Как выровнять колеса на автомобиле


Развал-схождение: что это, как выставить правильно, и что будет, если его не делать

Каждый автопроизводитель для улучшения устойчивости и управляемости предусматривает для конкретной модели автомобиля определённое положение передних (и задних) колёс относительно друг друга и плоскости дороги. Параметры развала, схождения и кастера принято называть углами установки колес.

Под развалом понимают угол наклона колес по отношению к перпендикулярной плоскости (в обычном случае — к дороге). При отрицательном развале колёса визуально становятся будто "домиком", при положительном угле развала верхняя часть колеса наклоняется наружу относительно нижней.

При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»

Схождение — это сумма углов между плоскостью, которая проходит через центры колес и продольной осью автомобиля. Звучит немного непонятно, но на деле всё просто: если оно положительное, то плоскости вращения колёс пересекаются впереди автомобиля словно "сходясь навстречу" друг другу, при отрицательном — где-то сзади (расхождение). 

Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля

Кастер (иногда говорят кастор) от англ. Caster angle (угол продольного наклона) это угол, образованный вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. При положительном кастере ось поворота колеса наклонена назад относительно направления движения, а при отрицательном — наоборот, "смотрит вперёд". 

Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд

Начнём с развала. При его околонулевых значениях автомобиль наиболее стабилен до тех пор, пока едет по прямой. И только в том случае, если подвеска достаточно жесткая: не просто так на старых автомобилях колёса имели положительный развал, то есть «домиком наоборот», что в некоторой степени компенсировало мягкость амортизаторов и нестабильность углов под нагрузкой. 

Однако со временем от положительного развала конструкторы начали уходить в сторону отрицательных значений (правда, всё равно не заваливая колёса на несколько градусов, как это делают в автоспорте). Это позволило улучшить устойчивость автомобиля в поворотах, поскольку колесо «не подламывается» и цепляется за дорогу лучше из-за большего пятна контакта. 

Развал «домиком» улучшает устойчивость автомобиля при скоростном прохождении поворотов

Stance, baby: ярко выраженный отрицательный развал колёс является неотъемлемым атрибутом некоторых автомобильных субкультур

Поэтому околонулевые настройки в теории положительно влияют на устойчивость, а «минусовой развал» позволяет «вваливать» в повороты еще лучше, но уже способен привести к ускоренному износу внутренних дорожек шин. Именно поэтому, в отличие от спортсменов, и конструкторы автомобилей, и обычные «развальщики» предпочитают околонулевые значения.

Однако в зависимости от конструкции и кинематики подвески, жесткости упругих элементов, ширины колеи, вылета колёс и многих других факторов углы установки колёс на разных машинах заметно отличаются. Более того, они могут изменяться даже в пределах одной модели в зависимости от типа подвески (обычная или спортивная) и размерности шин.

Как регулируются углы установки колес? 

На многих современных переднеприводных автомобилях углы развала передних колёс заданы конструктивно, да и кастер (угол продольного наклона стойки) не регулируется, поэтому вся настройка сводится к проверке и регулировке схождения.

Однако так было не всегда — на той же "восьмерке", с которой выросли все остальные автомобили этой платформы , регулировались не только схождение с развалом, но и кастер. Интересно, что допуски при этом были довольно большими, а ремонтники при регулировке далеко не всегда меняли все углы, предпочитая во многих случаях не трогать кастер — дескать, возни много и толку особо никакого.

Заводские параметры углов Самары выглядят так: развал передних колёс = 0°±30', схождение = 0°15' ± 10' и кастер = 0°20±30'0. Как видно, допуски действительно довольно большие — развал по заводским нормативам может "гулять" в пределах одного градуса, а кастер из пятидесяти "плюсовых" минут имеет законное право "уходить в минус".

Передняя подвеска ВАЗ-2108 – классический Мак-Ферсон без подрамникабез подрамникаДопуски производителя на Самаре довольно большие, поэтому «среднестатистический» результат посещения стенда выглядит примерно так. Как видно, все параметры укладываются в «зелёный» диапазон


Некоторые автомобилисты утверждают, что отклонения в минуты (!) они способы заметить безо всякого стенда – просто внимательно взглянув на авто спереди…

На что влияет кастер?

