Содержание
Темпы роста продаж электромобилей (EV) во всем мире замедлились. Но какие страны, силовые агрегаты и модели находятся в авангарде этой тенденции? Редактор Autovista24 Том Геггус изучает последние данные из журнала EV Volumes.
В августе по всему миру было продано 1 802 584 электромобиля на аккумуляторных батареях (BEV) и подключаемых гибридах (PHEV). Это на 21,5% больше, чем в прошлом году, в соответствии с объемами продаж электромобилей. Однако этот темп роста постоянно замедлялся с апреля, когда поставки выросли на 37,9%.
С января по август на дороги вышло 13 062 688 электромобилей, что на 31,2% больше, чем в прошлом году. Дальнейшее замедление темпов роста будет зависеть от нескольких взаимосвязанных факторов.
Производительность трансмиссии EV
Во-первых, это будет зависеть от производительности двух силовых агрегатов. В течение 2025 года показатели продаж электромобилей были разными: от роста на 57% в феврале до более медленного роста на 25,2% в мае. В августе мировые продажи электромобилей выросли на 27,4% и составили 4 740 276 единиц. За первые восемь месяцев 2025 года было продано в общей сложности 8 322 412 автомобилей BEV, что на 33,5% больше.
К сожалению, снижение PHEV было гораздо более последовательным. После роста продаж на 44,3% в мае, темпы роста продаж силовых агрегатов снижались месяц за месяцем. В августе поставки выросли на 11,8% и составили 630 356 единиц. Таким образом, совокупный объем продаж составил 4 740 276 единиц, увеличившись на 27,4%.
Эта тенденция обусловлена производительностью силовых агрегатов в Китае. В августе 75,2% всех продаж PHEV пришлось на эту страну. Тем не менее, объем продаж вырос всего на 4,7%. Это произошло после медленного роста продаж в июле, который показал худшие показатели в годовом исчислении с июня 2020 года.
По этому показателю уступили США, где поставки выросли на 24%, и Германия, где продажи выросли на 77,7%. Однако на долю этих двух стран приходилось лишь 5,4% и 3,8% мирового рынка PHEV, соответственно.
Согласно сентябрьскому отчету, в таких европейских странах, как Великобритания и Германия, можно ожидать еще большего роста продаж электромобилей. Это будет результатом региональных изменений, таких как изменение льгот и номерных знаков. Однако маловероятно, что этого будет достаточно для улучшения результатов в текущем году.
Таким образом, рост производства электромобилей в мире замедлился, а рынок силовых агрегатов в Китае охладел. Но как эти тенденции повлияли на отдельные модели?
Низкие показатели роста продаж PHEV
Только четырем моделям PHEV из топ-10 в августе удалось избежать снижения продаж в годовом исчислении. Однако эти модели стали доступны только в течение последних 12 месяцев, поэтому сравнение невозможно.
В то же время продажи всех известных моделей из топ-10 за месяц сократились. Рынок этих автомобилей замедляется, а также усиливается конкуренция со стороны более молодых и продвинутых автомобилей.
Поставки BYD Qin Plus сократились на 18,1% по сравнению с августом 2024 года. Объем продаж составил 26 833 единиц, что соответствует доле на рынке в 4,3% по сравнению с 5,8% годом ранее. Хотя этот спад станет плохой новостью для автопроизводителя, это было одно из самых незначительных падений в топ-10.
EV Volumes относит электромобили повышенной проходимости (EREV) к категории электромобилей повышенной проходимости (PHEV). В этом силовом агрегате двигатель внутреннего сгорания используется в качестве генератора для аккумуляторной системы, вместо того чтобы напрямую приводить в действие колеса.
Эта технология привлекает все больше внимания и приобретает все большую популярность, и в августе на втором месте оказался Aito M8. Было продано 21 537 автомобилей, а доля рынка составила 3,4%. Однако эта модель является относительно новой для рынка, ее первые продажи были зафиксированы в апреле этого года.
Модель BYD Song Plus, также известная на некоторых рынках как Seal U, заняла третье место с 20 097 продажами. Это означает падение на 36,8%, поскольку ее доля на рынке снизилась на 2,4 процентных пункта (п.п.) до 3,2%.
Модель BYD Seal 6 заняла четвертое место, так как ее поставки сократились на 44% до 19 031 единицы. Это означало, что ее доля на рынке сократилась вдвое — с 6% в августе 2024 года до 3% в августе 2025 года. Пятое место заняла модель BYD Song Pro, продажи которой упали на 30,5%, до 16 154 единиц. Это означало, что ее доля снизилась на 1,5 п.п. до 2,6%.
Новички на рынке впечатляют
Продажи BYD Sealion 06, впервые зарегистрированные в июне этого года, увеличили поставки. В августе продажи модели достигли 15 019 единиц, заняв 2,4% рынка. Это создало проблемы для известных моделей, входящих в топ-10.
На седьмом месте рыночная доля BYD Qin L снизилась на 4,4 п.п. до 2%. В августовском рейтинге самых продаваемых моделей PHEV поставки сократились на 65% до 12 600 единиц. Также увеличивалось давление со стороны новых моделей Geely.
Продажи Galaxy A7 впервые были зарегистрированы в июне 2025 года, а в августе их доля составила 1,9% (12 078 единиц). Между тем, Galaxy Starship 7 появился на рынке в ноябре 2024 года, а 10 месяцев спустя было продано 11 431 модель. Это обеспечило ему долю рынка в 1,8% в августе, что позволило ему занять девятое место. Однако после успешного начала года показатели модели замедлились.
