Содержание
- 1 Проблема владения автомобилем для сотрудников
- 2 Снижение доходов
- 3 Планы с оплатой за милю для BEVs
- 4 Возросшие проблемы с владельцами
- 5 Получили ли преимущества BEV от льгот?
- 6 Впечатляющий рост PHEVs
- 7 Электрифицированные модели снова лидируют по показателям в Великобритании
- 8 ICE держится с начала года
В октябре в Великобритании наблюдалось небольшое улучшение ситуации с регистрацией новых автомобилей. Как потенциальные изменения в государственном налогообложении могут повлиять на этот рост? Специальный редактор Autovista24 Фил Карри исследует рынок.
Рынок новых автомобилей Великобритании в октябре оставался стабильным, поставки выросли на 0,5%. Согласно последним данным SMMT, за месяц было зарегистрировано 144 948 легковых автомобилей. Это всего на 660 единиц больше, чем в октябре 2024 года.
Хотя эти цифры сопоставимы, за последние 12 месяцев соотношение силовых агрегатов существенно изменилось. Модели с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) больше не являются доминирующими в месячных показателях.
Второй месяц подряд лидируют электрифицированные модели, включая полные гибриды (HEV), подключаемые гибриды (PHEV) и электромобили на батарейках (BEV).
За первые 10 месяцев 2025 года количество регистраций в Великобритании выросло на 3,9% и составило 1 723 120 доставок. Этому способствовали высокие показатели в марте и сентябре, когда производилась замена номерных знаков. Эти месяцы помогли преодолеть пятимесячный спад в течение года.
Согласно ежеквартальному отраслевому прогнозу SMMT, число зарегистрированных новых автомобилей превысит два миллиона единиц впервые с периода, предшествовавшего пандемии COVID-19 в 2019 году. По прогнозам, в этом году этот показатель достигнет 2,01 миллиона, в то время как в следующем году в стране ожидается 2,03 миллиона поставок.
Проблема владения автомобилем для сотрудников
Рынок новых автомобилей Великобритании, похоже, впервые после пандемии превысит показатели 2019 года. Однако существуют надвигающиеся угрозы, которые могут помешать дальнейшему восстановлению в ближайшие годы.
Одной из таких проблем является отмена схем владения автомобилями сотрудниками (ECOS). Они предоставляются производителями и дилерами и позволяют сотрудникам приобретать новые автомобили по сниженным ценам. Это позволило снизить ежемесячные выплаты и процентную ставку.
Осенний бюджет 2024 года предусматривал планы по прекращению действия ECOS к апрелю 2026 года. Однако теперь эта дата перенесена на октябрь 2026 года. Теперь эти транспортные средства будут отнесены к категории служебных автомобилей и получат налоговые льготы.
По оценкам правительства, это добавит казне 275 миллионов фунтов стерлингов (312 миллионов евро) в период с 2026 по 2027 год. В нем говорится, что, по оценкам, 76 000 физических лиц будут обязаны уплачивать подоходный налог, связанный с выплатой пособия в натуральной форме (BIK).
‘Теперь этим лицам, возможно, потребуется выплатить соответствующее пособие в натуральной форме или заключить альтернативное соглашение со своим работодателем. Пострадавшие сотрудники могут оставить за собой текущее транспортное средство по обычной схеме, выбрать транспортное средство с более низким уровнем выбросов (более низкие налоги) или вообще отказаться от служебного автомобиля», — заявило правительство.
Снижение доходов
SMMT утверждает, что планы по отмене ECOS повлияют на автомобильный рынок Великобритании. Это может помешать сотрудникам получать доступ к автомобилям по более доступной цене, а также затруднит внедрение электромобилей (EV). Поскольку эти автомобили стоят дорого, ECOS делает их доступными для многих работников отрасли.
‘Учитывая, что через ECOS поставляется около 100 000 автомобилей в год, что эквивалентно примерно 5% годового рынка новых автомобилей, такой шаг замедлит рост и серьезно повлияет на рынки почти новых и подержанных автомобилей», – заявили в SMMT.
Промышленность потеряет более 1 миллиарда фунтов стерлингов дохода, а 5000 рабочих мест на производстве окажутся под угрозой. Кроме того, Казна понесет убытки в размере 500 миллионов фунтов стерлингов из-за потери поступлений от НДС и акцизов на транспортные средства. Общая стоимость будет более чем в два раза больше, чем было выделено на субсидию на электромобили (ECG), что фактически сведет на нет рост, который она призвана стимулировать», — добавили в организации.
Планы с оплатой за милю для BEVs
Еще одна угроза может быть объявлена в осеннем бюджете на 2025 год. The Telegraph сообщила, что канцлер Рейчел Ривз, как ожидается, обнародует планы по взиманию платы за километр дорожного движения, ориентированные на водителей с ограниченными возможностями. Дополнительные расходы, по-видимому, также затронут водителей гибридных автомобилей, но в меньшей степени.