С кастером ситуация обстоит не менее интересно. Чуть выше мы вспомнили, что при нулевом угле наклона стойка стоит строго вертикально – то есть, колесо со ступицей никуда не смещается относительно вертикали. При отрицательном кастере стойка в верхней части словно наклоняется вперёд, а колесо, соответственно, уходит назад. При положительном – наоборот.

На переднеприводных ВАЗах, например, параметр кастера изменяется с помощью регулировочных шайб, которые подкладываются под элементы передней подвески – кронштейны продольных рычагов (растяжек). 

Кастер на Самаре задаётся с помощью нескольких шайб

Продольные растяжки подвески ВАЗ-2108 спереди крепятся к кронштейнам, сзади – к поперечным рычагам. Именно поэтому они влияют на кастер

Убрав шайбы, стойку можно «завалить» назад в пределах градуса, а колесо – наоборот, сместить относительно центра арки в сторону переднего бампера. В реальности, правда, наблюдается обычно обратная картина – на многих «пожилых» Самарах, «десятках», Приорах и Калинах колесо «уезжает» в сторону передней двери из-за ударов и усталости металла, причем вернуть его на место получается далеко не всегда, даже если убрать все шайбы.

Так выглядит нулевой кастер: колесо стоит в колесной арке симметрично по отношению к бамперу и крылуЭто уже не кастер, а приговор передней подвеске и даже кузову. Вернуть колесо на место «малой кровью» не выйдет

Чем больше угол наклона стойки, тем переднеприводный (и не только) автомобиль стабильнее ведёт себя на высоких скоростях. Положительный кастер способствует меньшему «вилянию» машины, которая становится не такой чувствительной к колеям и неровностям. 

Кастер важен не только своим прямым воздействием на скоростные качества автомобиля, но и тем, что он влияет на углы схождения и развала, которые меняются в зависимости от наклона стойки. Поэтому начинать регулировку углов передних колёс нужно именно с кастера. Затем следует регулировка развала, а в самую последнюю очередь необходимо настраивать схождение, помня о взаимосвязанности этих параметров между собой.

При изменении кастера нужно раскручивать продольные растяжки подвески. Это требует времени и сил – особенно, если автомобиль старый

Какие выбрать углы? 

Обычно выбор углов установки колес из допустимого диапазона является прерогативой самого «развальщика». И это не всегда хорошо, поскольку многие из них, годами занимаясь своей работой, руководствуются какими-то внутренними стереотипами, которые нередко противоречат теории, а на практике приводят к ухудшению ходовых качеств автомобиля и преждевременному износу шин. Поэтому к итоговым цифрам распечатки нужно относиться с большим вниманием, а в отдельных случаях – не стесняться давать рекомендации.

Какой же ставить угол наклона стойки, если он регулируется? На стандартной подвеске и при «обычной» манере вождения – максимально допустимый положительный, то есть 0°50' для переднеприводной Самары, да и на других переднеприводниках кастер лучше ставить «побольше в плюс» — в пределах допусков, и если этот параметр настраивается, конечно. Это обеспечит автомобилю лучшую курсовую устойчивость на высоких скоростях и приведёт к «самостабилизации» руля в околонулевом положении. Допустимо и небольшое отклонение от заводских допусков – например, увеличение кастера до одного градуса (60-65').

Свои углы» могут выглядеть примерно такУдивительно, но современный стенд «знает» даже о том, что Самара выпускалась в двух поколениях!

Правда, за «чёткий ноль» придется расплатиться тем, что в поворотах руль несколько потяжелеет (усилителя-то нет!) и будет пытаться резче вернуться в прежнее положение. Однако к такой новой особенности машины можно привыкнуть буквально за несколько минут.

Что касается развала, то иные «городские гонщики» нередко «разваливают в минус» передние колёса до одного градуса и более. Однако при этом автомобиль станет более «нервным» и чувствительным к уклону дорогу, из-за которого руль может буквально «рваться из рук» (особенно – на больших и широких колёсах!). Еще одна плата за «спортивные амбиции» — преждевременный износ внутренних дорожек – шины-то стоят «домиком»!

