Содержание
В сентябре в Великобритании было зарегистрировано больше всего электромобилей, в том числе полностью гибридных (HEV), подключаемых к сети (PHEV) и электромобилей на батарейках (BEV). Но будет ли эта тенденция продолжительной? Специальный редактор Autovista24 Фил Карри проанализировал полученные данные.
В сентябре рынок новых автомобилей в Великобритании восстановился, вдохновленный традиционным выпуском ‘новых номеров’. В общей сложности был зарегистрирован 312 891 легковой автомобиль, что на 13,7% больше, чем в прошлом году.
SMMT, который предоставляет данные о регистрации в Великобритании, подчеркнул, что это лучший результат за сентябрь с 2020 года.
В сентябре электромобили также обогнали модели с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) по доле рынка. Это произошло, несмотря на редкий рост числа регистраций автомобилей, работающих на бензине, хотя и недостаточный, чтобы предотвратить смену руководства.
Март и сентябрь традиционно являются месяцами наибольшего роста числа регистраций в Великобритании. В сентябре была выпущена табличка «75», что помогло увеличить поставки. Это помогло увеличить показатели по стране за год. За первые девять месяцев 2025 года на дороги Великобритании вышло в общей сложности 1 578 172 легковых автомобиля, что на 4,2% больше, чем за аналогичный период 2024 года.
Рост наблюдался во всех секторах рынка, при этом наибольший прирост был зафиксирован в автопарках. Объемы продаж выросли на 16,9%, было поставлено 174 336 единиц. Спрос частных потребителей также увеличился на 8,9%, до 131 003 единиц. Число зарегистрированных предприятий увеличилось на 28,6%, достигнув 7 552 единиц.
Лучший за всю историю продаж для BEVs
Сентябрь стал лучшим месяцем в истории продаж для BEVs. В общей сложности 72 779 полностью электрических моделей вышли на дороги Великобритании, что на 29,1% больше, чем в прошлом году. В результате доля технологии выхлопных труб с нулевым уровнем выбросов составила 23,3% от общего объема поставок, увеличившись на 2,8 процентных пункта.
Хотя эта доля рынка была четвертой по величине в этом году, она пришлась на один из месяцев с наибольшим объемом продаж в стране. Этот показатель также превзошел показатели за март, что свидетельствует о росте технологии в течение всего года. Тем не менее, эта доля по-прежнему ниже 28%, которые требуются автопроизводителям в соответствии с требованиями по обеспечению нулевого уровня выбросов в 2025 году.
За первые три квартала текущего года количество регистраций BEV выросло на 29,5%, до 349 414 поставок. Это составило 22,1% рынка, что на 4,3 п.п. больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Стимулы, связанные с электромобилями, имеют значение
Сентябрь стал первым полным месяцем, когда были представлены модели, доступные в рамках британского гранта на электромобили. Это означало, что на новые модели BEV можно было претендовать на сумму до 3 750 фунтов стерлингов (4 318 евро) в соответствии с критериями устойчивости.
Программа была введена в июле 2025 года, а первые подходящие модели были подтверждены 5 августа. По состоянию на 6 октября, в программе участвуют 28 моделей.
Однако только две из них, Ford Puma Gen-E и Ford E-Tourneo Courier, доступны с полной скидкой. Другие модели, в том числе от Stellantis, Renault Group, Nissan и Volkswagen Group, доступны со скидкой менее 1500 фунтов стерлингов.
В SMMT подчеркнули, что соответствующие требованиям модели составляют около 25% от всех доступных моделей BEV в Великобритании. В совокупности количество регистраций этих автомобилей в сентябре увеличилось на 36% по сравнению с 26,9% для автомобилей, не прошедших квалификацию.
Ford Puma также стал лидером рынка в сентябре, с начала года было продано 41 531 единица. Однако это относится и к бензиновому варианту модели.
‘Электромобили стимулируют рост рынка после вялого лета, и благодаря рекордному количеству автомобилей с нулевым уровнем выбросов, масштабные инвестиции в отрасль окупаются, несмотря на то, что спрос по-прежнему остается на низком уровне», — прокомментировал Майк Хоуз, исполнительный директор SMMT.
‘Грант на электромобили поможет устранить один из барьеров, мешающих большему количеству водителей перейти на новый вид транспорта, а устранение оставшихся препятствий путем привлечения инвестиций в инфраструктуру и снижения затрат на электроэнергию будет иметь решающее значение для успеха отрасли и достижения наших общих экологических целей», — добавил он.
Сильный месяц для PHEVs
В то время как у BEVs был рекордный месяц по объему продаж, у PHEVs также был сильный месяц. В общей сложности в сентябре было зарегистрировано 38 308 единиц, что на 56,4% больше, чем в том же месяце прошлого года. Это был самый высокий показатель для PHEV в 2025 году.
В результате доля этого силового агрегата на рынке составила 12,2% по сравнению с 8,9%, зафиксированными годом ранее. Однако этого было недостаточно, чтобы повторить его августовское достижение — стать более популярным, чем автомобили HEV.
