Содержание
Напряженная и неопределенная экономическая ситуация усиливает давление на автомобильный рынок Европы. Но как это повлияет на остаточную стоимость (RV)? На новом вебинаре эксперты Autovista Group обсудили новые тенденции и влияние подержанных автомобилей на рынок с журналистом Autovista24 Томом Хукером.
В 2025 году продажи внедорожников по всей Европе продолжили снижаться на фоне падения цен на подержанные автомобили и нестабильной экономической ситуации. Тем временем, характеристики силовых агрегатов меняются, и одна конкретная технология преподносит сюрприз. Но продолжится ли это снижение в 2026 году?
На последнем вебинаре Autovista Group «Путь вперед: тенденции изменения остаточной стоимости и следующий сдвиг на рынке» были даны ответы на эти вопросы. В дискуссии приняли участие д-р Энн Ланге, директор по продуктам, приложениям для оценки в Autovista Group, Роберт Мадас, региональный руководитель отдела оценки (DACH и Центральная и Восточная Европа) в Autovista Group, и Хавьер Сальгадо, директор по оценке и экспертам по прогнозированию в Autovista Group.
Европейский рынок сталкивается с неопределенностью
В первой половине 2025 года экономика Европы, казалось, стабилизировалась после периода стагнации. Однако Ланге показал, что инфляция и индекс потребительских цен выросли. В основном это связано с сохраняющейся геополитической напряженностью и конфликтами.
Эти тенденции негативно сказываются на автомобильной промышленности. Стагнация экономики привела к проблемам с доступностью и сокращению инвестиций. Кроме того, продолжающиеся переговоры о тарифах привели к задержкам с инвестициями и поставками.
Рынок также активно продвигает более доступные электромобили на аккумуляторных батареях (BEV). В то же время на рынке наблюдается удешевление и повышение эффективности аккумуляторных технологий.
«Мы находимся на этапе решения множества технологических задач. Мы наблюдаем массовый рост продаж электромобилей (EV), который вынуждает производителей становиться более прибыльными», — отметил Ланге.
Кроме того, цены на подержанные автомобили продолжают снижаться, хотя и более медленными темпами. И это несмотря на очевидную тенденцию к стабилизации в первой половине 2025 года. Тем не менее, неопределенная экономическая ситуация была лишь одним из факторов, повлиявших на это снижение.
Ожидается снижение остаточной стоимости
На большинстве основных европейских рынков подержанных автомобилей цены на автомобили с пробегом, представленные в процентах от цены на новые автомобили, постоянно снижаются. Однако темпы этого снижения в настоящее время замедлились по сравнению с предыдущими годами.
Мадас объяснил, что в этом году процент RV остается значительно ниже уровня 2024 года. Они также ниже показателей, зафиксированных в 2023, 2022 и 2021 годах, когда процентные ставки были значительно завышены. Это можно рассматривать как продолжающуюся нормализацию рынка после пандемии COVID-19 и кризиса предложения.
В частности, растет спрос на автомобили трех-четырехлетней давности. В этой возрастной группе за последние несколько месяцев увеличилось количество дней распродаж и изменились цены на все силовые агрегаты. В этой возрастной группе электромобили BEV по-прежнему продаются медленнее всего и демонстрируют наибольшее изменение цен, за ними следуют подключаемые гибриды (PHEV).
В целом, по прогнозам, в 2026 году на основных европейских рынках подержанных автомобилей сохранится давление на долю RV. В частности, это коснется легковых автомобилей в возрасте от 36 месяцев и старше в большей степени, чем более молодых автомобилей.
‘Прогноз рынка на 2026 год по-прежнему негативный. Мы ожидаем еще некоторых корректировок, но более медленными темпами», — заявил Мадас.
Растущее давление на рынок
Затем Madas продемонстрировал, как за последние четыре года по-разному менялись цены на внедорожники для возрастных групп транспортных средств.
На многих рынках доля самых молодых подержанных автомобилей достигла уровня 2021 года. Это было вызвано тем, что предложение превысило спрос. Между тем, доля автомобилей в возрасте от 36 месяцев и старше по-прежнему относительно высока.
Есть значительные возможности для коррекции, поскольку ожидается, что уровень предложения в этой возрастной группе восстановится. Это связано с восстановлением числа регистраций новых автомобилей в 2023 году после особенно слабых 2021 и 2022 годов.
Мадас сократил процент продаж RVS по силовому агрегату, отметив, что у конкурентов возникли проблемы. Между тем, PHEVs показали значительно лучшие результаты. На некоторых рынках, таких как Германия, более молодые PHEVs развиваются лучше, чем BEVs, что приводит к увеличению разрыва между двумя технологиями.
Эта общая тенденция в Европе вызвана различиями в предложении. На рынке подержанных автомобилей PHEV представлены значительно меньшими объемами, и они могут быть лучше адаптированы к текущему спросу, чем BEV.
Поиск оптимального решения для автопарка
Однако Сальгадо отметил, что эти тенденции не обязательно отражаются непосредственно на отдельных автопарках.
‘Большинство изменений на рынке уже учтены в наших прогнозных показателях. В идеале повторные прогнозы должны оставаться достаточно стабильными, что показало бы, что наши предположения были точными, когда мы впервые прогнозировали стоимость автомобиля», — прокомментировал Сальгадо.
Поскольку большинство договоров аренды в Европе заключаются на срок около трех с половиной лет, первый прогноз составляется задолго до того, как автомобиль попадает на рынок подержанных автомобилей. При изменении условий, таких как спрос или уровень запасов, прогнозы обновляются с учетом этих новых элементов.
Затем Сальгадо представил два искусственных автопарка, насчитывающих около 10 000 автомобилей, в Испании и Германии, с анализом, проведенным в каждом квартале. Процент рентабельности обоих автопарков за последний год оставался стабильным. Наибольшие изменения произошли в испанском автопарке, который сократился всего на 0,5 процентных пункта.
Он подчеркнул, что каждый автопарк уникален. Даже в одной стране результаты могут меняться в зависимости от силового агрегата или восприятия бренда. Сальгадо также отметил, что, несмотря на то, что внедорожники PHEV стали сюрпризом, в некоторых автопарках они развиваются аналогично бензиновым и дизельным моделям.
Более того, в этом искусственном автопарке стоимость полногибридных автомобилей к концу срока действия договора аренды снизилась сравнительно сильнее. И это несмотря на то, что технология обеспечивает самый высокий процент запаса хода среди всех силовых агрегатов в Европе. Наслаждался Дальнейший путь: тенденции изменения остаточной стоимости и следующий сдвиг на рынке? Тогда запишитесь на следующий вебинар Autovista Group «Перспективы мирового рынка новых автомобилей на 2026 год». Он состоится 25 ноября 2025 в 09:30 по британскому летнему времени / 10:30 по центральноевропейскому времени. Зарегистрируйтесь на сегодня.