Содержание
После семи болезненных месяцев спада французский рынок новых автомобилей в 2025 году, наконец, продемонстрировал рост. Этому способствовали электромобили на аккумуляторных батареях (BEV) и гибриды. Но действительно ли электромобили пользуются популярностью, или стимулы и правила влияют на результаты? Журналист Autovista24 Том Хукер проводит расследование.
По данным PFA, количество зарегистрированных новых автомобилей во Франции в августе увеличилось на 2,2% в годовом исчислении до 87 850 единиц. И это несмотря на то, что в августе 2024 года количество рабочих дней в месяце сократилось на один рабочий день. В 2025 году это был первый рост в стране по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и лучший показатель с апреля 2024 года.
Несмотря на это, сектор долгосрочной аренды пережил 20-процентный спад, в то время как количество зарегистрированных автопарков сократилось на 8%, согласно данным AAA. Поставки, осуществляемые частными лицами, также сократились на 3%. И наоборот, количество регистраций краткосрочной аренды выросло на 49%.
‘Однако следует помнить, что база сравнения в августе 2024 года была особенно низкой», — подчеркнула руководитель отдела анализа автомобильного рынка AAA Data Мари-Лор Ниво.
‘Таким образом, общая тенденция остается крайне негативной, без каких-либо перспектив улучшения ситуации до возвращения лизинга электромобилей с 30 сентября, что должно добавить 50 000 автомобилей к общему балансу за год», — прокомментировала она.
С января по август продажи новых автомобилей по-прежнему сократились на 7,1%. На дороги Франции вышла 1 046 421 модель.
Это прорыв для BEVs?
Согласно расчетам Autovista24, в прошлом месяце объемы продаж BEV выросли на 29,3% в годовом исчислении. Это был второй месяц подряд двузначного роста после сильного июля.
В августе было продано 16 993 устройства, что составило 19,3% рынка. Это обеспечило значительный рост по сравнению с 15,3%, зафиксированными на тот же момент прошлого года.
Тем не менее, в совокупных показателях за 2025 год BEV по-прежнему остаются в минусе. Поставки отстают от общего объема продаж в прошлом году на 2%, составив 184 872 продажи. С января по август на долю BEV приходилось 17,7% от общего числа регистраций. Год назад этот показатель составлял 16,7%.
Для французских автопарков это сложная задача.
Сектор автопарка стал основным катализатором роста числа BEV в августе. По данным AAA, в этом сегменте рынка BEVs зафиксировала рост поставок на 57%. Это означало, что на долю силовых агрегатов приходилось 24% от общего объема продаж канала.
‘Для пользователей автопарка повысились налоговые ставки на все транспортные средства. Но с февраля 2025 года льготники получили 70%-ный вычет в натуральной форме. Это сопоставимо с 50%-ной скидкой до февраля», — пояснил Людовик Персье, старший аналитик Autovista Group во Франции.
«В результате полностью электрические модели теперь лишь немного дороже для пользователей автопарка. Между тем, транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) сталкиваются с гораздо более резким ростом стоимости без каких-либо вычетов. Это означает, что BEV остаются выгодным выбором как для автопарков, так и для пользователей по сравнению с автомобилями с ДВС, несмотря на общее повышение налогов», — добавил он.
Закон об ориентации на мобильность устанавливает необходимые квоты на электрификацию для компаний, лизинговых компаний и фирм по прокату, управляющих парками из более чем 100 легких транспортных средств. Это еще больше затруднило развитие рынка ICE и повысило спрос на BEV.
‘С июля 2024 года 20% приобретаемых новых транспортных средств должны быть транспортными средствами с низким уровнем выбросов, в частности, либо электромобилями (EV), либо водородными моделями. Этот порог повышен с 10% в 2022 году до 40% в 2027 году», — отметил Персье.
Мгновенный эффект стимулирования для BEV?
