Содержание
Подробный разбор по теме в нашем закрытом телеграмм канале ВЭД Логика. В чате можно задать вопрос, посоветоваться с экспертами, поделиться новостью.
В 2025 году рынок новых автомобилей в Испании начал процветать, чему способствовало активное внедрение электромобилей (EV). Но могут ли новые смелые стимулы способствовать или препятствовать этому росту? Веб-редактор Autovista24 Джеймс Робертс проанализировал цифры и рассказал, чего ожидать от нового плана Auto 2030.
Ноябрь ознаменовался 15-м месяцем роста испанского рынка новых автомобилей подряд. Согласно подсчетам Autovista24 и ANFAC, в стране было зарегистрировано 94 124 новых транспортных средства. Это на 12,9% больше, чем за 12 месяцев до этого, и составило 10 785 дополнительных единиц.
По подсчетам Autovista24, в период с января по ноябрь на дорогах Испании появилось 1 045 640 новых автомобилей. Это на 14,7% больше, чем в прошлом году, и было поставлено на 134 064 новых автомобиля. Эта неуклонно позитивная тенденция по-прежнему отличается от других крупных европейских рынков, которые в 2025 году демонстрировали неоднозначную динамику.
Сильный импульс
‘Испанский автомобильный рынок завершает 2025 год с высокой динамикой», — заявила Ана Азофра, региональный руководитель отдела оценки и аналитики Autovista Group. «Продажи приближаются к докризисному уровню и превысили миллион единиц, при этом растут все сегменты, особенно частный сектор. На долю электромобилей приходится каждый четвертый объем продаж в ноябре, что свидетельствует о том, что Испания наконец-то ускорила внедрение этой технологии.’
Внедрение электромобилей, включая электромобили на батарейках (BEV) и подключаемые гибридные автомобили (PHEV), в этом году оказало поддержку испанскому рынку новых автомобилей. Ноябрь не стал исключением. Важной движущей силой этого стала программа стимулирования MOVES.
План MOVES был представлен в 2019 году, финансировался из фондов восстановления следующего поколения ЕС и осуществлялся в сотрудничестве с региональными правительствами Испании. На данный момент выделено 1,7 миллиарда евро. Основная цель программы — предоставить финансовые стимулы как для покупки электромобилей, так и для установки зарядной инфраструктуры. Срок действия программы истекает 31 декабря 2025 года.
В связи с предстоящим прекращением действия программы MOVES III испанское правительство объявило о радикальной перестройке системы стимулирования электромобилей. Это предусмотрено планом Auto 2030, который был официально обнародован 3 декабря, как сообщает Expansión. Coches.net подтверждено, что он будет запущен в начале 2026 года.
Каков план Auto 2030?
Государственный секретарь по промышленности Джорди Брустенга назвал этот проект «шоковым планом для сектора», который заменит меры по переезду. Он будет доступен с начала 2026 года и предусматривает выделение 400 миллионов евро на прямые закупки электромобилей.
Одно из ключевых изменений заключается в том, что региональные администрации больше не будут контролировать и распределять средства. Вместо этого процесс будет централизован. Это будет подкреплено долгосрочным многоступенчатым планом, направленным на повышение электрификации Испании.
Один из часто упоминаемых недостатков программы MOVES связан с задержками платежей, бюрократическими проволочками и региональным неравенством. По данным Carwow, 40 000 клиентов по-прежнему стоят в очереди на получение финансирования MOVES III, несмотря на то, что они уже приобрели подходящий автомобиль. Это вызывает опасения относительно того, как переход от MOVES к плану Auto 2030 может повлиять на эти закупки.
В долгосрочной перспективе план Auto 2030, как ожидается, обеспечит более гибкий и унифицированный процесс. В соответствии с этим будет создан единый государственный фонд, доступный в любой точке страны. Есть надежда, что это решит проблему преждевременного исчерпания средств в рамках предыдущей региональной программы. Согласно плану «ШАГИ III», спрос привел к исчерпанию средств во многих регионах. Coches.net.
‘План, предусматривающий выделение 1,28 млрд евро в 2026 году и 25 структурных мер, направлен на увеличение промышленного потенциала Испании в области производства электромобилей и аккумуляторов», — сказал Азофра. ‘Это также упрощает стимулы за счет сокращения бюрократии, централизации помощи и устранения региональных различий».
Стимулы в точках продаж
Как сообщает El Independiente, новая схема позволит подавать заявки на получение субсидий в местах продаж. К этому призывают многие производители, дилеры и потребители. Это позволит предоставлять скидки на субсидии в дилерских центрах, что позволит потребителям сэкономить на первоначальных платежах. В рамках системы стимулирования MOVES клиенты должны были оплатить автомобиль и ретроспективно вернуть причитающиеся денежные средства.
В отличие от периодически обновляемой программы MOVES, план Auto 2030, по-видимому, направлен на создание прочной и последовательной системы стимулирования. В основе этого лежит стремление Испании к постепенному прекращению продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) к 2035 году.
В сочетании с этим, план «Авто 2030» направлен на развитие отечественной автомобильной промышленности и связанных с этим инноваций. В частности, план предусматривает расширение инфраструктуры подзарядки электромобилей в стране, на что будет выделено 300 миллионов евро.
Несмотря на относительно сильный рынок новых автомобилей в Испании, отраслевые организации постоянно призывают усилить систему стимулирования электромобилей. Похоже, что план Auto 2030 в какой-то мере помог устранить эти проблемы.
