Содержание
Итальянский рынок электромобилей (EV) испытывает трудности в ожидании потенциального стимулирования. Количество регистраций растет, но объемы невелики, и ситуация влияет на рынок в целом. Специальный редактор Autovista24 Фил Карри анализирует последние данные.
По данным отраслевой ассоциации ANFIA, рынок новых автомобилей в Италии в октябре оставался стабильным. За месяц количество регистраций снизилось на 0,5%, было продано 125 961 легковых автомобилей. Это всего на 638 единиц меньше, чем в октябре 2024 года.
Дефицит был бы больше, если бы не эффективность электромобилей. Эти силовые агрегаты, состоящие из гибридов с подключаемым модулем (PHEV) и электромобилей на батарейках (BEV), помогли приблизить показатели регистрации в Италии к рекордным. Без них общий объем рынка сократился бы на 5,7%.
Полагаться на себя не стоит
Поскольку объемы продаж остаются низкими по сравнению с другими рынками, Италия не может рассчитывать на внедрение электромобилей для продвижения сектора новых автомобилей вперед. Ожидаемые стимулы могут изменить ситуацию, но могут появиться слишком поздно, чтобы улучшить годовые показатели.
В этом году рынок легковых автомобилей в стране переживает трудности. В 2025 году рост был зафиксирован только в марте, апреле и сентябре. Это привело к снижению показателей по сравнению с 2024 годом, а резкое снижение в июне оказало серьезное влияние.
С тех пор рынок пытается сбалансировать свои годовые объемы. Несмотря на снижение, поставки в октябре помогли сократить разрыв. В период с января по октябрь продажи новых автомобилей в Италии сократились на 2,6% в годовом исчислении. В общей сложности покупателям было продано 1 293 967 единиц техники. Это на 0,3 процентных пункта выше, чем снижение на 2,9% с начала года, зафиксированное в сентябре.
Страна по-прежнему отстает от показателей, существовавших до пандемии COVID-19. Показатели Испании за октябрь были выше показателей 2019 года, а Великобритания ожидает улучшения показателей за 2025 год. Италия, однако, остается далеко позади.
По данным ANFIA, объемы продаж в прошлом месяце снизились на 20% по сравнению с октябрем 2019 года, в то время как за первые 10 месяцев этого года они снизились на 20,4%.
Проблема с силовым агрегатом в Италии
Как и на других крупных европейских рынках, в Италии наблюдаются проблемы с регистрацией бензиновых и дизельных автомобилей. Однако в стране наблюдается более медленное снижение числа регистраций дизельных автомобилей. Но по мере того, как автопроизводители отходят от этой технологии, а предложение на рынке новых автомобилей сокращается, то же самое происходит и с дизельным топливом.
В этом году количество зарегистрированных бензиновых автомобилей также резко сократилось на всех основных европейских рынках новых автомобилей, включая Италию. Но, несмотря на снижение продаж двигателей внутреннего сгорания (ДВС), Италия не смогла заменить их объемами электромобилей.
Как в Испании, так и в Великобритании, на двух наиболее успешных рынках в целом в этом году, наблюдались аналогичные проблемы с ICE. Однако рост числа подключаемых устройств превысил потери от ICE. Тем временем Германия использует гибриды, чтобы компенсировать снижение спроса на бензин и дизельное топливо.
Несмотря на то, что показатели EV в Италии растут из года в год, в первые 10 месяцев 2025 года они по-прежнему оставались низкими. В этом году Италия, как и Испания, демонстрирует наихудшие показатели из европейской «большой пятерки».
Италия ждет стимулов
Отчасти проблема связана со стимулами. В то время как программа субсидирования MOVES III в Испании по-прежнему в основном действует, в отношении плана скидок в Италии существует неопределенность.
Как было объявлено Министерством окружающей среды и энергетической безопасности (MASE) в августе, портал заявок открылся 22 октября. Было уже слишком поздно, чтобы повлиять на показатели за месяц.
В рамках программы было выделено 600 миллионов евро на новые закупки BEV. Частные лица могут получить до 11 000 евро в зависимости от дохода. Модель ICE стандарта Euro 5 также должна быть утилизирована. Малый бизнес может получить до 20 000 евро за каждый автомобиль.
