...
Главная НовостиЕСЕжемесячный обзор рынка: Продолжит ли снижение остаточной стоимости в Европе в 2025 году?

Ежемесячный обзор рынка: Продолжит ли снижение остаточной стоимости в Европе в 2025 году?

от admin

В июне на основных европейских рынках подержанных автомобилей произошло очередное снижение остаточной стоимости (RV). Но сохранится ли эта тенденция во второй половине года? Журналист Autovista24 Том Хукер исследует эту тему вместе с экспертами Autovista Group.

Средняя стоимость подержанных автомобилей после 36 месяцев эксплуатации и 60 000 км пробега, выраженная в процентах от первоначальной цены по прейскуранту (%RV), в июне снова снизилась на основных европейских рынках. В Швейцарии, Италии, Испании, Франции, Австрии, Германии и Великобритании цены упали в годовом исчислении, продолжая тенденцию к снижению.

Цены на подержанные автомобили в Австрии снизились на 2,5 п.п. до 48,8%, в то время как в Германии показатель RV составил 48,2% после падения на 1,7 п.п. Наиболее устойчивым рынком оказалась Великобритания, доля которой снизилась на 1 п.п. до 50,5%.

Наибольшее падение по сравнению с июнем 2024 года произошло в Швейцарии, где процентная доля заемщиков снизилась на 4,7 процентных пункта (п.п.) до 42,8%. Италия также пережила резкое снижение, снизившись на 4,4 п.п. и составив к концу месяца 47,9%. Доля частных лиц в Испании осталась на уровне 55,5% после снижения на 3,7 п.п., в то время как во Франции она снизилась на 3,5 п.п. до 52,5%.

Негативный прогноз для рынка подержанных автомобилей в Европе?

К сожалению, в этом году эта тенденция, как ожидается, не замедлится. Прогнозируется, что в течение следующих трех лет на всех семи наблюдаемых европейских рынках подержанных автомобилей доля автомобилей на колесах будет продолжать снижаться. Однако в разных странах это снижение разное.

По прогнозам, в 2025 году в Италии произойдет самое сильное падение цен из семи рынков. Ожидается, что к концу года цены упадут на 8,2%. В 2026 и 2027 годах также прогнозируется значительное снижение, при этом процентные ставки по доходам от продажи жилья сократятся на 5,6% и 5% соответственно.

В Швейцарии также прогнозируется значительное снижение в 2025 году, прогнозируемое падение составит 4,2%. Ожидается, что в течение следующих двух лет этот показатель снизится на 1,5% и 0,4% в 2025 и 2026 годах соответственно.

С другой стороны, прогнозируется, что доля частных домов на колесах в Австрии останется относительно устойчивой. В 2025 году прогнозируется снижение на 0,2%, затем на 0,7% в 2026 году и на 0,6% в 2027 году. Ожидается, что в Испании сохранятся стабильные показатели, и в этом году прогнозируется снижение на 1,4%. Это снижение незначительно изменится до 1,3% в 2026 году, а затем до 1,2% в 2027 году.

Рост цен в европейских странах

Итак, что же влияет на эти негативные прогнозы? Одним из факторов, который может повлиять на показатели, являются цены на новые автомобили. Если этот показатель повысится без увеличения цен на подержанные автомобили, RV могут столкнуться с понижательным давлением. В июне на шести из семи рынков наблюдался рост цен по сравнению с прошлым годом.

Наиболее значительный рост был зафиксирован в Австрии, где этот показатель вырос на 8,4% в годовом исчислении. Цены в Германии и Испании выросли на 6,9% и 6,8% соответственно. Франция также продемонстрировала значительный рост на 5,5%. Цены в Великобритании выросли на 4,9%, а в Швейцарии — на 4,8%.

Италия была единственной страной, где цены по прейскуранту оставались стабильными по сравнению с прошлым годом, при этом этот показатель снизился незначительно, на 0,6%.

Сокращение предложения в Европе

Уровень предложения, измеряемый с помощью индекса объема активного рынка (AMVI), также оказывает давление на RV. За исключением Италии, где показатель AMVI вырос на 16,1% в годовом исчислении, во всех других странах, где проводилось исследование, наблюдался спад.

Наибольшее снижение было зафиксировано в Испании, где количество объявлений о продаже подержанных автомобилей сократилось на 45,4% по сравнению с июнем 2024 года. В Швейцарии также наблюдалось заметное снижение показателя AMVI на 10,5%.

Во Франции предложение сократилось на 8,4% в годовом исчислении, за ней следует Великобритания, где падение составило 7%. Затем следует Австрия со снижением на 4,8%, поскольку предложение подержанных автомобилей в Германии сократилось на 2%.