Развал передних колёс на Самаре регулируется с помощью эксцентрикового болта (позиция 3 на рисунке) на корпусах передних амортизаторов

Лучше всего, если развал передних колёс после регулировки будет иметь «лёгкий намёк на минус» — то есть, в пределах -0°5-10' на сторону. Правда, выставлять этот параметр с такой ювелирной точностью на советско-российской машине не так уж просто, да и далеко не все мастера согласны тратить своё рабочее время на подобные забавы.

Настройка всех углов установки передних колёс на ВАЗе занимает больше времени, чем на автомобилях вроде Renault Logan

Регулировка схождения на Самаре – процесс довольно хлопотный (особенно со стороны водителя), поэтому некоторые развальщики даже самостоятельно (!) изготавливают подобный специнструмент

При настройке схождения на переднеприводных ВАЗах также лучше всего сильно не отклоняться от околонулевых значений, помня о том, что даже при небольшой загрузке автомобиля (водитель и пассажир) оно начинает изменяться примерно на 5-7 минут, причём в какую именно сторону (в «плюс» или в «минус») зависит от положения «усов» рулевой рейки на конкретном автомобиле. 

Обратите внимание, как изменяются углы схождения и развала при частичной загрузке! (первое фото – на пустом автомобиле, второе – с водителем весом 65 кг)

Перед регулировкой схождения руль нужно выставить строго горизонтально и зафиксировать, для чего на СТО используются специальные приспособления

Что будет, если их не делать?

В большинстве случаев проверку углов установки колес рекомендуют выполнять не реже одного раза в 30 000 км и сразу же после того, если автомобиль угодил колесом в крупную яму или стал участником даже небольшого ДТП. Ведь и первое, и второе может привести к смещению элементов подвески, что нарушит параметры схождения, кастера или развала.

А что будет, если их не делать вообще? Ничего хорошего, разумеется. Как минимум, автомобиль будет хуже вести себя и на прямой, и в поворотах, ведь отклонение любого из параметров влияет и на устойчивость машины, и на её управляемость. Во-вторых, сбитые углы приведут к тому, что машину начнет уводить в сторону, поэтому водителю придется удерживать руль с большей силой для того, чтобы сохранить прямолинейное движение. 

При настолько сбитом схождении левого колеса (параметр, выделенный красным), машина едет «как-то странно», постоянно рыская по дороге, а руль просто не возвращается обратно! Если всё оставить как есть, то протектора хватит буквально на пару тысяч километров.

Бывает, что машину не просто тянет влево или вправо, а она при движении все время «рыскает», отклоняясь туда-сюда от прямолинейной траектории. Кроме того, что ехать на таком автомобиле будет не слишком приятно, очень быстро владелец обнаружит, что колеса на той оси, где нарушены углы установки колёс, изнашиваются очень неравномерно и весьма преждевременно. 

Износ внутренних дорожек — результат большого отрицательного развала

Известны случаи, когда из-за неправильного «схода-развала» проектор почти новой шины буквально «таял на глазах», исчезая всего за 10-15 тысяч километров!

Когда регулировка углов установки колес не помогает?

Далеко не всегда даже квалифицированный специалист на правильно отъюстированном стенде (а это очень важно!) сможет выставить углы установки колес в заданных производителем допусках. Обычно этому мешают изношенные детали подвески, в которых возникли заметные люфты. Ловить минуты там, где во время движения детали «гуляют» на целые градусы – занятие довольно бессмысленное. Поэтому опытный «развальщик» обычно начинает с первичной (то есть «грубой») диагностики ходовой части, внимательно осматривая резино-металлические элементы и проверяя их на взаимное перемещение. Во многих случаях прежде, чем заезжать на стенд «схода-развала», необходимо посетить пост общеремонтных работ для замены изношенных деталей подвески. И лишь «перетряхнув ходовку» можно пробовать добиться требуемых углов установки колес.

Бывает, что подвеска в порядке, но выставить схождение, развал или кастер все равно не получается. Причина – необратимая деформация кузова, что бывает после сильной аварии или вследствие коррозии силовых элементов. И если в первом случае еще хотя бы теоретически может помочь стапель, то на сильной «гнилой» машине малой кровью проблему не решить, а большой – не имеет смысла.

Иногда даже после того, как углы выставлены правильно, автомобиль всё равно уводит в сторону. В этом случае нужно попробовать переставить колёса местами (а лучше – сменить подозрительную пару), поскольку часто из-за деформации каркаса или неоднородности слоёв брекера шина становится «кривой»

Опрос

Давно делали "развал-схождение"?