Долгое ожидание между объявлением субсидии и ее введением в действие, возможно, заставило покупателей повременить с покупкой. Кроме того, заявки должны быть поданы до покупки транспортного средства. Это означает, что в зависимости от сроков доставки результаты регистрации могут и не появиться.
Но, похоже, спрос на льготы есть. Все средства по этой схеме были переведены примерно через 24 часа после ее запуска, и было сгенерировано 55 680 000 ваучеров.
Также возникли проблемы с самой платформой приложений. «К сожалению, несмотря на то, что с момента анонса и до момента ее фактического использования прошло много времени, надежная платформа так и не была внедрена, что вызвало значительную путаницу, особенно среди дилеров», — прокомментировал Роберто Вавассори, президент ANFIA.
‘Работая с другими автомобильными ассоциациями, мы сообщили о ситуации в Министерство, и после временного отключения функциональность инструмента была возобновлена только в полдень 31 октября».
BEVs не пользуется популярностью
Несмотря на впечатляющий рост продаж электромобилей в Италии в октябре, сам по себе объем продаж не был впечатляющим. Количество зарегистрированных полностью электрических моделей выросло на 24,9% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Однако это составило всего 6280 единиц, что на 1250 единиц больше, чем в прошлом месяце.
Это означало, что на BEVs пришлось 5% от общего числа регистраций за месяц, что на 1 процентный пункт больше, чем в октябре 2024 года. Однако это самая низкая доля рынка среди всех силовых агрегатов, включая категорию ‘другие’.
В период с января по октябрь количество регистраций BEV увеличилось на 26,5%. В общей сложности было зарегистрировано 67 335 единиц, что соответствует увеличению поставок на 14 087 единиц. За первые 10 месяцев 2025 года этот силовой агрегат занял 5,2% рынка, увеличившись на 1,2 п.п., но остается самым низким среди всех силовых агрегатов.
Цифры свидетельствуют о растущем спросе на BEV. Однако результаты итальянской программы стимулирования не скоро станут известны рынку.
Феноменальных электромобилей PHEVs недостаточно
Несмотря на рост числа регистраций электромобилей, электромобили PHEVs по-прежнему остаются самым популярным силовым агрегатом для электромобилей. В октябре поставки выросли на 112,1% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. В общей сложности на дороги Италии поступило 9 086 единиц техники, что на 4 802 больше, чем в прошлом году.
Однако, несмотря на этот рост, доля этой техники на рынке по-прежнему выражается однозначными цифрами. В прошлом месяце этот показатель подскочил на 3,8 п.п. до 7,2%.
За первые 10 месяцев 2025 года продажи PHEV впечатлили. Поставки выросли на 76,5%, и 77 957 единиц были доставлены покупателям. Хотя это соответствовало относительно небольшой доле на рынке в 6%, это свидетельствовало о росте на 2,7 п.п. в годовом исчислении.
В целом, в октябре рынок электромобилей вырос на 65% благодаря впечатляющим характеристикам PHEV. Всего было поставлено 15 366 моделей, что на 6 052 единицы больше, чем в прошлом году.
Это составило всего 12,2% от общего месячного объема продаж, что подчеркивает трудности, с которыми сталкиваются электромобили. Несмотря на то, что этот показатель вырос на 4,8 п.п., это был самый низкий показатель доли подключаемых модулей на пяти крупнейших европейских рынках. По сравнению с Испанией, которая была наиболее близка по объемам продаж за последние годы, рынок электромобилей Италии за месяц сократился на 10,2 п.п.
В период с января по октябрь было зарегистрировано 145 292 электромобиля, что на 49,1% больше, чем в предыдущие годы. Это позволило группе производителей силовых агрегатов удержать 11,2% от общего объема продаж, увеличившись на 3,9 п.п. в годовом исчислении.
ICE тянет Италию вниз.
