продаж немного выросли, хотя и незначительно — на 0,1 и 0,3 дня.
Из всех наблюдаемых рынков в Швейцарии наблюдался самый длительный средний срок хранения — 78,5 дней. В то же время в Великобритании был зафиксирован самый быстрый срок оборота — 34,4 дня. В стране наблюдается уникальная тенденция — продажи электромобилей на аккумуляторных батареях (BEV) занимают наименьшее количество дней. В то же время, полноприводные гибриды (HEV) быстрее всего продаются в Австрии, Франции, Испании и Швейцарии.
В Австрии сохраняются проблемы с покупкой подержанных автомобилей
Австрийский индекс потребительских цен на легковые автомобили двух-четырехлетней давности вырос на 5,1% в октябре по сравнению с сентябрем. Однако в годовом исчислении индекс снизился на 6,6%, что отражает сохраняющиеся трудности на рынке.
Показатель AMVI также вырос в месячном исчислении на 5,5%. Тем не менее, по сравнению с октябрем 2024 года он снизился на 4,1%, что указывает на продолжающееся сокращение предложения в этой возрастной группе.
‘Среднее время, необходимое для продажи подержанного автомобиля, в октябре оставалось стабильным и составило 64,9 дня. В годовом исчислении этот показатель увеличился на 2,1 дня, что свидетельствует о небольшом увеличении оборота», — пояснил Роберт Мадас, региональный руководитель отдела оценки Autovista Group.
Среди силовых агрегатов автомобили HEV по-прежнему продавались быстрее всего (57,5 дней), за ними следует дизельный двигатель (58 дней). Затем последовали бензиновые автомобили (62,2 дня) и подключаемые гибриды (PHEV) (73,7 дня). Больше всего времени по-прежнему требовалось на продажу автомобилей BEV — 84,8 дня.
Доля автомобилей 36-месячной давности с пробегом 60 000 км в октябре незначительно снизилась до 47,5%. Это на 0,1 п.п. меньше, чем в сентябре, и на 2,5 п.п. меньше в годовом исчислении. В абсолютном выражении торговый оборот вырос до 22 162,1 евро. Этот показатель вырос на 0,8% в месячном исчислении и на 3,1% в годовом исчислении.
Наибольший объем продаж пришелся на автомобили HEV (50,3%), за которыми следуют бензиновые автомобили (49,8%). Затем следуют дизельные модели (48,4%) и PHEV (45,1%). И снова у BEVs самый низкий показатель рентабельности жилья — 36,7%.
Забегая вперед, отметим, что ожидается, что процент рентабельности жилья в Австрии останется стабильным до конца этого года. Прогнозы предполагают увеличение на 0,5% к концу 2025 года по сравнению с декабрем 2024 года. Затем в 2026 году ожидается снижение на 0,7%, а в 2027 году — на 0,6%.
Во Франции наблюдается стабильность цен на автомобили с пробегом
‘В октябре цены на автомобили с пробегом во Франции были стабильными, с небольшим повышением цен по прейскуранту и незначительным снижением стоимости в процентном отношении», — сказал Людовик Персье, старший аналитик Autovista Group во Франции.
По сравнению с сентябрем 2025 года, на продажу всех силовых агрегатов в среднем уходило больше времени. Показатель SVI также снизился в годовом исчислении, поскольку рынок подержанных автомобилей отреагировал на сложную экономическую ситуацию.
Автомобили с бензиновым двигателем в целом соответствовали месячной тенденции, в то время как доля автомобилей с дизельным двигателем выросла незначительно по сравнению с сентябрем. Эти подержанные модели по-прежнему пользуются спросом во Франции, несмотря на сокращение числа регистраций новых двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Электромобили вновь стали самыми продаваемыми силовыми агрегатами. Спрос на подержанные модели во Франции растет, но автопроизводители не могут рисковать, повышая цену на эти агрегаты. Это поставило бы под угрозу эффективность силовых агрегатов.