‘В дополнение к устранению бюрократических барьеров, новый план также направлен на устранение барьеров, связанных с инфраструктурой зарядки, что является неотложным требованием для устойчивого роста спроса», — утверждает Azofra.
Однако новый план исключает лизинговые компании, которые были основными движущими силами электрификации на рынке. Этот сектор изучает альтернативы для дальнейшего расширения своего автопарка на устойчивой и конкурентоспособной основе, возможно, за счет налоговых льгот или прямых скидок.
‘В целом, рынок демонстрирует жизнеспособность, поддерживаемый государственными инициативами, которые в настоящее время направлены на закрепление этой позитивной тенденции как со стороны спроса, так и внутри отрасли, чтобы Испания не упустила возможности в этой области», — заключил Азофра.
Электромобили выйдут на рынок новых автомобилей Испании в ноябре
По подсчетам Autovista24, в ноябре в Испании было зарегистрировано 9 318 автомобилей BEV, что на 60,9% больше, чем в том же месяце 2024 года. Это обеспечило долю рынка в 9,9%, увеличившись на 3 процентных пункта в годовом исчислении.
Предпоследний месяц года также был успешным для PHEVs. Согласно анализу Autovista24, продажи этого силового агрегата составили 12 001 штуку, что является третьим по величине месячным показателем в 2025 году. Это на 146,3% больше, чем годом ранее. В результате на долю новых легковых автомобилей PHEV пришлось 12,8% от общего объема рынка новых автомобилей за месяц.
В ноябре было зарегистрировано 21 319 новых автомобилей с пробегом. Согласно расчетам Autovista24, это означало увеличение объема продаж на 99,9% в годовом исчислении. Это также обеспечило увеличение доли рынка подключаемых устройств на 22,7%, что на 9,9 п.п. больше, чем в прошлом году.
Что касается текущего года, то, несмотря на сравнительный рост на 0,3 п.п. по сравнению с октябрем, он снизился на 1,7 п.п. по сравнению с августовским показателем в 24,4%.
По подсчетам Autovista24, за первые 11 месяцев 2025 года на долю электромобилей пришлось 19,3% испанского рынка новых автомобилей. Это также ознаменовало рост на 100,1% в годовом исчислении, когда было поставлено 201 747 единиц.
Главный вопрос заключается в том, смогут ли новые стимулы для электромобилей сохраниться и даже усилиться в 2026 году.
Доля гибридов на рынке высока
Второй месяц подряд число зарегистрированных гибридов, включая как полностью, так и частично гибридные технологии, в Испании увеличилось и превысило 40 000 единиц. Следуя более широкой европейской тенденции, в этом году этот силовой агрегат занял доминирующую долю рынка в стране.
После достижения годового минимума в 39,1% в июне доля гибридных автомобилей на рынке достигла 43,6% в ноябре, увеличившись на 1,5 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За месяц было продано 41 038 единиц.
С января по ноябрь гибриды занимали 41,8% от общего объема рынка новых автомобилей в Испании, увеличившись на 3,7% в годовом исчислении. В общей сложности, по подсчетам Autovista24, за 11 месяцев текущего года было зарегистрировано 437 547 гибридов. Это был самый высокий показатель среди всех силовых агрегатов.
В результате, доля гибридных автомобилей в общем количестве электрифицированных автомобилей в Испании значительно возросла. Если добавить гибриды к общему количеству электромобилей, то за первые 11 месяцев 2025 года доля электрифицированных автомобилей составит 61,1%. Это новый рекордный показатель для 2025 года, а также заметное увеличение на 12 л.с. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года для комбинации силовых агрегатов.
ЛЕД продержится зиму?
По мере приближения конца года количество регистраций на льду продолжает снижаться. В ноябре в Испании продолжился спад цен как на новые бензиновые, так и на дизельные автомобили. Что касается бензина, то падение объема продаж на 23,9% в годовом исчислении стало самым большим месячным снижением в 2025 году.
По данным Autovista24, в этом году было зарегистрировано 21 150 единиц, что стало третьим по величине показателем для бензиновых двигателей. Несмотря на это, доля бензиновых двигателей на рынке по-прежнему составляет 22,5%, что является вторым показателем после гибридов. Однако за последние 12 месяцев этот показатель снизился на 10,8 п.п.
Снижение продаж бензина было очевидным на протяжении всего года. За 11 месяцев объемы продаж снизились на 14,6% при 294 417 регистрациях. Совокупная доля рынка в 28,2% сократилась на 9,6 п.п. Дизельное топливо также продемонстрировало двузначное снижение в ноябре. По подсчетам Autovista24, на испанских дорогах появилось всего 4 979 единиц, поскольку доля этого вида топлива на рынке по-прежнему составляет около 5%.
Если сложить данные по бензину и дизельному топливу, то в ноябре на ICE приходилось 27,8% месячного рынка. Это равносильно падению на 13,2 п.п. За первые 11 месяцев 2025 года это снижение было значительным, при этом единые системы регистрации ICE по-прежнему опережали электромобили.
Общее количество автомобилей, использующих бензин и дизельное топливо, за этот период достигло 352 199 единиц. Несмотря на снижение продаж на 18,8% в годовом исчислении, группа компаний занимала 33,7% рынка. Согласно анализу Autovista24, общая доля подключаемых устройств снизилась на 14,4 п.п.
Недавний пересмотр системы стимулирования электромобилей в Испании станет ключом к ослаблению устойчивого и значительного присутствия ICE power на рынке новых автомобилей в стране. Могут ли меры, принятые в рамках программы Auto 2030, нанести сокрушительный удар или, по крайней мере, увеличить продажи бензина в 2026 году?