Спрос в Австрии растет

‘Индекс объема продаж (SVI) в Австрии вырос в июне после двузначного падения в мае. Количество зарегистрированных продаж увеличилось на 11,9% по сравнению с предыдущим месяцем и на 7,1% по сравнению с июнем 2024 года», — отметил Роберт Мадас, региональный руководитель отдела оценки Autovista Group.

Объем продаж легковых автомобилей возрастом от двух до четырех лет в июне остался стабильным по сравнению с маем. С другой стороны, объем поставок легковых автомобилей этой возрастной категории снизился на 4,8% по сравнению с предыдущим годом.

Среднее время, необходимое для продажи подержанного автомобиля, незначительно увеличилось и составило 68,3 дня. Дизельные автомобили по-прежнему пользуются наибольшей популярностью: в среднем на их продажу уходит 59 дней. За ними последовали полноприводные гибриды (HEV) — 64,7 дня, гибриды с подключаемым модулем (PHEV) — 64,9 дня и бензиновые автомобили — 75,7 дня. Продажи электромобилей на аккумуляторных батареях (BEV) заняли больше всего времени — 84,7 дня.

В прошлом месяце общий процент продаж электромобилей на аккумуляторах вырос в среднем до 48,8%. Это на 1,5 п.п. больше, чем в мае, но на 2,5 п.п. меньше, чем в июне 2024 года.

В июне наибольший объем продаж пришелся на автомобили HEV (53,1%), за которыми следуют бензиновые автомобили (51,2%). Затем последовали дизельные модели с долей 49,3% и модели PHEV с долей 46,1%. Доля BEV снова была самой низкой — 39,8%.

‘Ожидается, что в ближайшие годы доля частных домов на колесах будет снижаться, но более медленными темпами. Это связано с ослаблением спроса и неизменным предложением. К концу 2025 года доля частных домов на колесах, по прогнозам, сократится на 0,2%. В 2026 году также прогнозируется несколько большее падение на 0,7% в годовом исчислении», — отметил он.

Во Франции сильно пострадали электромобили

В первой половине 2025 года BEV и PHEV были технологиями, которые оказали наибольшее влияние на рынок подержанных автомобилей во Франции.

В июне объем продаж подержанных автомобилей немного увеличился. Однако этот показатель все еще был ниже уровня, существовавшего до COVID-19. С начала года цены на рекламу снизились. Но их еще нужно снизить, чтобы снизить среднюю продолжительность продаж.

В прошлом месяце доля бензиновых автомобилей в общем объеме продаж RV оставалась стабильной, в то время как самые быстрые продажи пришлись на недорогие и малолитражные автомобили. Спрос на автомобили с дизельным двигателем снова остался на прежнем уровне. Этому способствовало снижение объемов продаж на рынке новых автомобилей, а также переход автопарков на другие силовые агрегаты, такие как HEV и BEVs.

‘Многие покупатели новых автомобилей во Франции перешли с PHEVs на HEVS, поскольку последняя технология дешевле. В свою очередь, это увеличивает объемы продаж на рынке подержанных автомобилей», — пояснил Людовик Персье, старший аналитик Autovista Group во Франции.

В июне продажи электромобилей HEV снизились на 10 %, поскольку на рынок подержанных автомобилей выходят более дорогие автомобили. Эти модели не имеют такой высокой стоимости, как первые гибридные автомобили. Тем не менее, электромобили HEV стали самыми продаваемыми в этом месяце.

Значения PHEV в июне оставались стабильными после длительного периода незначительного снижения. Предложение подержанных автомобилей по технологии превышает спрос. Это привело к снижению производительности силовых агрегатов в течение последних нескольких месяцев.

‘Новые модели PHEV теперь выпускаются только с электроприводом и в большем количестве моделей премиум-класса. Это помогает стабилизировать спрос на внедорожники. Цены на рынке новых автомобилей остаются высокими, что объясняет значительное снижение стоимости силовых агрегатов в последние месяцы», — сказал он.

BEVs борются с тенденцией к снижению стоимости жилья на колесах

В июне цены на электромобили выросли. Однако это произошло из-за того, что большая часть проданных электромобилей относится к премиум-сегменту. Эти автомобили могут сравнительно хорошо сохранять свою стоимость. Однако в июне продажи моделей BEV заняли больше всего времени — в среднем на это ушло 84,1 дня, что на 4,3 дня больше, чем в мае.

Вот уже два года наблюдается тенденция к снижению продаж автомобилей на колесах. Напротив, покупатели новых автомобилей готовы платить за BEV, даже если автомобиль дороже, чем модели с двигателем внутреннего сгорания (ICE). Это связано с налоговыми целями, которые выгодны компаниям и сотрудникам, имеющим служебные автомобили», — подчеркнул Персье.