Три из пяти самых продаваемых электромобилей, включая RAV4, Yaris и Corolla, вошли в пятерку самых продаваемых автомобилей Toyota. Остальные первые места заняли Kia Sportage и Hyundai Tucson, которые продавались быстрее всех других электромобилей.
У PHEVs результаты оказались хуже, поскольку покупатели подержанных автомобилей не согласились с более высокими ценами на силовые агрегаты. Поскольку эти модели теперь имеют увеличенный запас хода, многим брендам пришлось повысить цены по прейскуранту. Больше всего пострадали автомобили с меньшим запасом хода на электротяге — менее 60 км.
Дисбаланс спроса и предложения
«Спрос и предложение по-прежнему остаются несбалансированными. В предыдущие годы многие транспортные средства продавались автопаркам за счет налоговых льгот», — добавил Персье.
Однако частные покупатели подержанных автомобилей не заинтересованы в том, чтобы платить за PHEV такую высокую цену. Из года в год стоимость силовых агрегатов снизилась на 13,1%. Легче всего продавались небольшие и дешевые PHEV в сегменте C-SUV.
По прошествии 36 месяцев и 60 000 км пробега BEVs сохранили самый низкий процент от первоначальной цены — 35%. Этот показатель снизился как по сравнению с предыдущим месяцем, так и по сравнению с предыдущим годом. Самой продаваемой моделью BEV стала Tesla Model Y, предлагающая очень выгодное ценовое предложение.
Рынок как новых, так и подержанных автомобилей по-прежнему переполнен. Рынок новых автомобилей будет развиваться благодаря усилению налоговых льгот для автопарков.
В то же время, с начала года на модели ICE стали чаще накладываться штрафы. Это увеличит приток новых автомобилей на и без того насыщенный рынок подержанных автомобилей. Социальный лизинг только усугубит ситуацию.
Спрос на подержанные автомобили в Германии остается на прежнем уровне
После небольшого роста в сентябре спрос на подержанные автомобили в Германии в октябре практически не изменился. Индекс потребительских цен вырос всего на 0,1% по сравнению с сентябрем. Это по-прежнему означает снижение на 3,3% в годовом исчислении, что указывает на то, что активность на рынке остается низкой по сравнению с предыдущим годом.
Индекс AMVI для легковых автомобилей возрастом от двух до четырех лет вырос более значительно, на 4,3% в месячном исчислении. По сравнению с октябрем 2024 года этот показатель вырос на 9,1%, что свидетельствует о восстановлении предложения в этой возрастной категории.
Среднее количество дней, необходимых для продажи подержанного автомобиля, в октябре незначительно увеличилось и составило 60,4 дня. Это на 0,8 дня больше, чем в сентябре, и на 1,3 дня больше, чем в октябре 2024 года.
Быстрее всего продавались электромобили PHEV — за 59 дней, за ними следуют дизельные модели — за 59,3 дня. Электромобили HEV и бензиновые автомобили продавались чуть дольше — 61,3 дня. BEVs значительно увеличили скорость оборота, и в октябре им потребовалось 60,1 дня, чтобы покинуть дилерские центры.
Средний показатель износа автомобилей 36-месячной давности при пробеге 60 000 км в октябре незначительно снизился до 48,3%, что на 0,1 п.п. меньше, чем в сентябре, и на 1,6 п.п. в годовом исчислении. В абсолютном выражении стоимость продажи автомобилей на колесах составила 21 599,9 евро, что на 0,8% меньше по сравнению с предыдущим месяцем, но на 3,9% больше, чем в октябре 2024 года.
Бензиновые автомобили лидировали на рынке с доходностью в 50%. Далее следуют дизельные автомобили (49,3%) и электромобили HEV (48,9%), за которыми следуют электромобили PHEV (43,9%). Доля электромобилей BEV снова сохранила самый низкий уровень — 36,7%.
‘Несмотря на то, что в Германии в последнее время наблюдается стабилизация спроса на автомобили с пробегом, его уровень значительно ниже, чем в предыдущие годы, и спрос остается довольно слабым», — сказал Мадас.
