Содержание
После успешного месяца регистрации новых автомобилей в марте правительство Великобритании намерено оказать дальнейшую поддержку автомобильному рынку страны. Но уменьшат ли изменения в мандате ZEV давление на автопроизводителей? Специальный редактор Autovista24 Фил Карри анализирует данные.
После пяти месяцев спада подряд рынок новых автомобилей Великобритании в марте восстановился. В связи с тем, что в месяц «новых номеров» в Стране часто регистрируется больше автомобилей, в этом году преимущество получили электромобили.
Последние данные SMMT показывают, что количество зарегистрированных новых автомобилей в Великобритании в марте выросло на 12,4%. В общей сложности клиентам было поставлено 357 103 единицы техники, что на 39 317 единиц больше, чем в прошлом году. Это лучший показатель за март с 2019 года, который завершает серию сокращений, продолжавшихся с октября 2024 года.
Эти показатели привели к изменению ситуации на рынке с начала года. За первые три месяца 2025 года рынок возобновил рост, количество регистраций увеличилось на 6,4%. За первый квартал было поставлено в общей сложности 580 502 новых автомобиля, что на 34 954 единицы больше, чем в прошлом году.
Однако в настоящее время рынок далек от стабильности, и ужесточение требований к автомобилям с нулевым уровнем выбросов (ZEV) на этот год вызвало обеспокоенность в отрасли.
В связи с предстоящим в 2030 году запретом на продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей давление на рынок в последние месяцы усилилось. Однако новые заявления правительства Великобритании направлены на то, чтобы смягчить эти опасения.
Путь к 2030 году
На волне глобальных политических и финансовых потрясений правительство Великобритании объявило о мерах по стимулированию рынка новых автомобилей. Наряду с смягчением правил, касающихся запрета на продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей с 2030 года, оно также пересматривает мандат ZEV. Целевые показатели остаются прежними, но возможности избежать финансовых штрафов увеличиваются.
В 2030 году продажа новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) будет запрещена. Однако как полностью гибридные (HEV), так и подключаемые (PHEV) модели будут продаваться до 2035 года. Автопроизводителям необходимо будет обеспечить, чтобы общие выбросы CO2 от этих моделей были на 10% ниже уровня 2021 года.
Между тем, на рынке легких коммерческих автомобилей продажи бензиновых и дизельных двигателей, а также электромобилей HEV и PHEV продолжатся до 2035 года. Производители должны обеспечить, чтобы выбросы CO2 в период с 2030 по 2035 год не превышали уровней 2021 года.
Производители небольших партий с регистрацией от 1000 до 2499 единиц и производители небольших партий с регистрацией менее 1000 единиц будут освобождены от требований к гибридам с 2030 по 2035 год. В течение этого периода этим предприятиям необходимо будет обеспечить номинальное снижение выбросов CO2 в своих автопарках, что будет согласовываться индивидуально.
Гибкость в мандате ZEV
Что касается целевых показателей по мандату ZEV, то, чтобы снизить давление на автопроизводителей в Великобритании, правительство снизило размер штрафа за единицу продукции сверх требуемого целевого показателя. Теперь производители будут платить по 12 000 фунтов стерлингов (14 006 евро) за автомобиль сверх порога для модели с нулевым уровнем выбросов, что на 3000 фунтов меньше.
Также изменились гибкие условия перевода кредитов между рынками легковых автомобилей и микроавтобусов, а также с менее загрязняющих окружающую среду моделей.
Согласно новым тарифным планам, один кредит на покупку автомобиля можно обменять на 0,4 кредита на покупку микроавтобуса, а один кредит на покупку микроавтобуса можно обменять на два кредита на покупку автомобиля. Это зависит от относительного пробега и выбросов CO2. С 2025 года эта гибкость не будет ограничена и будет доступна.
В настоящее время автопроизводители могут получать кредиты, приводя в порядок свой парк автомобилей, отличных от ZEV, по сравнению с базовым уровнем выбросов CO2 на 2021 год. Срок действия этой возможности истекал в следующем году, но теперь она будет продлена до 2029 года. Таким образом, у производителей теперь есть возможность вознаграждать любую экономию выбросов CO2 за счет использования гибридных двигателей для достижения целевых показателей ZEV.
Однако эта гибкость будет ограничиваться каждый год, что гарантирует выполнение мандата по обеспечению продаж с нулевым уровнем выбросов.
