Были высказаны опасения по поводу избыточных производственных мощностей и брендов, маркирующих новые автомобили как используемые для облегчения экспорта и искусственного поддержания объема производства.
Китай ввел более строгие правила экспорта подержанных автомобилей, нацелившись на растущую торговлю автомобилями с пробегом “нулевого километра”, которые продаются за рубежом в качестве подержанных автомобилей.
Министерство торговли (MOFCOM) теперь будет требовать обязательных проверок третьей стороной и проверки истории обслуживания всех экспортируемых подержанных автомобилей.
Это следует за ростом экспорта подержанных автомобилей на 58,5% в течение 2024 года до 436 000 единиц на сумму 6,88 миллиарда долларов.
Правила направлены на стандартизацию международных продаж и решение проблем с избыточными мощностями на внутреннем рынке, связанных с тем, что автопроизводители регистрируют непроданные новые автомобили как “бывшие в употреблении” для очистки запасов.
Согласно обновленной системе, которая вступает в силу немедленно, экспортеры должны соблюдать два ключевых национальных стандарта: WM/T 8-2022 для подержанных легковых автомобилей и WM/T 9-2022 для коммерческих автомобилей и прицепов.
Каждое транспортное средство теперь требует сертификации в аккредитованных инспекционных органах, а отчеты представляются в таможню.
Министерство торговли также обязало соблюдать правила импорта в страны назначения, включая декларации о соответствии выбросов.
Чтобы улучшить отслеживаемость, регулирующие органы продвигают китайскую систему электронных медицинских карт для технического обслуживания автомобилей — цифровую платформу, на которой регистрируются истории ремонтов и данные о пробеге.
Эта политика напрямую касается противоречивой практики автопроизводителей, регистрирующих непроданные новые автомобили как “бывшие в употреблении”, чтобы обойти отчетность об инвентаризации.
Эти “подержанные автомобили с нулевым километражем” часто продаются на экспортных рынках по сниженным ценам, искусственно снижая местные цены, и, по-видимому, являются решением ряда проблем в отрасли.
Одна из таких проблем связана с избыточными мощностями и недостаточной загрузкой заводов: по состоянию на апрель 2025 года парк легковых автомобилей в Китае составлял 3,5 миллиона единиц, а некоторые производители работали менее чем на 50 процентах производственных мощностей.
И хотя многие крупные автопроизводители активизировали свою деятельность с точки зрения экспорта новых автомобилей, благодаря таким брендам, как BYD, Deepal, XPeng и Zeekr, которые в последнее время выходят на многие новые рынки, рост рынка подержанных автомобилей на 161 000 единиц выглядит ошеломляющим.
Во время встречи за закрытыми дверями в мае 2025 года представители MOFCOM предупредили автопроизводителей и платформы, такие как Guazi и Uxin, об искажении данных о продажах с помощью подобной практики.
Несмотря на то, что правила повышают экспортные барьеры, они согласуются с более широкой стратегией Китая, которая направлена на сокращение избыточных мощностей путем регулирования производства, повышение доверия к подержанным автомобилям с помощью прозрачной отчетности и поддержание торговых отношений путем обеспечения соответствия экспортируемой продукции стандартам рынков, на которых она продается.
Аналитики отмечают, что эта политика может принести пользу известным экспортерам с надежными системами соблюдения требований, в то время как мелкие торговцы могут столкнуться с возросшими административными расходами.
Этот шаг следует за пилотной экспортной программой Китая на 2019-2023 годы, которая первоначально позволяла только 30 квалифицированным компаниям отправлять подержанные автомобили за рубеж.
Крупные импортеры китайских подержанных автомобилей, включая Россию, Центральную Азию и Африку, скорее всего, столкнутся с сокращением объемов продаж автомобилей со сверхмалым пробегом, однако акцент на проверенные стандарты качества может укрепить репутацию Китая на развивающихся рынках.
Как заявил представитель MOFCOM Хэ Ядун: “Речь идет не об ограничении торговли, а об обеспечении ее устойчивого роста”.
Поскольку автопроизводители теперь обязаны декларировать фактический пробег и предоставлять полную историю технического обслуживания, эти правила могут стать поворотным моментом в усилиях Китая по профессионализации своего сектора перепродажи автомобилей при одновременном решении системных проблем перепроизводства.