«Можно ожидать, что спрос на автомобили с пробегом останется под давлением. По прогнозам, к концу 2025 года доля частных домов на колесах снизится на 2,6% по сравнению с декабрем 2024 года. В 2026 году давление, вероятно, ослабнет, и, по прогнозам, доля частных домов на колесах снизится на 1,4%», — добавил он.
Рынок подержанных автомобилей в Италии в тренде
Октябрь подтвердил ожидаемую тенденцию на 2025 год, изложенную в обзоре RV outlook. Это означает, что в годовом исчислении показатель RVS снизился на 8,5%», — подчеркнул Марко Паскетти, руководитель кластера прогнозирования Autovista Group в Испании и Италии.
Это снижение, безусловно, значительное, особенно учитывая, что доля RVS в конце 2024 года снизилась на 7,5% по сравнению с предыдущим годом. Однако важно помнить, что в период с 2020 по 2023 год наблюдался беспрецедентный рост стоимости более чем на 30% за три года.
«Однако то, что происходит сейчас, не следует интерпретировать как кризис на рынке подержанных автомобилей. Вместо этого, это следует рассматривать как постепенное возвращение к стабильному рынку после исключительного и, следовательно, временного повышения цен на жилье», — подчеркнул Паскетти.
В настоящее время нет признаков разворота тенденции или явной стабилизации, что означает, что это снижение, вероятно, продолжится в течение следующих двух лет.
Также примечательно, что объем активных объявлений снизился на 11% по сравнению с прошлым годом. Это снижение заметно среди PHEV и BEV, которые по-прежнему занимают относительно небольшую долю рынка. Однако это также заметно среди дизельных автомобилей, продажи которых упали на целых 16,7%. В отличие от этого, продажи гибридных автомобилей и моделей, работающих на сжиженном газе, выросли на 14,7% и 56,4% соответственно.
В целом, самой продаваемой моделью стала Dacia Sandero, которая расходовала в среднем 37,7 дней. Это почти вдвое меньше, чем в среднем по рынку (69,8 дней). Audi A1, Toyota Yaris Cross, Dacia Duster и Mini Countryman также показали хорошие результаты, каждая из которых была продана менее чем за 50 дней.
В Испании наблюдается устойчивый спрос
На рынке новых автомобилей в Испании уже несколько месяцев подряд наблюдается двузначный рост. Несмотря на то, что количество регистраций по-прежнему ниже уровня 2019 года, рынок неуклонно восстанавливается. Однако в сентябре рост был отмечен за счет частных и коммерческих каналов.
План MOVES III продолжает способствовать росту продаж электромобилей (EV), в том числе BEV и PHEV. Продажи этих подключаемых автомобилей выросли на 97,9% в годовом исчислении и достигли доли рынка в 24%. Другими словами, почти каждый четвертый новый автомобиль, проданный в сентябре, был электромобилем.
‘Рынок подержанных автомобилей также находится в хорошем состоянии: с января по сентябрь продажи выросли на 5,2% в годовом исчислении», — прокомментировал он. Ана Азофра, руководитель отдела оценки и аналитики Autovista Group, Испания.
По данным GANVAM, спрос является устойчивым, и количество сделок с BEV и PHEV значительно увеличилось. Кроме того, они увидели более сильный профессиональный канал сбыта и более стабильные цены, чем на других европейских рынках.
Средняя стоимость сделок лишь незначительно изменилась в отрицательную сторону в октябре, снизившись на 0,7% по сравнению с сентябрем. Это произошло из-за увеличения доли электромобилей в структуре продаж подержанных автомобилей, которая, как правило, демонстрирует более негативные результаты.
В целом, ситуация стабильна для моделей ICE и благоприятна для электромобилей HEV, которые лидируют в рейтинге самых продаваемых моделей. Toyota Yaris Cross лидирует с показателем оборота 27,2 дня, что на 40,5 дней меньше, чем в среднем по рынку.