В 2025 году первоначальная гибкость в отношении выбросов была ограничена 45% от общей потребности в ZEV. Сейчас этот показатель удвоился и составляет 90%. Таким образом, 25,2% целевого парка автопроизводителя могут состоять из автомобилей без ZEV на основе льгот по торговле выбросами.
Ограничение будет снижаться на 10 процентных пунктов каждый год до 2029 года, когда оно достигнет 50%. Существующие целевые показатели ZEV остаются в силе, однако стремление к увеличению числа вариантов HEV и PHEV в линейках автопроизводителей должно обеспечить достаточную торговлю выбросами, чтобы снизить вероятность штрафных санкций.
Период заимствования кредитов у других производителей также продлен до 2029 года, при этом порог заимствования снижается с каждым годом. С 50%-ного максимума в 2025 году этот показатель снизится до 25% в 2026 году, а затем будет увеличиваться на 5 п.п. каждый год, пока не достигнет 10% в 2029 году.
Отрасль реагирует
«Правительство правильно сделало, что прислушалось к мнению промышленности, быстро отреагировало на глобальную динамику и осознало, какое сильное давление испытывают производители», — прокомментировал исполнительный директор SMMT Майк Хоуз.
‘Промышленность по-прежнему стремится к обезуглероживанию автомобильного транспорта, но задачи, поставленные в рамках мандата ZEV, невероятно сложны, особенно в условиях низкого потребительского спроса и геополитических потрясений.
‘Однако растущий спрос на электромобили (EV) до необходимого уровня по-прежнему требует столь же решительных финансовых стимулов, чтобы дать автомобилистам полную уверенность в переходе на электромобили», — продолжил Хоуз.
‘Мы приветствуем изменения, внесенные сегодня, как шаг в правильном направлении для автомобильного сектора Великобритании. Однако крайне важно, чтобы было больше стимулов, побуждающих потребителей переходить на электромобили», — заявила генеральный директор Национальной ассоциации франчайзинговых дилеров (NFDA) Сью Робинсон.
‘Целевые показатели по электромобилям остаются в силе, а штрафы остаются слишком высокими для производителей. Великобритания остается наиболее агрессивным режимом для перехода на электромобили, и мы хотели бы, чтобы правительство Великобритании согласилось с остальной Европой, чтобы сделать наш рынок максимально конкурентоспособным на быстро меняющемся мировом рынке», — подчеркнула она.
Излагая поправки к мандату ZEV и новый запрет ICE на 2030 год, он не стал объявлять о стимулах для покупки электромобиля или владения им. На недавней конференции SMMT Electrified Conference прозвучали призывы к снижению НДС на коммунальные платежи в интересах тех, у кого нет доступа к парковке вне улицы.
Также прозвучали призывы повысить надбавку к оплате дорогостоящих автомобилей (ECS), действующую для транспортных средств, зарегистрированных с 1 апреля, на 20 000-60 000 фунтов стерлингов, чтобы избежать негативного влияния на рынок ZEV.
Через два-шесть лет после регистрации ECS добавит 425 фунтов стерлингов к стандартной ставке акцизного сбора на транспортные средства (VED), при этом ранее электромобили были освобождены от уплаты этого налога.
Лучший месяц для BEVS
Электромобили на аккумуляторных батареях (BEV) лидировали на рынке по количеству зарегистрированных автомобилей в марте. Общее количество автомобилей составило 69 313 единиц, что на 43,2% больше, чем в том же месяце 2024 года. Это соответствует росту на 20 925 единиц в годовом исчислении. Это был самый большой месячный объем продаж силовых агрегатов за всю историю.
Однако SMMT сообщает, что производители предложили значительные скидки, поскольку они стремились предоставить водителям больше ZEVS в течение нового месяца ’25 номерных знаков’. Поскольку на март обычно приходится около 16% ежегодных регистраций, было важно обеспечить как можно больше поставок, чтобы достичь поставленных ZEV целей.
Кроме того, введение VED с 1 апреля может повлиять на рынок. Согласно этому постановлению, в течение первого года регистрации будет взиматься налог в размере 10 фунтов стерлингов, который ежегодно увеличивается до 195 фунтов стерлингов. Кроме того, новые автомобили BEV, зарегистрированные 1 апреля или после этой даты, будут иметь право на получение ECS, если их стоимость превышает 40 000 фунтов стерлингов. Это может объяснить более высокие показатели за март, поскольку водители стремятся избежать этого сбора.
