...
Главная АвтоSuzukiОсаму Судзуки (1930 — 2024)

Осаму Судзуки (1930 — 2024)

от admin

Судзуки запомнится своей большой ставкой на Индию, своей одержимостью контролем затрат и тем, что он доказал, что при правильном подходе даже небольшие компании могут добиться огромного успеха.

Моей первой машиной был Maruti 800, как и у миллионов индийцев, которые открыли для себя радость вождения этого чудо-автомобиля. Это маленькое чудо не только произвело революцию в сфере личной мобильности, но и заложило основу автомобильной революции в Индии, поставив на колеса весь субконтинент. Maruti 800 является самым знаковым символом наследия Осаму Сузуки, который недавно скончался в возрасте 94 лет. Компания объявила, что Сузуки скончался 25 декабря после борьбы со злокачественной лимфомой.

Марути: Решающая авантюра Сузуки

Для нас, жителей Индии, Сузуки является синонимом истории Марути, которая хорошо задокументирована и о которой много написано. Это сага о перипетиях, случайностях и интригах, достойная сериала Netflix. В этой истории много главных героев: Санджай Ганди, погибший в авиакатастрофе; его мать-премьер-министр, которая хотела создать национальную автомобильную компанию в память о нем; и блестящие офицеры IAS, такие как В. Кришнамурти и Р.К. Бхаргава, которые воплотили ее мечту в реальность. Но главным героем этого блокбастера должен стать Осаму Судзуки, и самой решающей авантюрой в его долгой карьере стала ставка на Индию, когда ситуация на рынке была неопределенной. В 1982 году он подписал соглашение с правительством Индии о создании совместного предприятия Maruti Udyog Ltd. Этот шаг большинство мировых автопроизводителей сочли рискованным. Они избегали закрытой экономики Индии с ее зарождающейся автомобильной промышленностью. Но вера Suzuki в потенциал модели 800, компактного, доступного и экономичного автомобиля для индийского среднего класса, оказалась пророческой.

Maruti 800, выпущенный в 1983 году, стал символом стремления миллионов индийцев и краеугольным камнем быстро развивающейся автомобильной промышленности страны. Сегодня Maruti Suzuki доминирует на индийском рынке, ее доля составляет более 40 процентов, и она произвела более 25 миллионов автомобилей. Этот беспрецедентный успех укрепил репутацию Suzuki как дальновидного человека, который мог видеть возможности там, где другие видели только препятствия.

Osamu Suzuki (1930 - 2024)

Определяющим моментом для Осаму Сузуки стало появление модели Maruti 800 в Индии.

С уходом Осаму Сузуки автомобильный мир потерял одну из своих самых стойких и загадочных фигур. Несмотря на его преклонный возраст, смерть Судзуки стала шоком для многих, учитывая его, казалось бы, постоянное присутствие и неутомимую энергию, которую он привнес в компанию, носящую его имя. В последние годы жизни Судзуки потерял способность говорить и мог общаться только с помощью письменной речи. Но даже это не помешало ему курсировать между Японией и Индией, что было его привычкой на протяжении более четырех десятилетий. На самом деле, его последняя поездка в Индию состоялась совсем недавно, в июле, когда он приехал отпраздновать 90-летие RC Бхаргавы. Судзуки считал Бхаргаву не просто надежным коллегой, но и братом, и именно эта многолетняя, нерушимая связь между ними оказалась столь важной для обеспечения стабильности и преемственности руководства в Maruti Suzuki.

Долгая жизнь, полная упорного труда

В истории автомобильной промышленности лишь немногие избранные – такие легендарные лидеры, как Генри Форд и Фердинанд Пьех, – обладали прямым или косвенным контролем над своими компаниями так долго, как Осаму Сузуки. Судзуки пережил многих своих топ-менеджеров, и его долголетие объяснялось тем, что он работал, работал и еще раз работал, попивая зеленый чай в перерывах.

Когда его спрашивали о том, как долго он намерен оставаться в компании, он обычно отвечал колкостями вроде «навсегда» или «до самой смерти». Сузуки также называл себя «пожизненным пенсионером”, подчеркивая свою веру в ценность непрерывной работы.

Его уход знаменует собой окончание эры для Suzuki Motor Corporation, которой он руководил на протяжении четырех десятилетий, превратив ее из скромного производителя мотоциклов в мировую автомобильную корпорацию.