Стабильность продаж подержанных автомобилей в Швейцарии
‘После значительного роста в сентябре спрос на подержанные автомобили в Швейцарии стабилизировался в октябре», — заявил Мадас. «Индекс потребительских цен немного снизился в месячном исчислении на 0,5%, но все же вырос на 1,5% в годовом исчислении’.
Показатель AMVI вырос на 1,5% по сравнению с сентябрем, но по-прежнему на 8,4% ниже, чем в октябре 2024 года. Это указывает на ограниченное предложение подержанных автомобилей в этой возрастной категории.
Средний показатель пробега автомобиля 36-месячной давности при пробеге 60 000 км оставался относительно стабильным и составлял 42,7%. По сравнению с сентябрем этот показатель снизился всего на 0,1 п.п., но по сравнению с октябрем 2024 года он снизился на 4,3 п.п.
В октябре наибольшая доля продаж пришлась на автомобили HEV — 47,5%. Далее следуют бензиновые автомобили (44%), дизельные модели (42,4%) и PHEVs (40,5%). Продажи BEVs по-прежнему остаются наихудшими: их стоимость составляет всего 36,1% от первоначальной цены по прейскуранту.
В октябре на продажу подержанного автомобиля в среднем уходило 78,5 дней. Этот показатель практически не изменился по сравнению с сентябрем. Однако этот показатель был на 5,5 дней выше, чем в октябре 2024 года.
Автомобили HEV снова продавались быстрее всего — за 69 дней. За ними последовали дизельные и бензиновые модели (76,2 дня) и PHEV (85,7 дня). Продажи BEV значительно улучшились и в среднем составляли 85,8 дней.
По прогнозам, в ближайшие годы доля RV будет снижаться, но более медленными темпами. Ожидается, что к концу 2025 года доля RV сократится на 7% по сравнению с декабрем 2024 года, а в 2026 году ожидается снижение на 1,7% в годовом исчислении.
Устойчивость в Великобритании
Рынок подержанных автомобилей Великобритании в октябре демонстрировал неоднозначную картину. Несмотря на сезонное увеличение оптовых поставок после сентябрьской смены номерного знака, цены в целом оставались стабильными.
‘Средние значения незначительно снизились на 0,1 п.п. до 48,9% от первоначальной себестоимости, что указывает на устойчивость в условиях увеличения запасов», — заявил Джейсон Уиттингтон, региональный руководитель отдела оценки Autovista Group в Великобритании.
Данные AMVI показали заметный рост предложения подержанных автомобилей на дилерских площадках на 13,6% по сравнению с сентябрем, что позволило потребителям сделать более широкий выбор. Однако это не привело к улучшению показателей розничной торговли.
По данным SVI, розничные продажи в октябре упали на 4,5% в месячном исчислении, что говорит о том, что увеличение предложения, возможно, превысило спрос.
Оборачиваемость запасов оставалась стабильной: дилерам требовалось в среднем 34,3 дня, чтобы продать подержанный автомобиль. Это было несколько быстрее, чем в предыдущем месяце, и почти не отличалось от показателей аналогичного периода прошлого года.
Характеристики силовых агрегатов значительно изменились. Автомобили с дизельным топливом, электромобилями и бензиновыми двигателями показали более высокие показатели по общему среднему показателю RV, сохранив 52,2%, 52% и 50,1% соответственно. В отличие от этого, модели PHEV и BEVs отстали, сохранив лишь 47,3% и 34,4% от первоначальной себестоимости по сравнению с новой ценой.
Несмотря на более низкие показатели рентабельности, BEVs продолжали хорошо продаваться. В октябре они продавались самыми быстрыми темпами: в среднем на их доставку уходило всего 30,1 дня. Это на два дня быстрее, чем в сентябре. Это говорит о том, что, хотя показатели экономичности остаются под давлением, потребительский спрос на полностью электрические автомобили по-прежнему высок, особенно если цены соответствуют ожиданиям рынка.
