Содержание
Учитывая, что предстоит преодолеть так много препятствий, есть ли еще надежда на развитие рынков электромобилей (EV) по всему миру? Нил Кинг, руководитель отдела прогнозирования в EV Volumes, рассказал редактору Autovista24 Тому Геггусу о том, что ожидается от продаж.
Компания EV Volumes ожидает, что мировые продажи легких транспортных средств, включая легковые автомобили и легкие коммерческие автомобили (LCV), вырастут на 3,6% в 2025 году. Это превышает ожидаемый рост на 1,1%, о котором говорилось в предыдущем обновлении.
Причиной такого улучшения прогноза является устойчивый спрос в Китае и странах, не входящих в Триаду. В этом прогнозе учитываются автомобильные тарифы в США. Однако они, вероятно, окажут меньшее влияние, поскольку автопроизводители будут более осторожно подходить к своим стратегиям ценообразования. Среди других факторов, которые принимаются во внимание, политическая нестабильность, конфликты, цены на энергоносители и инфляция.
Мировые поставки электромобилей, включая электромобили на батарейках (BEV) и подключаемые гибриды (PHEV), по прогнозам, увеличатся на 24,5% в этом году. Это означает, что ожидается, что на дороги поступит 22,1 миллиона единиц техники. Новый прогноз отличается от роста на 19,7%, ожидавшегося в предыдущем обновлении.
Перспективы улучшились, несмотря на то, что правительства некоторых стран, особенно в Европе, постепенно отказываются от льгот при покупке и налоговых послаблений на фоне растущего государственного долга.
По прогнозам, доля электромобилей на мировом рынке легковых автомобилей вырастет до 24% в 2025 году и 26,7% в 2026 году. В последующие годы этот показатель, по прогнозам, вырастет до 42% в 2030 году, затем достигнет 64,1% в 2035 году и 83% в 2040 году. Однако давление на бюджет и изменения в политике могут поставить под угрозу инвестиции в стимулы и инфраструктуру взимания платы.
Европейские барьеры для электромобилей
Рынок легковых автомобилей Западной и Центральной Европы в настоящее время сталкивается с целым рядом препятствий для роста. Существует неопределенность в отношении изменения тарифов на товары, конфликта на Украине и напряженности на Ближнем Востоке, связанных с продажами легковых автомобилей в Европе.
Кроме того, сохраняются риски роста инфляции, цен на нефть и затрат на энергоносители. Кроме того, в сентябрьском экономическом обзоре ОЭСР на 2025 год прогнозируется, что ВВП в зоне евро вырастет всего на 1,2% в 2025 году. Это немного выше, чем рост на 1% в предыдущем прогнозе. Однако, согласно прогнозам, этот показатель снизится до 1% в 2026 году по сравнению с 1,2%, прогнозируемыми ранее.
Из-за сокращения экспорта товаров в США и проблем в секторе услуг на спрос на легковые автомобили повлияли торговые трения и тарифы. Продажи легковых автомобилей быстро последовали этому примеру. Политическая неопределенность и растущий уровень задолженности также снижают спрос на легковые автомобили.
Более позитивно то, что ЕС предложил снизить тарифы в августе 2025 года для реализации торгового соглашения между ЕС и США. Это привело бы к снижению пошлин на автомобильный сектор с 27,5% до 15%. Соглашения о свободной торговле между ЕС и Меркосур и ЕС-Мексикой также повысили конкурентоспособность автомобильной промышленности региона. Великобритания также договорилась с США о более выгодной тарифной ставке в размере 10%.
Прогноз снижения стоимости электромобилей
Учитывая препятствия, с которыми сталкивается регион, компания EV Volumes понизила прогноз продаж легковых автомобилей в Европе на 2025 год. Ожидается, что к концу 2025 года объемы продаж снизятся на 1,1% в годовом исчислении. Это ниже, чем в предыдущем прогнозе, который предполагал снижение на 0,3%.
Ожидаемые в этом году 14,8 млн единиц намного ниже 18 млн, зарегистрированных в 2019 году. Компания EV Volumes не ожидает, что европейский рынок вернется к этому уровню в рамках текущего прогноза до 2040 года. Рост продаж легковых автомобилей на 1,9% в 2026 году зависит от сложного взаимодействия нормативных и экономических факторов.