В частном секторе произошло сокращение поставок BEV на 1%. Это улучшение по сравнению с 15%-ным падением в июле. До этого продажи электромобилей на канале сократились еще сильнее — на 30% в июне и на 58% в мае.
1 июля была введена стимулирующая программа «Повышение стоимости электромобилей для частных лиц». Она предусматривает несколько более выгодные субсидии по сравнению с предыдущей бонусной схемой при сохранении тех же критериев отбора.
При покупке электромобиля домохозяйства, чей налоговый доход превышает 16 300 евро, получат 3 100 евро. Семьям с самыми низкими доходами будет предложено 4200 евро.
Таким образом, может показаться, что новые стимулы возымели мгновенное действие. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что замедление темпов снижения среднего профессионального образования в частном секторе не так просто. На самом деле, причина, стоящая за возвращением силовых агрегатов, может объяснить более широкие трудности на рынке новых автомобилей во Франции.
С июля 2021 года наблюдается общая тенденция к снижению объема средств, выделяемых на стимулирование BEV. Более того, с начала 2024 года для получения бонуса полностью электрические модели должны иметь низкий уровень выбросов углекислого газа во всем производственном процессе. Это исключает почти все автомобили неевропейского производства», — сказал Персье.
Влияние на рынок в целом
«Единственным реальным положительным моментом для частных покупателей является то, что автопроизводители наконец-то предлагают более дешевые модели BEV в небольших сегментах. Они по-прежнему считаются дорогими по сравнению с другими силовыми агрегатами, но со временем становятся более доступными и привлекательными», — добавил он.
«В целом, рынок полностью электрических автомобилей развивается из-за повышения налогов на автомобили с ДВС и законов, вынуждающих компании покупать электромобили BEV. Это делается либо для того, чтобы соблюсти установленные квоты, либо для того, чтобы избежать гораздо более высокого налогообложения.
‘В свою очередь, это приводит к снижению количества регистраций всех остальных силовых агрегатов. Только на долю fleet channel приходится около 50% французского рынка новых автомобилей.
«Владельцы автопарков не хотят менять свои автомобили, чтобы они подпадали под новые правила с более высокими налогами. Таким образом, они увеличивают срок действия договора лизинга. Частные покупатели предпочитают хранить свои автомобили дольше, поскольку не знают, какую силовую установку выбрать.
«Из-за этих факторов количество регистрационных номеров снизилось на 7,1% по сравнению с совокупными показателями 2024 года», — резюмировал Персье.
Гибриды способствуют росту числа регистраций
На рынке гибридов, который включает в себя как полностью, так и частично гибридные модели, наблюдается аналогичное улучшение. По данным Autovista24, в августе количество зарегистрированных автомобилей увеличилось на 30% в годовом исчислении и составило 39 721 единицу. В результате ее рыночная доля выросла с 35,5% до 45,2%.
С января по август продажи гибридных автомобилей выросли на 30,5%, и было поставлено 469 127 новых моделей. Это единственный силовой агрегат, который превысил совокупный показатель за 2024 год, что свидетельствует о пугающем состоянии рынка новых автомобилей. На самом деле, технологической отдачи в 109 593 единицы недостаточно даже для того, чтобы компенсировать потерю объема бензина в одиночку.
В настоящее время на долю гибридов приходится 44,8% от общего объема продаж новых автомобилей в 2025 году, что на 12,9 процентных пункта больше, чем в прошлом году. Они заняли лидирующие позиции на рынке, опередив бензиновые автомобили на 22 процентных пункта. Год назад этот тип топлива уступал гибридам на 0,1 п.п.
Показатели PHEV были ошеломляющими
В то время как показатели BEV и гибридов в августе были высокими, у подключаемых гибридов (PHEV) наблюдалось очередное снижение.
Технология, которая в 2025 году не продемонстрировала ни одного месяца роста, столкнулась с падением продаж на 5%. Однако в этом году это было наименьшее снижение. Его общая рыночная доля в 5855 единиц составила 6,7%, что на 0,5 п.п. меньше, чем в августе 2024 года.