В октябре продолжился спад цен на бензин. В общей сложности за месяц было зарегистрировано 28 998 единиц, что на 17,2% меньше. Этот тип топлива остается вторым по популярности силовым агрегатом в Италии с долей рынка 23%. Однако этот показатель снизился на 4,7 п.п. по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.
С начала 2025 года объем продаж бензина снижался с каждым месяцем. Это означает, что за первые 10 месяцев было произведено 325 627 единиц бензина, что на 16,9% меньше. Однако ему удалось удержать за собой более четверти рынка, при этом его доля в 25,2% снизилась на 4,3 п.п.
Между тем, продажи дизельного топлива в октябре упали на 29,3%, хотя это все еще позволило достичь пятизначного результата. В общей сложности с рынка сошло 11 745 единиц, что на 4 857 единиц меньше. Доля компании на рынке в 9,3% была достаточной, чтобы с легкостью обойти оба электромобиля, несмотря на падение на 3,8 п.п. в годовом исчислении.
С января по октябрь объем продаж дизельного топлива снизился на 31,4%, до 127 401 единицы. Несмотря на снижение на 4,2 п.п., его доля на рынке в 9,8% по-прежнему превышает долю BEVs и PHEV.
В целом, рынок ICE в октябре сократился на 21,1%, зарегистрировав 40 743 экземпляра. Дефицит составил 10 879 единиц, и эту цифру не смогли компенсировать дополнительные поставки в размере 6 052 электромобилей. Модели ICE занимали 32,3% рынка, снизившись на 8,5 п.п.
За первые 10 месяцев 2025 года поставки мороженого сократились на 21,6%, до 453 028 регистраций. Это на 124 485 единиц меньше, в то время как доля рынка этой технологии снизилась на 8,5 п.п., до 35%.
Итальянские гибридные решения помогают
Несмотря на то, что количество зарегистрированных электромобилей было низким, а поставки ICE сократились, объемы продаж гибридных автомобилей, включая гибридные с полным приводом и гибридные с мягким приводом, продолжали расти.
В октябре на итальянских дорогах появилось 57 629 гибридных моделей, что на 6,4% больше. Эта технология была самой распространенной в стране, ее доля на рынке составляла 45,8%. По сравнению с октябрем 2024 года этот показатель вырос на 3 п.п.
Хотя этот рост был ниже, чем у BEV и PHEVs, он сопоставим с высокими объемами, достигнутыми в прошлом году. За первые 10 месяцев текущего года было поставлено 575 460 гибридов, что на 8,9% больше, чем в прошлом году. Доля компании на рынке, составляющая 44,5%, увеличилась на 4,7 п.п. в годовом исчислении.
Если добавить в линейку электромобилей гибриды, то количество зарегистрированных электромобилей в октябре выросло на 15% и составило 72 995 единиц. Однако улучшения в 9 517 единиц все еще было недостаточно, чтобы компенсировать потерю рынка ICE в 10 879 единиц. Однако доминирующее положение технологии продолжало расти, и доля рынка в 58% увеличилась на 7,9 п.п.
Несмотря на увеличение производства на 94 889 единиц и рост на 15,2% в годовом исчислении, электрифицированные модели не смогли предотвратить спад в Италии по сравнению с предыдущим годом. В группе силовых агрегатов за отчетный период было реализовано 720 752 единицы, что составляет 55,7% рынка. Это на 8,6 п.п. больше, чем за аналогичный период 2024 года.
На газу
Повышая эффективность электромобилей, итальянская категория «прочие», состоящая из автомобилей на сжиженном нефтяном газе (LPG), сжатом природном газе (CNG) и водородных топливных элементах, в октябре превзошла показатели как PHEVs, так и BEVs.
За месяц в этой категории было зарегистрировано 12 223 регистрации, что на 6,3% больше, чем в прошлом году. Таким образом, доля группы силовых агрегатов в общем объеме поставок составила 9,7%, увеличившись на 0,6 п.п.
С января по октябрь покупателям было поставлено 120 187 новых моделей этой категории. Это на 4,4% меньше, чем за год, прошедший на «американских горках». Но его доля в 9,3%, хотя и снизилась на 0,2 п.п., по-прежнему больше, чем у двух подключаемых силовых агрегатов.