Это увеличение означает, что рыночная доля полностью электрической техники выросла на 4,2 п.п. до 19,4%. Это был второй по популярности силовой агрегат за месяц, опередивший HEV, но несколько уступивший бензиновому.
Тем не менее, эта доля, несмотря на значительное улучшение, на 8,6 п.п. отстает от целевого показателя ZEV в 29% на этот год. В связи с изменениями в VED и ECS, показатели могут с трудом достичь требуемого уровня.
В первом квартале количество регистраций BEV увеличилось на 42,6%. Это произошло благодаря стимулированию и скидкам со стороны производителей. В общей сложности на дороги Великобритании вышла 120 191 единица техники, что составляет 20,7% от общего объема продаж с начала года, что на 5,2 п.п. больше, чем в прошлом году.
Рост производства гибридов продолжается
В отличие от других европейских рынков, SMMT объединяет регистрацию гибридов с умеренным потреблением топлива и их аналогичных бензиновых и дизельных аналогов, что означает, что данные по рынку гибридов основаны на показателях HEV и PHEV.
В марте продажи HEV выросли на 27,7%, зарегистрировав 56 161 компанию. Это привело к увеличению доли рынка на 15,7% за месяц, увеличившись на 1,9 п.п. В первом квартале продажи силовых агрегатов выросли на 18,7%, было поставлено 86 005 единиц. Это на 14,8% меньше, чем за первые три месяца 2025 года, или на 1,5 процентных пункта.
Между тем, продажи PHEVs выросли на 37,9% в годовом исчислении, хотя и в меньших объемах. В марте было выпущено 33 815 моделей. Этот силовой агрегат занял 9,5% рынка по сравнению с 7,7%, зафиксированными годом ранее.
В период с января по март число регистраций PHEV выросло на 26,1% и составило 53 686, что позволило ему занять долю рынка в 9,2%. Этот показатель вырос на 1,4 п.п. в годовом исчислении.
Если объединить BEV и PHEV, то в марте рынок электромобилей вырос на 41,5%, составив 30 233 единицы. С начала года этот показатель вырос на 37%. На долю подключаемых модулей пришлось 30% от общего объема поставок, по сравнению с 22,9%, зафиксированными за аналогичный период 2024 года.
Если добавить к этому электромобили HEV, то за третий месяц 2025 года рынок электрифицированных автомобилей вырос на 36,3%, и 159 289 новых единиц техники покинули склады по всей стране. Однако ее доли на рынке в 44,6% оказалось недостаточно, чтобы вытеснить ICE с позиции доминирующей технологии в области силовых агрегатов. За первый квартал количество зарегистрированных электрифицированных автомобилей выросло на 30,4%.
Популярность бензина растет
В марте на рынке по-прежнему лидировали бензиновые автомобили, в том числе гибридные. Тем не менее, общее количество проданных автомобилей составило 176 847 единиц, что на 0,4% меньше, чем в прошлом году, и составило всего 738 единиц.
Показатели стали лучшими за год для силовых агрегатов после двузначных потерь в январе и феврале. Это означало, что на долю бензина приходилось 49,5% рынка, хотя по сравнению с мартом 2024 года этот показатель снизился на 6,4 п.п.
В первом квартале продажи бензина упали на 7,1%. Результаты марта помогли сократить этот убыток, который составил 16,1% за первые два месяца года. Всего было поставлено 286 787 единиц, что составило 49,4% от общего объема. Это меньше, чем доля в 56,6%, зафиксированная в первые три месяца 2024 года.
Дизельный двигатель в марте был как наименее популярным, так и наихудшим по производительности силовым агрегатом. Общее количество выпущенных 20 967 единиц снизилось на 10,1% в годовом исчислении. Между тем, ее доля на рынке, составляющая 5,9%, снизилась на 1,4 п.п. по сравнению с мартом 2024 года.
За первые три месяца текущего года поставки дизельного топлива сократились на 10,2%, составив 33 833 единицы. Доля рынка силовых агрегатов, составляющая 5,8%, снизилась с 6,9%, которые оставались на том же уровне в прошлом году.
В совокупности количество регистраций ICE в марте сократилось всего на 1,5%, или на 3083 единицы. На долю группы приходилось 55,4% рынка, что на 7,8 п.п. меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В первом квартале поставки льда упали на 7,4%, при этом их доля снизилась на 55,2% по сравнению с 63,5%, зафиксированными за аналогичный период 2024 года.