Содержание
Поскольку в первой половине 2025 года китайский рынок электромобилей (EV) продолжал расти, отечественные бренды прочно взяли его под свой контроль. Но какие автопроизводители лидируют, а какие набирают обороты? Специальный редактор Autovista24 Фил Карри (Phil Curry) анализирует последние данные из EV Volumes.
Китайский рынок электромобилей, объединяющий как электромобили на батарейках (BEV), так и подключаемые гибриды (PHEV), вырос на 40,5% в первой половине 2025 года, поскольку отечественные автопроизводители взяли под контроль растущий сектор электротранспорта в стране.
С учетом того, что все больше водителей выбирают электромобили, в период с января по июнь было поставлено 5 959 048 подключаемых модулей, в соответствии с объемами продаж электромобилей.
BEVs лидирует на рынке электромобилей, составляя 58,7% от общего объема. Это на 1,3 процентных пункта больше, чем за аналогичный период прошлого года. В то же время, оставшиеся 41,3% поставок были осуществлены через PHEVS.
Рост продаж электромобилей во втором квартале этого года был медленнее, чем в первые три месяца 2025 года, несмотря на более высокие объемы. В общей сложности было поставлено 3 330 228 единиц, что на 37,2% больше, чем в период с апреля по июнь 2024 года.
Продажи BEV составили 58,2% от общего объема продаж за второй квартал, увеличившись на 0,6 п.п. Оставшиеся 41,8% продаж пришлись на электромобили PHEV.
Доминирование на внутреннем рынке
По итогам первого полугодия на китайском рынке электромобилей доминировали отечественные бренды. По сравнению с первым кварталом текущего года в четверке лидеров практически ничего не изменилось. Тем не менее, цифры показывают, насколько сильны позиции китайских автопроизводителей на местном рынке.
BYD продолжает лидировать в секторе электромобилей Китая. Бренд завоевал рынок электромобилей, и в этом году как минимум шесть моделей вошли в каждый ежемесячный топ-10. BYD, похоже, не пострадала от этой внутренней конкуренции, хотя поставки электромобилей также увеличились.
В середине 2024 года эта марка лидировала на китайском рынке электромобилей. Тем не менее, с января по июнь этого года на дороги вышло 1 550 700 электромобилей, что увеличило объемы продаж на 19,9%. Имея более миллиона единиц, автопроизводитель доминирует на китайском рынке электромобилей.
Производительность электромобилей на базе BEV
В первой половине 2024 года Tesla заняла второе место на китайском рынке электромобилей. Год спустя на эту позицию претендовала Geely. В сочетании с Galaxy за первые шесть месяцев текущего года было продано 523 804 подключаемых модуля, что на 283,4% больше, чем в прошлом году. Это на 291,7% больше, чем во втором квартале этого года.
Успех Geely обусловлен ее успехами на рынке электромобилей. По итогам шести месяцев текущего года лидером продаж стала модель Geely Geome Xingyuan. Только это составило 39,2% от общего объема продаж Geely, превысив общий объем продаж бренда с 2024 года.
Кроме того, несмотря на снижение продаж в чарте PHEV, модель Galaxy Starship 7 помогла увеличить поставки.
Впервые с 2019 года китайские бренды заняли первые три позиции в стране по итогам первого полугодия. Компания Wuling, объединенная со своим брендом Baojung, по итогам первого квартала удержала третье место с показателем 358 407 единиц.
Продажи компании выросли на 68,2% в годовом исчислении, что позволило автопроизводителю увеличить долю в 6% от общего объема производства электромобилей, увеличившись на 1 п.п. Во втором квартале Wuling продемонстрировал рост на 84,3%.
Tesla испытывает трудности
По мере того как китайские бренды набирали обороты, Tesla проигрывала. В последние годы компания регулярно входила в тройку лидеров, но в первой половине 2025 года опустилась на четвертое место.
За этот период было осуществлено 263 935 поставок, что на 6,5% меньше. Этому не помогло падение объемов продаж на 13,7% во втором квартале. Даже выход Model Y в июне на первое место на рынке электромобилей не помог. В целом, бренд занимал 4,4% рынка, сократившись на 2,3 п.п.
Помимо американской марки, в топ-10 брендов электромобилей вошли отечественные автопроизводители.
Chery поднялась с седьмого места в конце первого квартала на пятое спустя шесть месяцев. Объем продаж составил 211 567 единиц, увеличившись на 152,2% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Бренд продолжает расширяться по всему миру, но, похоже, это не повлияло на его показатели в стране.
Еще одним китайским автопроизводителем, осваивающим новые рынки, является Leapmotor. Однако ему удалось добиться хороших результатов на внутреннем рынке.
По итогам первого полугодия бренд поднялся с восьмого на шестое место. Росту продаж на 138,8%, до 207 031 единицы, способствовал значительный рост объемов продаж во втором квартале. Доля Leapmotor на рынке выросла на 1,5 п.п., до 3,5% за первые шесть месяцев 2025 года.
Высокие показатели не были вознаграждены
И Li Auto, и Xpeng снизили свои позиции по сравнению с первым кварталом этого года. Опустившись на две позиции до седьмого места, компания Li Auto завершила полугодие с 203 950 поставками, увеличившись на 7,7%. Это позволило ей увеличить долю рынка на 3,4%. Однако из-за растущей конкуренции этот показатель снизился на 1,1 п.п. в годовом исчислении.
В первом полугодии Xpeng продемонстрировал высокие показатели. Поставки выросли на 262%, и на китайские дороги поступило 182 053 единицы. Это позволило ему занять 3,1% от общего объема продаж электромобилей, по сравнению с 1,2%. Однако, несмотря на успешный второй квартал, когда объем продаж увеличился на 214%, другие бренды показали более высокие результаты.
Aito вошла в десятку крупнейших брендов на девятом месте с 158 187 поставками. Это на 12,8% меньше по сравнению с первой половиной прошлого года, в то время как доля Xiaomi на рынке сократилась на 1,6 п.п.
Это означает, что Xiaomi опустилась на 10-е место с 157 926 поставками в первой половине 2025 года. Это на 426,4% больше, чем в прошлом году, что является самым значительным ростом в топ-10. При этом доля компании на рынке выросла на 2 п.п. до 2,7%. Тем не менее, с ростом конкуренции на рынке объемы продаж других брендов за шесть месяцев еще больше увеличились.