Всего голосов:

Как выровнять колеса как профессионал - совет экспертов

У Тони есть несколько увлеченных помощников, но его главный называется Hawkeye, точная машина для выравнивания колес, в которой используются лазеры для считывания до 30 различных углов вокруг автомобиля, включая связь кузова с шасси. Он излучает лучи света на отражатели, закрепленные на колесах автомобиля, чтобы определить их точную ориентацию. Его экран отображает виды углов и геометрии, которые привели меня в сыпь в школе.Не так Тони.

«Я увлечен выравниванием колес», - говорит он, с любовью готовясь к повторной регулировке нижнего рычага управления Ferrari. «Я визуализирую фигуры с разных сторон; цифры меня не пугают. Но если я думаю, что я свободен от Wheels in Motion, резидента доктора Боунса, я не считаю его капитаном Кирком: Джейсоном Сондерсом.

Saunders присматривает за колесами в отделе продаж шин под названием Blackboots. Шины у него в крови, его отец владел четырьмя автопарками, в которых Джейсон изучал свою профессию.Он говорит, что репутация Тони в плане выравнивания колес и его репутация в поиске высокопроизводительных и редких шин привлекают клиентов со всей Великобритании.

«Это может выглядеть не так, но люди, которые владеют Lamborghini или Ferrari, не разбрасывают свои деньги», - говорит он. «Я поставляю дилера Lamborghini, который, как я знаю, добавляет большую наценку. Мы делаем его выравнивание колес тоже. Его клиентам не потребовалось много времени, чтобы понять, что мы выполняем его работу по более низкой цене. Слово распространяется ».

Склад Jason - сокровищница специальных шин, в том числе комплект Pirelli 345/35 R19 P Zero Corsas, предназначенный для Ferrari Enzo.Султан Брунея время от времени отправляет свой F40 для свежей резины, в то время как другой покупатель - сын основателя модной улицы, и Джейсон показывает мне новые шины как раз для своего McLaren P1.

.Средняя стоимость центровки колес

в 2020 г.

Обновлено

Основная цель центровки колес состоит в том, чтобы колеса вашего автомобиля работали согласованно друг с другом так, чтобы как передние, так и задние колеса коснитесь дороги под одинаковыми углами.

Ищете хорошее онлайн руководство по ремонту? Нажмите здесь, чтобы увидеть 5 самых популярных вариантов.

Правильно выровненные колеса помогут вам исправить или избежать связанных с этим проблем, таких как тяга транспортного средства в любую сторону, плохой пробег газа, изгиб рулевого колеса или неравномерный износ шин.

При центрировании колес не требуется замена каких-либо деталей, что делает процесс полностью зависимым от затрат труда.

Если у вашего автомобиля плохая регулировка колес, приоритет должен быть доставлен в мастерскую, шиномонтаж, дилерскую или другую автомастерскую. Правильно выровненные колеса будут иметь прямое влияние на долговечность и производительность шин.

Это также может существенно помочь улучшить реакцию вашего автомобиля на дороге и комфорт вождения, обеспечивая плавную и безопасную езду.

Стоимость типового выравнивания колес

Средняя стоимость выравнивания колес зависит от модели автомобиля и профессионального механика, обслуживающего ваше транспортное средство, а также от используемого оборудования. В зависимости от того, куда вы едете, средняя стоимость выравнивания передних или задних колес большинства автомобилей колеблется от 50 до 100 900 долларов США.

Ожидайте, что заплатите где-то между $ 100 и $ 200, чтобы выровнять все четыре колеса . Для достижения наилучших результатов всегда рекомендуется полное выравнивание четырех колес.

Два главных фактора в конечной стоимости выравнивания колес - это рассматриваемый автомобиль и сервисный центр, в который вы отправляетесь.

Многие роскошные и высокопроизводительные автомобили требуют специальных инструментов и компьютеров для выполнения юстировки и могут занимать больше времени, чем другие.

Несмотря на то, что автосалон, очевидно, сможет выполнять выравнивание по марке своего автомобиля, не все независимые магазины смогут обрабатывать каждую марку и модель. Как правило, вы будете платить больше всего за выравнивание колес в автосалоне.