Согласно планам, владельцы электромобилей будут платить 3 пенса за милю, а ежегодные платежи будут основываться на расчетах. В случае, если данные окажутся неточными, потребуются дополнительные платежи, или перерасход будет перенесен на следующий год. Эти планы помогут компенсировать потерю доходов от топливных сборов.
Согласно публикации, среднестатистический водитель BEV будет платить дополнительно 250 фунтов стерлингов в год. Этот шаг, похоже, был расценен как справедливый: владельцы бензиновых и дизельных автомобилей платят в среднем 600 фунтов стерлингов за топливо.
Тем не менее, эти планы могут привести к снижению общей стоимости владения жилыми домами, особенно для тех, у кого нет парковок вне улиц. Правительство сокращает бюрократическую волокиту, разрешая муниципальным образованиям устанавливать ограждения между объектами и дорогами, что позволяет парковаться на улице и взимать плату. Однако для этого водителям необходимо иметь возможность парковаться вне своих домов. Это не касается тех, кто проживает в многоквартирных домах и не имеет доступа к выделенным парковочным местам.
В этом случае, согласно RAC, водители, использующие только зарядные устройства rapid или ultra-rapid, будут платить около 24 пенсов за милю потребляемой энергии. При использовании домашнего зарядного устройства RAC указывает, что стоимость зарядки составляет 8 пенсов за милю. Согласно планам правительства, с каждой мили будет взиматься дополнительная плата в размере 3 пенсов. В то же время, учитывая налог на топливо, водители бензиновых автомобилей платят около 15 пенсов за милю.
Возросшие проблемы с владельцами
‘Мы признаем необходимость нового подхода к налогам на автомобили, но в такой важный момент перехода Великобритании к электромобилям это было бы совершенно неправильной мерой в неподходящее время», — прокомментировали в SMMT.
‘Введение такого сложного и дорогостоящего режима, нацеленного на те самые автомобили, которые производители вынуждены продавать, было бы стратегической ошибкой. Это отпугнуло бы потребителей и еще больше подорвало бы способность отрасли выполнять требования к транспортным средствам с нулевым уровнем выбросов (ZEV), что имело бы значительные последствия для восприятия Великобритании как места для инвестиций. Более разумная, справедливая и ориентированная на будущее налоговая система требует фундаментального переосмысления, которое должно быть проведено в полном партнерстве с отраслью и другими заинтересованными сторонами», — добавили в организации.
Автомобильный рынок уже рассматривает вопрос о введении в этом году транспортного акциза (VED) на электромобили. Кроме того, многие модели теперь имеют право на получение дополнительной платы за дорогостоящие автомобили (ECS), что увеличивает их ежегодные налоговые расходы.
ECG, введенная ранее в этом году, также оказала небольшое влияние на регистрацию BEV. Только два автомобиля, Ford Puma Gen-E и Ford E-Tourneo Courier, имеют право на получение полной субсидии в размере 3750 фунтов стерлингов. На 38 других моделей распространяется более низкая стоимость — 1500 фунтов стерлингов.
В третий раз в этом году на BEVS пришлось более четверти всех регистраций в Великобритании в октябре. Однако доля в 25,4% по-прежнему ниже целевого показателя ZEV, который составляет 28% на 2025 год. В 2026 году этот показатель возрастет до 33%.
Однако любые изменения в налогообложении BEV, будь то отмена ECOS или введение платы за милю, могут повлиять на решения покупателей в отношении этой технологии. Эти изменения, которые когда-то считались доступным способом передвижения, могут сделать некоторые модели недоступными для многих водителей.
Получили ли преимущества BEV от льгот?
В октябре количество регистраций электромобилей BEV увеличилось на 23,6%, и на дороги Великобритании вышло 36 830 новых единиц. Это был второй полный месяц проведения ECG. Об этом было объявлено в июле, а первые модели были представлены в начале августа.
Рост объема продаж, хотя и обнадеживает, является четвертым по величине показателем за 2025 год. Доля в 25,4%, увеличившись на 4,7 процентных пункта, внушает оптимизм. Однако, возможно, это в большей степени связано с обвалом на рынке бензина. Несмотря на то, что стоимость топлива по-прежнему доминирует в показателях, объемы продаж снижаются с каждым месяцем.
Рост рынка электромобилей также опережает рост рынка электромобилей PHEV. Снижение преимуществ использования полностью электрических автомобилей может нарушить баланс силовой установки, которая и так находится на грани срыва.
За первые 10 месяцев 2025 года количество регистраций электромобилей увеличилось на 28,9%. В общей сложности 386 244 полностью электрические модели покинули автосалоны, увеличившись на 86 511 единиц. Однако этот показатель снизился по сравнению с июньским максимумом в 34,6%. С момента объявления результатов ECG рост с начала года неуклонно снижался.
За этот период доля BEVs на рынке составила 22,4%. Это на 18,1% больше, чем в прошлом году, но разница в 4,3 п.п. меньше, чем увеличение на 5 п.п., зафиксированное в июне.