За первые девять месяцев текущего года в PHEVs было зарегистрировано 172 639 регистраций, что на 38,2% больше. Это означает, что технология продолжает опережать BEVs по темпам роста. На долю подключаемых устройств пришлось 10,9% рынка, что на 2,6 п.п. больше, чем в прошлом году.
В результате в сентябре рынок электромобилей (EV), состоящий из BEV и PHEV, вырос на 37,4%. Это означало, что на дорогах Великобритании появилось на 30 214 электромобилей больше. В сентябре на долю этой технологии пришлось 35,5% от общего количества зарегистрированных автомобилей, что на 6,1 п.п. больше.
В период с января по сентябрь поставки электромобилей выросли на 32,2%, было зарегистрировано на 127 197 единиц больше, что составило 522 053 автомобиля. Это означает, что технология занимала почти треть рынка с долей в 33,1%, увеличившись на 7 п.п. в годовом исчислении.
В сентябре также наблюдался значительный рост в сегменте HEV, хотя показатели не улучшились так сильно, как у BEV и PHEVs. Тем не менее, за месяц было поставлено 47 885 единиц, что на 23,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это обеспечило компании долю рынка в 15,3%, увеличившись на 1,2 п.п.
За первые девять месяцев 2025 года HEV зарегистрировали 222 669 регистраций, что на 8,6% больше. Их доля на рынке увеличилась на 0,6 п.п., до 14,1% в 2025 году.
Доминирование электромобилей
Включение электромобилей HEV в показатели EV свидетельствует об изменении доминирующего положения на рынке. Впервые электромобили возглавили ежемесячные показатели. Количество проданных автомобилей увеличилось на 32,9%, и 158 972 автомобиля в основном оснащались электрическими силовыми установками.
SMMT сообщает, что рынок гибридных автомобилей отличается от других крупных европейских рынков. Вместо объединения электромобилей и легких гибридов (MHEV) в одну категорию, они разделяются. Затем MHEV объединяются с соответствующими категориями бензиновых и дизельных двигателей.
Это означает, что в Великобритании количество зарегистрированных электромобилей превысило количество их аналогов ICE. Однако сентябрьские результаты показывают, что впервые большинство вновь зарегистрированных легковых автомобилей могут преодолевать даже небольшие расстояния только на электричестве.
Учитывая сокращение числа регистраций ICE и рост поставок BEV и PHEV, электромобили, вероятно, сохранят лидирующие позиции на рынке.
Однако, по сравнению с предыдущим годом, электрифицированные модели по-прежнему занимают второе место. За первые девять месяцев текущего года на долю этой группы пришлось 744 722 поставки, что на 24,1% больше. Это на 144 820 единиц больше. Их доля на рынке выросла на 7,6 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 47,2%.
В сентябре было зарегистрировано всего 5053 единицы электрифицированных автомобилей и автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, в пользу моделей на электрической тяге. Таким образом, до конца текущего года может потребоваться некоторое время, чтобы ликвидировать ICE, поскольку впереди еще 88 728 энергоблоков, работающих на ископаемом топливе.
Не все так плохо для ICE
Несмотря на то, что ICE впервые утратили свое доминирующее положение в месячном исчислении, это не так уж и плохо для рынка.
Количество зарегистрированных бензиновых автомобилей выросло на 2,4% за месяц и составило 141 310 единиц. Впервые с марта 2024 года цены на этот вид топлива ежемесячно повышались. Доля бензиновых моделей на рынке составила 45,2%, сохранив за собой статус самого популярного монопривода.
Тем не менее, на фоне улучшения ситуации в других странах на диверсифицирующемся рынке, этот показатель снизился на 4,9 п.п. по сравнению с сентябрем 2024 года.
В первые девять месяцев этого года бензин подорожал с трудом. Сентябрьские показатели могут дать передышку, но производство силовых агрегатов по-прежнему снизилось на 8,2% за год, и было поставлено 749 794 единицы. В результате доля этой технологии на рынке составила 47,5%, она по-прежнему лидирует в сегменте отдельных силовых агрегатов, но снизилась на 6,4 п.п.
Дизель был единственным силовым агрегатом, который в сентябре продемонстрировал снижение. В общей сложности было зарегистрировано 12 609 единиц, что на 28,2% меньше, чем в прошлом году. Доля рынка также снизилась на 2,4 п.п., до 4%.
В период с января по сентябрь поставки дизельного топлива сократились на 14,3% с 83 656 регистраций. Доля компании на рынке составила 5,3%, снизившись на 1,1 п.п.
Количество зарегистрированных ДВС за месяц сократилось на 1,1% из-за низкой производительности дизельного топлива. В результате клиентам было поставлено на 1 661 единицу меньше, а всего — 153 919 единиц. Технология потеряла свои лидирующие позиции на рынке с общей долей в 49,2%, снизившись на 7,3 п.п.
Тем не менее, ICE по-прежнему контролировала рынок с начала года, хотя количество регистраций сократилось на 8,8%, до 833 450 поставок. Это на 80 724 единицы больше, чем за первые девять месяцев 2024 года. Доля рынка группы в 52,8% по-прежнему оставалась доминирующей, но снизилась на 7,6 п.п.