Продажи Li Auto L6 упали, так как его позиции на мировом рынке электромобилей PHEV снизились на 2,6 п.п. до 1,8%. Было осуществлено 11 313 поставок, что соответствует падению на 54,6%.
BYD меняет позиции
В период с января по август BYD Song Plus удалось сохранить первое место с долей рынка в 5%. Продав 239 110 единиц, его ближайшим конкурентом стал BYD Qin Plus, который поднялся на второе место. На его счету 162 564 продажи и доля в 3,4%.
Это вывело BYD Song Pro на третье место, поскольку на его долю приходилось 3,3% рынка с 158 617 поставками. BYD Seal 6 занял четвертое место с долей 3,1% и 147 383 продажами.
Первой моделью, не относящейся к BYD, в этом топ-10 стала Li Auto L6 с 122 637 экземплярами и долей рынка 2,6%. За ней последовали еще три модели BYD, что подчеркивает относительное доминирование бренда.
Qin L занял шестое место с долей в 2,5% и 119 200 продажами за первые восемь месяцев года. Затем следует Song L с 99 885 поставками и 2,1%-ным удержанием. Всего на 1442 единицы уступил BYD Destroyer 05, также известный как Seal 05. Его продажи составили 98 443 единицы, а доля продаж составила 2,1%. Ни Song L, ни Destroyer 05 не вошли в топ-10 за август.
Galaxy Starship 7 занял девятое место с продажами на 1,9% и 91 288 поставками. Auto M8 поднялся на 10-е место, заняв место своего собрата, Aito M9. Продажи M8 составили 83 327 единиц, а доля продаж составила 1,8%.
Tesla Model Y продолжает расти
Модель Tesla Y удержала первое место в августовском рейтинге global BEV top 10. Его поставки выросли на 7,8% в годовом исчислении до 105 904 единиц, что составляет 9% от общего объема рынка. Однако этот показатель снизился на 3,7 п.п. по сравнению с прошлым годом. Несмотря на трудности в начале года, август стал третьим месяцем подряд, когда объемы продаж американской модели увеличились.
После первых рекордных продаж в сентябре прошлого года Geely Geome Xingyuan завоевал долю рынка в 3,9%. Его продажи в 46 057 единиц позволили ему занять второе место, опередив Tesla Model 3, продажи которой составили 43 556 единиц, что на 4,2% меньше. Соответственно, доля седана на рынке снизилась на 1,2 п.п.
На четвертом месте — поставки Wuling Mini, которые выросли на 43% до 37 838 единиц. Их доля на рынке увеличилась на 0,3 п.п. до 3,2%.
BYD занимает четвертое место по продажам
Первая из четырех моделей BYD BEV прибыла на пятое место. Продажи BYD Seagull, также известного как Dolphin Surf, составили 29 331 штуку, а поставки сократились на 33,2%. Его рыночная доля достигла 2,5% по сравнению с 4,8% годом ранее.
Модель BYD Yuan Up, также известная на некоторых рынках как Atto 2, заняла шестое место. Объем продаж вырос на 10,6% до 21 634 единиц за месяц. Это означало, что его рыночная доля выросла на 0,3 п.п. до 1,8%.
За ним последовал Xiaomi SU7 с долей 1,7% и 19 877 поставками. Это был самый большой рост продаж, зафиксированный в топ-10, на 51,3%. Его присутствие на рынке также увеличилось на 0,3 п.п. до 1,7%.
Хотя продажи BYD Dolphin составили всего 238 единиц (19 639 единиц), поставки сократились на 8,3%. Его доля также снизилась с 2,3% до 1,7%. Однако это было лучше, чем у модели BYD Yuan Plus, также известной как Atto 3. Продажи этой модели, занявшей девятое место, упали на 43,7% до 18 683 единиц. Соответственно, его доля выросла на 1,6%, снизившись на 2 п.п.
На 10-м месте оказался Xiaomi YU7. После первых поставок в июне этого года он занял 1,4% рынка с 16 295 продажами.
Две лучшие позиции Tesla
Годовой рейтинг BEV остается неизменным второй месяц подряд, без изменений. В период с января по август Tesla занимала две первые строчки: Model Y занимала первое место, а Model 3 — второе.
Полностью электрический кроссовер был продан в количестве 657 313 штук, его доля составила 7,9%. На долю его собрата-седана пришлось менее половины этого показателя с долей 3,6% и 302 914 поставками.
Geely Geome Xingyuan занял третье место, продолжая сокращать отставание от Tesla Model 3. В общей сложности было продано 295 434 автомобиля, что всего на 7 480 единиц меньше, чем на втором месте, поскольку на него приходилось 3,5% рынка.
На долю BYD Seagull пришлось 3,1% мирового рынка электромобилей с 259 615 продажами. Wuling Mini занял пятое место с 235 315 поставками и долей в 2,8%. При росте продаж на 2,4% Xiaomi SU7 занял шестое место с 200 132 продажами.
BYD Yuan Plus занял седьмое место с долей в 2% и 163 576 продажами. На восьмом месте у BYD Yuan Up было 142 771 поставка и доля продаж составила 1,7%. BYD Dolphin занял девятое место с долей 1,6% и 136 049 продажами. Затем на 10-м месте расположился Wuling Bingo, на долю которого пришлось 1,4% всех продаж BEV — 119 978 единиц.