Более строгие нормативы ЕС по выбросам CO2 стимулируют продажи электромобилей наряду со снижением цен, предоставлением скидок и запуском новых моделей. Кроме того, Комиссия ЕС планирует в 2026 году принять обязательный регламент по утилизации транспортных средств. Это потребует от производителей использовать в новых автомобилях и фургонах больше материалов, пригодных для вторичной переработки или повторного использования.
Достижение целевых показателей по снижению выбросов и требований к цикличности производства потребует значительного увеличения продаж электромобилей. В свою очередь, это может даже спровоцировать ценовую войну, подкрепленную снижением стоимости лития. Производители могут также ограничить поставки автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), чтобы избежать дорогостоящих штрафов за выбросы.
Схемы и стимулы
В качестве позитивного момента следует отметить, что Италия объявила о выделении 597 миллионов евро на программу утилизации. Тем временем Германия рассматривает возможность повторного введения льгот по программе BEV, хотя это является неопределенным из-за коалиционного правительства и преобладающих экономических условий.
В июле 2025 года в Великобритании была запущена программа субсидирования электромобилей. Во Франции были увеличены субсидии на электромобили для семей с низкими доходами. В конце сентября был запущен социальный лизинг и условный дополнительный финансовый стимул для электромобилей. Испания также возобновила субсидирование в рамках программы MOVES III.
Тем временем на рынок выходят более доступные автомобили BEV, и ведущие китайские автопроизводители планируют дальнейшие действия в регионе.
Количество зарегистрированных PHEV в этом году превысило ожидания. Этому способствовало снижение целевых показателей по выбросам CO2, расширение китайских предложений PHEV и задержка с запуском недорогих BEV. Кроме того, британское смягчение требований ZEV означает, что гибриды могут продаваться до 2035 года, что освобождает их от запрета ICE на продажу новых автомобилей с 2030 года.
В результате ожидается, что продажи электромобилей в Европе в 2025 году вырастут на 26,7% в годовом исчислении и составят 3,88 млн единиц. На этот показатель приходится 26,2% от общего объема продаж легковых автомобилей, по сравнению с 20,5% в 2024 году и 21,3% в 2023 году. По прогнозам, объемы производства BEV вырастут на 23,8% в годовом исчислении, что составит 67,1% от общего объема производства BEV и PHEV в 2025 году. В то же время ожидается, что продажи PHEV увеличатся на 32,8%.
Итак, что означают запуск новых моделей, снижение цен и ужесточение требований к выбросам вредных веществ в ближайшие годы? По прогнозам, доля электромобилей в европейских продажах легковых автомобилей достигнет 30,6% в 2026 году и 36,5% в 2027 году.
Прогноз на 2035 год и последующий период предусматривает некоторую терпимость к временным интерпретациям запрета на продажу новых автомобилей ICE. Он также предусматривает исключения для транспортных средств, которые могут быть признаны непригодными для полной электрификации.
Устойчивость Китая
Спрос на автомобили в Китае и устойчивость экономики остаются стабильными. Недавно ОЭСР повысила прогноз роста ВВП страны на 2025 год до 4,9%. Тем временем агентство EV Volumes повысило свой прогноз по рынку легковых автомобилей в Китае. В настоящее время ожидается, что к концу 2025 года будет продано в общей сложности 27,7 млн автомобилей, что соответствует росту на 6,7% в годовом исчислении.
В этом году программа утилизации в Китае была продлена после первоначального срока, установленного в январе 2025 года. Однако в настоящее время в нескольких городах его действие приостановлено. Это может привести к непропорциональному снижению спроса на электромобили, учитывая их более высокий уровень бонусов.
Однако недавно в стране был объявлен план по стабилизации роста автомобильной промышленности. Соответственно, в этом году Китай планирует продать около 15,5 миллионов новых энергетических автомобилей (NEV). Наряду с этим, он стремится к 48%-ному уровню проникновения NEV.
На последней сессии Генеральной Ассамблеи ООН страна также обязалась сократить выбросы парниковых газов. К 2035 году Китай планирует сократить свои выбросы на 10% по сравнению с пиковыми уровнями. Это первое обязательство страны по абсолютному сокращению выбросов.
Китайские производители продолжают выпускать новые электромобили PHEV и электромобили с увеличенным радиусом действия (EREV). Тем временем продажи электромобилей BEV набирают обороты, чему способствуют агрессивные скидки, инициированные BYD.