Однако покупатели подержанных автомобилей не пользуются подобными преимуществами. Поэтому они не готовы платить столь высокую премию по сравнению с автомобилями ICE.

Более высокий запас хода помог сохранить RV, но рост цен оказал огромное влияние на стоимость. Социальный лизинг, корпоративное регулирование средней экономии топлива (CAFÉ) и покупатели автопарка привели к снижению стоимости этого силового агрегата. Однако ситуация улучшилась по сравнению с периодом, когда Tesla и BYD предоставляли большие скидки на свои автомобили.

Растущий спрос в Германии

После значительного снижения в мае индекс потребительских цен в Германии продемонстрировал значительный рост в июне. По сравнению с предыдущим месяцем этот показатель вырос на 11,8% и на 3,2% в годовом исчислении.

‘Между тем, показатель AMVI на легковые автомобили возрастом от двух до четырех лет немного улучшился по сравнению с маем, увеличившись на 4,9%. Объем поставок легковых автомобилей в этой возрастной категории снизился на 2% по сравнению с предыдущим годом», — отметил Мадас.

В июне среднее количество дней, необходимых для продажи подержанного автомобиля, увеличилось на два дня и составило 60 дней. Быстрее всего продавались дизельные модели — 56,2 дня, за ними следуют модели PHEV — 57,9 дня. Затем последовали HEV с 60,2 днями продаж, за ними следовали бензиновые автомобили с 61,6 днями продаж, в то время как BEVS продавались 64,7 дня.

Показатель пробега автомобилей 36-месячной давности с пробегом 60 000 км в июне вновь увеличился. Средний показатель пробега моделей составил 48,2%. Это на 0,4 процентных пункта больше по сравнению с маем, но на 1,7 процентных пункта меньше в годовом исчислении.

Бензиновые автомобили лидировали на рынке с показателем RV в 49,9%. Затем шли дизельные автомобили (49,1%) и HEV (49%), за которыми следовали PHEV (42,9%). Акции BEV снова сохранили самый низкий уровень стоимости на уровне 37,1%.

«Несмотря на то, что в последнее время спрос на RV стабилизировался, спрос остается довольно слабым. Поэтому можно ожидать, что спрос на RV останется под давлением. В 2025 году, по прогнозам, доля RV сократится на 2,7% по сравнению с декабрем 2024 года. Давление, вероятно, ослабнет в 2026 году, когда прогнозируется снижение RV на 1,4%», — заявил он.

Снижение продаж внедорожников в Италии

Как и ожидалось, снижение продаж трехлетних автомобилей продолжилось, снизившись на 4,4 п.п. в июне по сравнению с прошлым годом. Продажи внедорожников также снизились на 0,2 п.п. по сравнению с маем, хотя в основном это было связано с сезонными факторами.

Среднее количество дней, необходимое для продажи подержанного автомобиля, немного увеличилось. Модели покинули рынок в среднем на 1,3 дня быстрее, чем в июне 2024 года.

В сегменте BEV наблюдалось значительно более резкое снижение стоимости жилья на колесах, чем в среднем по стране, — на 4,8 п.п. в годовом исчислении. Эта тенденция сохранялась в течение последних нескольких месяцев. Показатели PHEVs также снизились на 6,7 п.п., однако для обеих технологий наметилось небольшое замедление.

«В прошлом месяце разрыв в годовом исчислении был еще больше, поэтому мы ожидаем, что к декабрю снижение стабилизируется. Прогнозируется, что цены на автомобили BEV снизятся на 9,9%, в то время как цены на автомобили PHEV снизятся на 9,1%», — сказал Марко Паскетти, глава отдела оценки Autovista Group в Италии.

Бензиновые и дизельные автомобили по-прежнему составляют основу рынка подержанных автомобилей в стране.

В частности, дизельное топливо по-прежнему занимает самую большую долю рынка и сохраняет остаточную стоимость лучше, чем любой другой вид топлива. И это несмотря на ограничения, действующие во многих крупных городах Италии. В июне средняя рентабельность по этому виду топлива составила 52,4%, что значительно выше среднерыночного показателя в 47,9%», — отметил Паскетти.

Несмотря на снижение продаж внедорожников по всем типам транспортных средств, стоит отметить, что автомобили, работающие на сжиженном газе, продавались быстрее всего — в среднем за 40 дней. Более того, лучшие модели с силовым агрегатом были распроданы менее чем за месяц.

Стабильное предложение в Швейцарии

После снижения в мае, показатель SVI в Швейцарии в прошлом месяце незначительно вырос. Количество зарегистрированных продаж увеличилось на 4% по сравнению с маем. В годовом исчислении показатель SVI снизился на 0,9%.