По сравнению с предыдущим годом эффективность этой технологии была снижена из-за резкого снижения с начала года. По подсчетам Autovista24, за первые восемь месяцев 2025 года он сократился на 28,8% и составил 63 419 единиц. На долю PHEVS пришлось 6,1% рынка новых автомобилей в стране, по сравнению с 7,9%.
Итак, в то время как объемы продаж HEV растут, а количество регистраций BEV в целом стабилизируется, почему PHEVs испытывают трудности?
‘Объемы продаж бензина и дизельного топлива снижаются в пользу моделей BEV и HEV, но не PHEV. В основном это связано с тем, что автопарки больше не заинтересованы в этой технологии, даже несмотря на увеличение пробега новых моделей примерно на 100 км. Это объясняет двузначное снижение PHEV в этом году», — подчеркнул Персье.
Количество регистраций электромобилей падает
Рынок электромобилей, который объединяет показатели BEV и PHEV, снижается из-за снижения продаж последних силовых агрегатов. Согласно расчетам Autovista24, продажи электромобилей упали на 10,6% с января по август и составили 248 291 единицу. Это означает, что доля рынка в годовом исчислении снизилась на 0,9 п.п. до 23,7%.
Однако только в августе ситуация выглядела намного лучше. Объемы продаж электромобилей за месяц выросли на 18,3% и составили 22 848 единиц. На долю силовых агрегатов пришлось 26% от общего числа зарегистрированных автомобилей, что является самым высоким показателем в этом году. Это на 3,5 п.п. больше, чем в августе 2024 года.
Если добавить к объемам продаж электромобилей гибриды, рынок электрифицированных автомобилей вырос как в месячном, так и в совокупном выражении. В августе продажи силовых агрегатов выросли на 25,5%. Согласно расчетам Autovista24, ее доля на рынке выросла до 71,2%.
За первые восемь месяцев 2025 года поставки электрифицированных автомобилей выросли на 12,6% и составили 717 418 единиц. В то время как остальной рынок новых автомобилей сократился, доля концерна, что неудивительно, увеличилась с 56,5% до 68,6%.
Безнадежный рынок ICE
В августе количество зарегистрированных автомобилей с бензиновым двигателем продолжало снижаться. Согласно подсчетам Autovista24, продажи этого вида топлива упали на 32,4%, до 18 323 единиц.
Это стало 18-м месяцем подряд двузначного снижения. В результате доля бензина на рынке сократилась на 10,6 п.п. до 20,9%, что соответствует самому низкому показателю за год, зафиксированному в апреле.
С начала года поставки бензина сократились на 33,5%, до 238 089 единиц. С января по август на его долю пришлось 22,8% рынка новых автомобилей, что на 9 п.п. меньше, чем год назад.
Рынок дизельного топлива постигла та же участь, что и его собрата ICE. Согласно расчетам Autovista24, в августе объемы продаж упали на 26,9%. Это был 14-й месяц подряд, когда снижение выражалось двузначными цифрами. Общее количество поставок этого вида топлива, составившее 4289 единиц, составило 4,9% рынка, что на 1,9 п.п. меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
За восемь месяцев 2025 года клиентам было поставлено 52 595 новых автомобилей с дизельным двигателем, что на 40,1% меньше. В свою очередь, доля компании на рынке снизилась с 7,8% до 5%.
Если сравнивать показатели бензиновых и дизельных моделей, то продажи на рынке ICE в августе упали на 31,4%. Это означало, что на долю этой пары пришлось 25,7% от общего объема продаж, что на 0,3 п.п. меньше, чем на рынке электромобилей.
С января по август продажи силовых агрегатов сократились на 34,8%. Это отразилось на их доле на рынке, которая снизилась с 39,6% до 27,8%.