Таким образом, по прогнозам, на долю BEV в 2025 году будет приходиться 60,1% продаж электромобилей, а к 2031 году — около двух третей. По прогнозам, в 2025 году на долю электромобилей будет приходиться 51,6% продаж легковых автомобилей, а в 2030 году — 73%, затем 88,3% в 2035 году и 95,7% в 2040 году.
Прогнозируемые объемы основаны на розничных продажах, а не на оптовых. Сюда не включены экспорт и увеличение запасов, что объясняет различия с обычно более высокими показателями, основанными на оптовых продажах, публикуемыми другими агентствами.
Тарифы, счета и льготы
26 марта правительство США объявило о введении 25-процентных пошлин на импорт автомобилей. Однако для производителей, производящих автомобили в США, была введена двухлетняя программа «компенсация корректировки импорта».
По данным J.D. Power, ожидается, что к концу 2025 года средние цены на новые автомобили в США вырастут на 5%. Это может привести к падению продаж на 8%. Однако многие производители изначально взяли на себя дополнительные расходы.
В июле 2025 года был подписан закон «Об одном большом и красивом законопроекте», который отменяет налоговые льготы на электромобили с 30 сентября. Ожидается, что любой положительный эффект, достигнутый в 2025 году, будет компенсирован снижением спроса в последнем квартале.
Финансирование канадской программы iZEV закончилось в январе 2025 года, в связи с падением спроса на электромобили BEV и отсутствием объявленной схемы замены. В ответ на экономические и торговые трудности федеральное правительство Канады также приостановило действие стандарта доступности электромобилей 2026 года. Это предписывало, чтобы 20% продаж новых легковых автомобилей были с нулевым уровнем выбросов. Правительство инициировало 60-дневный обзор для оценки и возможной корректировки будущих целевых показателей.
Компания EV Volumes обновила прогноз продаж легковых автомобилей в Северной Америке на 2025 год, охватывающий США и Канаду. Ожидается, что в настоящее время в регионе будет реализовано чуть более 18 миллионов автомобилей, что на 1,2% больше, чем в прошлом году. Однако прогноз роста в годовом исчислении был скорректирован в сторону понижения на 2026-2029 годы.
В настоящее время ожидается, что доля электромобилей достигнет 10,1% в 2025 году и незначительно увеличится до 10,2% в 2026 году. Этому в первую очередь способствует более доступная модель Tesla. По прогнозам, доля электромобилей вырастет до 21,4% в 2030 году, затем достигнет 39,8% в 2035 году и 59,1% в 2040 году. Это значительно ниже прогнозируемой доли электромобилей в мире, которая составит более 80% в 2040 году.
Рынки, не входящие в триаду, переживают повышение тарифов
Продажи легковых автомобилей на рынках, не входящих в Триаду, выдержали экономические последствия введения торговых тарифов США лучше, чем ожидалось. Соответственно, компания Volumes повысила прогноз роста продаж электромобилей на 2025 год до 4,8%.
В начале 2025 года Япония увеличила бюджет на субсидирование электромобилей в рамках программы субсидирования использования энергии экологически чистых транспортных средств. Между тем, Индия снизила импортные пошлины на электромобили премиум-класса в рамках новой производственной программы в июне 2025 года.
Индонезия в январе 2025 года ввела освобождение от НДС для автомобилей с низким уровнем выбросов и пониженную ставку НДС. Наконец, в ответ на тарифы США Южная Корея ввела временные стимулирующие меры. Это включало финансовую поддержку и более высокие субсидии на электромобили.
Бюджетные ограничения, вызванные экономическими проблемами, могут ограничить будущие схемы стимулирования. Несколько стран также ввели или планируют ввести новые тарифы на импортные транспортные средства. Это включает 50%-ный тариф в Мексике и до 30%-ные пошлины в Турции. Индонезия также планирует отменить льготы для импортируемых, полностью укомплектованных электромобилей, начиная с 2026 года.
На этом фоне доля электромобилей в странах, не входящих в Триаду, по прогнозам, достигнет 6,7% в 2025 году. Это составляет около 2,1 миллиона единиц. По прогнозам, этот показатель достигнет 16,9% в 2030 году, затем 41,8% в 2035 году и 76,8% в 2040 году. Как правило, этот регион отстает от общемирового уровня внедрения примерно на пять лет.