Osamu Suzuki (1930 - 2024)

В преддверии своего 94-летия Осаму Сузуки отпраздновал свое вступление в один из самых почетных автомобильных клубов мира — Зал славы автомобилестроения.

Упорство, целеустремленность и легендарная нацеленность на контроль затрат, присущие Осаму Судзуки, глубоко укоренились в годы его становления. Выросший в послевоенной Японии, он воочию убедился в разрушениях разрушенной экономики и общества, пытающегося восстановиться. Эта эпоха дефицита и трудностей привила ему такие ценности, как бережливость и находчивость, которые стали отличительными чертами его стиля руководства. Подростком, путешествуя по разоренной Японии, он развил в себе стойкость и выдержку, которые впоследствии определили его характер и карьеру. В одном из редких интервью в 2015 году, возможно, последнем, которое Сузуки дал индийским СМИ, он рассказал Autocar India о своих ранних годах жизни: “Я знаю, какой была Япония до Второй мировой войны. В те дни шоссе между Осакой и Нагоей не было заасфальтировано. Были и бедные люди. Что касается меня, то я знаю, через какие трудности прошли люди, и когда я вижу бедных людей в Индии, я могу понять [их]”.

По словам Судзуки, он был в Индии “более 200 раз”, начиная со времени строительства завода. “Я бы лично проверил бетон на своем заводе и все остальное”, — сказал он. Практичный стиль работы Сузуки был заложен в его скромном начале работы в компании.

Осаму Сузуки, урожденный Осаму Мацуда, начал свой путь в Suzuki Motor Corporation в 1958 году, начав с младшего уровня. Когда он женился на Секо Сузуки, внучке основателя компании, он взял фамилию Сузуки – практика, нередкая в Японии, особенно среди семей, стремящихся сохранить свою родословную в бизнесе. Этот символический жест положил начало его многолетнему сотрудничеству с Suzuki Motor Corporation, где он продвигался по служебной лестнице, изучая тонкости бизнеса с нуля и став президентом в 1978 году.

Бог затрат

Ранний опыт Suzuki в производстве мотоциклов, который включал в себя работу с мелкими и сложными деталями, дал ему бесценные знания в области проектирования компактных автомобилей. Этот опыт заложил основу его успеха в сегменте малолитражных автомобилей, где его внимание к деталям и экономическая эффективность стали ключевыми отличительными чертами.

“Опыт использования двухколесных автомобилей определенно пригодился. Даже база поставщиков двухколесных автомобилей пригодилась при разработке автомобилей”, — сказал Сузуки в своем интервью.

Именно этот опыт позволил Suzuki создать автомобили, которые были не только доступными по цене, но и отличались высокой надежностью – сочетание, которое оказалось непревзойденным на индийском рынке.

Главным фактором успеха Suzuki было его легендарное внимание к экономической эффективности, которое стало для него почти навязчивой идеей. Его мастерство в области бережливого производства и низкозатратного производства стало залогом успеха на развивающихся и очень чувствительных к ценам рынках, таких как Индия, где его подход позволил его компании одержать победу, в то время как другие мировые гиганты потерпели неудачу.

О его стремлении постоянно сокращать расходы ходили легенды, и он обладал острым умом в том, что касалось сокращения ненужных расходов и устранения излишеств. Судзуки, как известно, объезжал заводы, наблюдая за кампаниями по сокращению расходов, и высказывал предложения по открытию отверстий в крышах заводов, чтобы пропускать естественное освещение и экономить электроэнергию, или по снижению высоты потолков на заводах, чтобы сделать кондиционирование воздуха более экономичным. Если он видел, что в пустом конференц-зале горит свет, он выключал его. Однажды, после посещения штаб-квартиры Maruti-Suzuki в Дели, команда администраторов начала собирать степлеры со столов сотрудников. Почему? Потому что Судзуки сан сказал, что вам не нужно больше одного степлера на каждые пять столов!

На конференции ACMA в 2015 году поставщики комплектующих обвинили Suzuki в чрезмерном снижении затрат, что, по их мнению, сказалось на качестве. Suzuki гневно отреагировал на это заявление и заявил в интервью Autocar India: Тот, кто сказал это, не годится для управления какой-либо компанией! Ключом к созданию небольшого автомобиля является успешное применение концепции минимального стандарта стоимости и качества. Помимо «Сделано в Индии», вам также требуются «Качество в Индии» и «Стоимость в Индии». Человек, который вам это сказал, должно быть, слышал о «Произведено в Индии» и «Качестве в Индии», но, должно быть, заснул, когда я заговорил о «Стоимости в Индии’!