Впечатляющий рост PHEVs
Несмотря на хорошие показатели на рынке электромобилей, PHEVs опережает их по темпам роста. В октябре количество регистраций силовых агрегатов увеличилось на 27,2% в годовом исчислении, поскольку был поставлен 17 601 новый автомобиль. Однако разница составляет всего 3 796 единиц.
В результате доля PHEVs на рынке за месяц составила 12,1%, что на 2,5 п.п. больше, чем в октябре 2024 года. В очередной раз технология завершила период, близкий к периоду HEV по объему и доле продаж.
В период с января по октябрь поставки PHEV увеличились на 37,1%, до 190 240 регистраций. Доля этого силового агрегата на рынке в 2024 году выросла на 2,6 п.п., составив 11% от общего числа регистраций.
Если объединить показатели BEV и PHEV, то объемы рынка электромобилей (EV) в октябре выросли на 24,7% и составили 54 431 регистрацию. Это позволило увеличить долю рынка на 7,4 п.п. до 37,6%.
За первые 10 месяцев текущего года продажи электромобилей выросли на 31,5% и составили 576 484 поставки. Впервые заняв треть рынка в сентябре, технология сохранила эту тенденцию, увеличившись на 7,1 п.п. до 33,5%.
Электрифицированные модели снова лидируют по показателям в Великобритании
В Великобритании регистрация гибридов ведется иначе, чем на других крупных европейских рынках. Вместо того, чтобы объединять гибриды с гибридными двигателями, они подразделяются на соответствующие бензиновые и дизельные категории.
Учитывая это, поставки электромобилей в октябре выросли на 2,1%, и клиентам было доставлено 19 250 единиц. Это всего на 388 автомобилей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Небольшое увеличение объемов продаж привело к тому, что доля рынка электромобилей осталась стабильной на уровне 13,3%, что на 0,2 п.п. больше, чем в прошлом году.
С января по октябрь продажи электромобилей выросли на 8%, и на дороги страны вышли 241 919 единиц. Это составило 14% рынка, что на 0,5 п.п. больше, чем за аналогичный период 2024 года.
Объединение электромобилей HEV и EV показывает, что во второй раз электрифицированные модели превысили показатели ежемесячной регистрации ICE. В общей сложности было поставлено 73 681 модель, что на 17,9% больше, чем на 11 185 единиц. Это обеспечило технологии долю рынка в 50,8%, увеличившись на 7,5 п.п.
Однако этого незначительного отрыва оказалось недостаточно, чтобы изменить статус-кво в показателях за год. С учетом 818 403 регистраций количество электрифицированных автомобилей выросло на 23,5%. Их доля на рынке составляла 47,5%, по сравнению с 39,9% на тот же момент в 2024 году.
До 2025 года осталось два отчетных периода, и электрифицированным моделям предстоит приложить немало усилий, чтобы занять лидирующие позиции на рынке. В период с сентября по октябрь доля ICE в годовом исчислении увеличилась всего на 0,3 п.п. Тем не менее, это говорит о том, что 2026 год может стать первым годом, когда ICE уступит место электрифицированному сектору.
ICE держится с начала года
Рынок бензина в течение некоторого времени находился в состоянии свободного падения. Несмотря на редкий рост в сентябре, в октябре возобновился обычный сервис, объемы которого снизились на 11,6%. В общей сложности было продано 64 360 бензиновых автомобилей, что на 8 471 единицу меньше. Силовой агрегат по-прежнему лидирует на рынке Великобритании с долей в 44,4%, но этот показатель снизился на 6,1 п.п. в годовом исчислении.
Эти показатели усугубили падение цен на данный вид топлива с начала года. В период с января по октябрь поставки бензина сократились на 8,5% и составили 814 154 заявки. Доля рынка в 47,2% по-прежнему остается доминирующей, но снизилась на 6,4 п.п.
В октябре также продолжилось снижение продаж дизельного топлива. Объем продаж составил 6 907 единиц, что на 22,9% меньше, чем в прошлом году. Показатель в 4,8% от общего числа регистраций стал вторым по величине с 2025 года и на 1,4 п.п. ниже, чем в прошлом году.
За первые 10 месяцев 2025 года объемы производства дизельного топлива сократились на 15,1%, до 90 563 единиц. В результате доля дизельного топлива на рынке снизилась на 1,1 п.п. до 5,3%.
В результате объединения двух силовых агрегатов рынок ICE в октябре упал на 12,9%, так как на дороги Великобритании поступило всего 71 267 единиц. Это привело к снижению продаж на 10 525 единиц, в результате чего электрифицированные модели способствовали небольшому росту рынка новых автомобилей. Благодаря таким показателям доля рынка в этом секторе составила 49,2%.
Тем не менее, ICE по-прежнему лидировала в течение первых 10 месяцев 2025 года. При 904 717 регистрациях объемы продаж снизились на 9,2%. Но эта технология по-прежнему занимала 52,5% всего рынка, что позволяет предположить, что к концу года она станет лидером в области силовых агрегатов.