Между тем, показатель AMVI на легковые автомобили возрастом от двух до четырех лет в июне оставался практически стабильным по сравнению с предыдущим месяцем. Однако объем поставок легковых автомобилей этой возрастной категории снизился на 10,5% по сравнению с предыдущим годом.

Стоимость автомобилей 36-месячной давности с пробегом 60 000 км в июне снова снизилась, так как доля автомобилей с пробегом RV снизилась с 43,3% в мае до 42,8%. В годовом исчислении падение было более значительным и составило 4,7 п.п. по сравнению со значениями, зафиксированными 12 месяцев назад.

‘В июне наибольшая доля продаж пришлась на автомобили HEV — 48%. Далее следуют бензиновые автомобили (44,2%), дизельные модели (41,8%) и PHEVs (40,3%). Электромобили BEV снова оказались наихудшими по производительности силовыми агрегатами. Через три года и 60 000 км пробега стоимость полностью электрических автомобилей составила всего 36,7% от их первоначальной цены по прейскуранту», — отметил Мадас.

В июне продажи легковых автомобилей двух-четырехлетней давности были ниже, чем в мае. В среднем эти автомобили находились на складе 78 дней.

‘Быстрее всего продавались автомобили HEV — за 61,2 дня, за ними следовали бензиновые автомобили — за 74,5 дня, дизельные автомобили — за 77,7 дня и BEV — за 89,5 дня. Между тем, PHEVS требовалось больше всего времени для продажи, в среднем 90 дней», — заявил он.

Тенденция относительно стабильного предложения и низкого спроса сохранится, поскольку в 2025 году будут наблюдаться различные неопределенности. Таким образом, ожидается, что в ближайшие годы доля частных домов на колесах будет снижаться, но более медленными темпами. Ожидается, что к концу 2025 года доля частных домов на колесах снизится на 4,2% по сравнению с декабрем 2024 года. В 2026 году ожидается снижение на 1,5% в годовом исчислении.

В Великобритании наблюдается спад в сфере недвижимости на колесах

«Рынок подержанных автомобилей в Великобритании оставался относительно стабильным в период с мая по июнь, при этом продажи RVS незначительно снизились», — прокомментировал Джейсон Уиттингтон, региональный руководитель отдела оценки Autovista Group в Великобритании.

В среднем за три года эксплуатации автомобиля сохранилось 50,5% от его первоначальной стоимости — новой цены. Этот результат свидетельствует о незначительном снижении всего на 0,3 п.п. по сравнению с предыдущим месяцем. Показатель оказался на 1 процентный пункт ниже, чем за аналогичный период прошлого года, что указывает на незначительное снижение цен в годовом исчислении.

Розничная активность продемонстрировала признаки улучшения, так как индекс потребительских цен вырос на 2,7% по сравнению с маем. Несмотря на то, что этот рост обнадеживает, он сдерживается тем, что продажи остаются на 18,3% ниже, чем в июне прошлого года.

В отличие от этого, в AMVI наблюдалось небольшое снижение на 2,3% по сравнению с предыдущим месяцем. Дилеры, возможно, не решаются увеличивать запасы, возможно, из-за неуверенности или ограниченного количества желаемых автомобилей. По сравнению с июнем 2024 года уровень запасов на складах дилеров снизился на 7%, что подтверждает предположение об ограниченном предложении.

Среднее время, затрачиваемое дилером на продажу подержанного автомобиля в Великобритании, также немного увеличилось, сократившись на 0,6 дня и составив в среднем 36,9 дня.

Влияние сезонности

В разбивке по видам топлива доля бензиновых автомобилей снизилась на 0,8 п.п., в результате чего их средний показатель составил 51,9%. У дизельных автомобилей показатели немного улучшились, снизившись на 0,3 п.п. до 52,7%. Продажи гибридных автомобилей незначительно снизились — на 0,2 п.п. до 54,3%, в то время как показатель PHEV снизился на 0,1 п.п. до 49,1%.

Продажи электромобилей также снизились на 0,3 п.п., и их средний показатель RV теперь составляет 37,2%. Примечательно, что цены на подержанные автомобили в Великобритании снизились всего на 0,1 п.п. по сравнению с прошлым годом, что говорит о том, что их стоимость начала стабилизироваться. Однако они по-прежнему чувствительны к колебаниям предложения.

С приближением летних месяцев на британском рынке подержанных автомобилей обычно наблюдается сезонный спад. Июнь отразил эту тенденцию, когда активность на оптовом рынке начала снижаться, а цены на сырье — снижаться.

‘Свидетельствует ли это об осторожном подходе дилеров или о первых признаках ослабления розничного спроса, еще предстоит выяснить, но важно будет следить за развитием этой динамики в ближайшие недели», — заключил Уиттингтон.

Вам также может понравиться