“Когда вы производите небольшие автомобили, прибыль от них также невелика. Общая стоимость автомобиля также меньше. Но это именно тот вызов, который нужно принять. Если вы не примете этот вызов, у вас есть только два варианта – либо заняться производством более крупных автомобилей, либо создать такой автомобиль, как Nano”. Suzuki всегда считала, что Nano скомпрометирован, и никогда не считала его подходящим автомобилем. 

Судзуки обладал незаурядной личностью, которая часто бросала тень на его преемников, включая его сына Тосихиро Судзуки. В течение многих лет Тосихиро действовал с молчаливым уважением к своему отцу. В кулуарах автомобильной выставки 2016 года в Дели я спросил его, каково это — быть сыном Осаму? “Очень трудно”, — сказал он с улыбкой. Продолжая светскую беседу, я сказал, что восхищаюсь энергией и острым умом его отца, и спросил, что он ест. “Люди!” — съязвил он. Возможно, его сын и не такой вспыльчивый, как его отец, но у него определенно есть чувство юмора!

Великий стратег

Осаму Сузуки был выдающимся стратегом, когда дело касалось альянсов, и использовал партнерские отношения для продвижения Suzuki Motor Corporation вперед, яростно защищая ее независимость. На протяжении многих лет он заключал сделки с такими автомобильными гигантами, как General Motors, Fiat и Volkswagen, используя эти альянсы для получения доступа к технологиям и мировым рынкам. Однако ярко выраженная независимость Suzuki часто превращала его в коварного партнера. Например, его партнерство с Volkswagen быстро испортилось из-за разногласий по поводу контроля и автономии, кульминацией которых стала получившая широкую огласку судебная тяжба, закончившаяся тем, что Suzuki вернула себе свои акции и осталась невредимой. Аналогичным образом Suzuki перехитрил General Motors, расторгнув альянс на своих условиях и получив значительные выгоды. Suzuki также сделал то, чего никогда не делал ни один автопроизводитель – вступил в крупную конфронтацию с правительством Индии, партнером Suzuki по совместному предприятию.

Ярко выраженная независимость Сузуки часто делала его непростым партнером. Его партнерство с Volkswagen испортилось из-за разногласий по поводу контроля и автономии.

В середине 1990-х годов обострились разногласия по поводу управленческого контроля и стратегических решений. Ситуация достигла пика в 1997 году, когда Suzuki обвинила правительство Индии в нарушении соглашения, что привело к публичному спору. Suzuki зашла так далеко, что не стала передавать Maruti новые модели и технологии до тех пор, пока конфликт не был урегулирован. Хотя это сотрудничество часто заканчивалось неприятными разводами, способность Suzuki выходить победителем из каждого из них подчеркивала его проницательность как переговорщика.

На склоне лет Осаму Судзуки осознал изменения, произошедшие в автомобильной промышленности в связи с электрификацией, и понял, что сотрудничество и консолидация необходимы для выживания. Несмотря на свою полную независимость, он понимал, что должен сотрудничать с более крупным автопроизводителем. Это привело к значительному партнерству с Toyota Motor Corporation, компанией, с которой Suzuki связывали глубокие исторические и личные связи. Осаму Сузуки и покойного Шоитиро Тойоду, который был почетным председателем Toyota до своей смерти в 2023 году, связывали тесные отношения, основанные на взаимном уважении. На самом деле, в 1970-х годах Toyota выручила Suzuki, выпустив двигатели, соответствующие новым строгим нормам по выбросам вредных веществ, которые вступили в силу в одночасье. Осаму никогда этого не забывал.

Сузуки понимал, что в конечном итоге ему придется объединиться с более крупным автопроизводителем, и сделал это с Toyota Motor Corporation.

С его уходом появились предположения о будущем Suzuki. Станет ли она еще одной компанией Toyota?

Как мы увидели из недавнего объявления о слиянии Nissan и Honda, японская автомобильная промышленность переживает масштабную консолидацию, чтобы противостоять натиску китайской конкуренции. Способность Осаму Сузуки сочетать независимость и сотрудничество является свидетельством его проницательного руководства. Его запомнят как лидера, который бросил вызов условностям, выдержал испытания и доказал, что быть маленьким не значит быть могущественным.

Вам также может понравиться