Часто вы получаете самую низкую цену за центрирование колес в супермаркетах с отделом авторемонта, таких как Costco или Walmart. После этого такие цепочки, как Firestone, Goodyear, Discount Tire и Pep Boys будут находиться в одном и том же ценовом диапазоне.

Специализированный цех для юстировки, как правило, является лучшим местом для шиномонтажа, поскольку они являются экспертами и часто располагают новейшим и лучшим оборудованием для юстировки.

Помните, что в процессе юстировки техник может найти другие детали, требующие ремонта или замены.Обычно вы можете позаботиться об этом, но цена работы по выравниванию может быстро перейти от 150 до 500 долларов, если потребуется другой ремонт.

Некоторые поставщики услуг могут выполнить однократное выравнивание, которое покрывается гарантией на ваш автомобиль, в зависимости от конкретного пробега автомобиля. Некоторые компании могут разрешить вам выполнять выравнивание колес бесплатно после продления гарантии или любых дополнительных выравниваний в течение определенного периода.

Что входит в выравнивание?

Когда вы садитесь в машину или грузовик для выравнивания, механик проверит три параметра: рицинус, изгиб и носок (подробнее здесь).Используя различное оборудование, они обеспечат установку углов всех параметров в соответствии с заводскими характеристиками для вашего автомобиля.

Как только это будет сделано, они протестируют все на центрирующей стойке и, как правило, отправляются на короткую пробную поездку, чтобы убедиться, что машина движется прямо, хорошо управляется и на руле нет вибраций.

Автострахование покрывает выравнивание колес?

Поскольку выравнивание шин является распространенным актом технического обслуживания, страховые компании в большинстве случаев не покрывают стоимость выравнивания.Исключением является случай, когда ваш автомобиль попал в аварию.

В большинстве случаев полное выравнивание четырех колес необходимо выполнять после всех ремонтов. Страховая компания, ваша или другая, почти всегда будет покрывать стоимость выравнивания.

Некоторые страховые компании могут утверждать, что небольшой изгиб крыла не повлияет на выравнивание, но вы должны отодвинуться, так как даже небольшое изменение угла наклона, ригеля или носка может вызвать большие проблемы для вас в будущем.

Как я узнаю, когда мой автомобиль нужно перестроить?

Если вам интересно, нуждается ли ваш автомобиль в выравнивании, сначала посмотрите на ваши шины. Неравномерный износ шин - часто больший износ внешних шин - является основным показателем того, что ваш автомобиль, вероятно, не выровнен. Вот еще несколько показателей:

  • ваш автомобиль, кажется, отклоняется в сторону, даже если вы думаете, что едете прямо
  • ваш руль вибрирует
  • вы едете прямо, но ваш руль не отцентрирован

Если ни один из этих индикаторов не появляется, но прошло время с момента последнего выравнивания, проверьте руководство пользователя, чтобы узнать, как часто производитель рекомендует использовать эту услугу.

Автомобиль без выравнивания - обычный результат повседневной езды. Но термин выравнивание на самом деле относится не к колесам вашего автомобиля, а скорее к подвеске. Как часть нормального вождения, части подвески вашего автомобиля могут износиться, и пружины могут быть растянуты. Даже небольшая авария или столкновение с бордюром могут нарушить работу подвески, выбив некоторые из компонентов с высокой калибровкой, и колеса будут сидеть под неправильным углом.Выравнивание восстанавливает правильные размеры этих углов, следя за тем, чтобы ваши колеса стояли прямо.

Наиболее заметным преимуществом выравнивания является меньший износ шин. А когда шины изнашиваются, они равномерно работают на правильно выровненной подвеске. Шины могут быть довольно дорогими - легко 100 или более долларов за шину - тогда как выравнивание часто стоит от 50 до 100 долларов, что делает его экономически эффективной процедурой, которая должна быть частью регулярного технического обслуживания автомобиля [источник: Consumer Reports].

Выравнивание гарантирует, что ваш автомобиль едет прямо и управляется правильно, делая вашу поездку более безопасной. Вы также получите больший пробег бензина, потому что ваши шины будут правильно выровнены с дорогой, уменьшая сопротивление.

На следующей странице мы рассмотрим, что происходит во время выравнивания.

,

Смотрите также